03.08.2016

Опубликовно: СК-Новости № 6 (344) 14 июня 2016 "Празднование Дня Победы"

Московский клуб документального кино им. Джеммы Фирсовой и Владислава Микоши совместно с Гильдией кинооператоров СК РФ и Московским отделением СК РФ почтили память фронтовых операторов, пронеся их портреты 9 мая по Красной площади в рамках всероссийской акции «Бессмертный полк».

Куратор Московского клуба документального кино Мила Космочевская: «Наш клуб носит имя фронтового кинооператора Владислава Микоши, а Джемма Сергеевна долгое время была председателем клуба. Поэтому тема фронтовых кинооператоров была и остается «больной» все эти годы. Мы долго добивались того, чтобы установили памятник фронтовым кинооператорам, и в 2016 году, наконец, это должно произойти. Мы, так или иначе, на протяжении всех лет существования клуба устраивали вечера памяти, связанные с деятельностью фронтовых кинооператоров и их подвигом. В прошлом году к 70-летию Великой Победы устроили в фойе Белого зала Дома кино выставку «Их было 258 фронтовых кинооператоров», которая проходила более месяца и получила отличные отзывы, так как мы показали не только кадры съемок, но и портреты фронтовых кинооператоров времен Великой Отечественной войны. Для нас было естественно примкнуть с портретами фронтовых кинооператоров к «Бессмертному полку». Эта идея родилась, что называется, сообща; даже удивительно, как многие из наших клубных активистов солидарно мыслят!
Мы стали разыскивать контакты через Гильдию операторов, которая также активно участвовала в этой инициативе, ветеранскую группу СК, через Интернет; во многом помог Виктор Доброницкий. Всего мы нашли более двадцати родственников. Не все могли пойти; многие, в связи с состоянием здоровья, отказались, хотя горячо поддержали наше начинание. В акции «Бессмертный полк» участвовали Виктор Доброницкий, сын фронтового оператора Виктора Васильевича Доброницкого; семья Михайловских ‒ внуки фронтовых кинооператоров Евгения Андриканиса и Галины Захаровой; Алексей Трояновский, сын Марка Трояновского; Игорь Шейнин, сын Семена Шейнина; Елена Лебедева, внучка Алексея Лебедева; Леонид Гершкович, внук Михаила Посельского. Валерий Ахнин нес портрет Бориса Соколова, единственного из ныне живущих фронтовых операторов. Члены Московского клуба документального кино несли портреты Романа Кармена, Ильи Гутмана, Галины и Юрия Монгловских, Соломона Когана, Владимира Сущинского, Марии Суховой, Оттилии Рейзман, Малика Каюмова, Виктора Муромцева, Семена Школьникова, Николая Быкова, Анатолия Крылова, Георгия Голубова. В нашей группе «Бессмертного полка» также шли с портретами фронтовиков кинематографисты, среди которых Евгения, Мария и Екатерина Головня, Надежда Майданская, Елена Демидова».
Кинооператор Виктор Доброницкий нес уникальный снимок отца и тети, сделанный в Чехословакии под Прагой, где пересеклись фронтовые дороги оператора и его сестры, военврача Софьи Доброницкой.
За транспарантом «Фронтовые кинооператоры» шли десятки кинематографистов. В акции принял участие и секретарь СК РФ Михаил Калинин, благодаря его поддержке «шествие фронтовых операторов» стало возможным. Он пронес фотографию деда, фронтовика Михаила Георгиевича Калинина.
На маленьком пятачке, окруженном многотысячной толпой «однополчан», разместились сразу три съемочные группы, причем съемки проходили не только на цифровые камеры, но и на кинопленку; соединение старой техники и технологий XXI века — на «Конвас» прикрепляют современную камеру — это ли не образ связи времен?
В одном строю бок о бок оказались и дети, и праправнуки фронтовиков, погибших и пропавших без вести; летчики и пехотинцы, кинохроникеры и танкисты — у памяти нет границ. Важными были слова благодарности от прохожих в адрес колонны операторов. «Спасибо фронтовым операторам за бесценные кадры войны!» — такова главная оценка труда 258-ми фронтовиков, вооруженных кинокамерами. Как гимн, звучали слова из песни «Баллада о фронтовом операторе»: «Снимал он трудный быт войны и смерть, и жизнь одновременно, снимал он танки у дорог, горелый лес, оживший в мае, но догадаться сам не мог, что он историю снимает...».

P.S. Московский клуб документального кино им. Джеммы Фирсовой и Владислава Микоши и кинооператор Соколов Борис Александрович (единственный из ныне живущих фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны) обратились с письмом к Председателю СК РФ Никите Сергеевичу Михалкову с просьбой поддержать установку в Москве памятника "Человек с киноаппаратом" (фигурное его решение), посвящённого подвигу фронтовых кинооператоров в годы Великой Отечественной войны, вместо предложенного РВИО памятника "малой скульптурной формы".

Материалы предоставлены: www.mikosha.club