Операторы и работники фронтовых киногрупп. Барбутлы Мансур Яхич


Операторы и работники фронтовых киногрупп. Барбутлы Мансур Яхич

07.10.2020

В. И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемий «Золотой орел» и «Ника». Лауреат 18 премий профессиональных премий. Автор книг, выставок и документальных фильмов по истории отечественного кино. В настоящее время сотрудник Государственного центрального музея кино, готовит интернет-публикацию полной коллекции сохранившихся монтажных листов советских фронтовых операторов 1942-1945 гг.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 665-666. — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Чехословакия. Весна 1945 года". Автор фото: Арон Замский. Источник: МАММ / МДФ.

Барбутлы Мансур Яхич (1909 — 1992).

Оператор документального кино. Татарин. Беспартийный. С 1931 – ассистент оператора на киностудии «Востоккино». В 1933 окончил два курса ГИКа. С 1935 – ассистент оператора, потом оператор «Союзкинохроники» (с 1936 – Московская студия ки­нохроники), в 1937–1943 – оператор Казанской студии кинохро­ники (с 1938 – Казанская студия хроникально-документальных фильмов).

«На фронте с 1943 г., – свидетельствует служебная характеристи­ка. – В течение года работал оператором групп ВВС: не был непо­средственно связан с фронтом и ничем особенным себя не проявил.

С осени 1944 г. зачислен в киногруппу 4-го Украинского фронта; произвел здесь ряд интересных съемок боев в Карпатах, Восточной Чехословакии, сумев приспособиться к трудным условиям горной войны, проявив много выдержки и подлинного трудолюбия.

Дисциплинирован, исполнителен, аккуратен, имеет большой опыт в работе, но в работе несколько медлительный, в связи с чем событийные съемки ему даются трудно. С большим удовольствием работает стационаром, тщательно заботясь о композиции кадра, света и т.д.

На переднем крае работать не любит, старается сцены боя воспроизвести дальше от переднего края или снимать «по следам наступающей части». Большого опыта фронто­вой работы не имеет.

Хороший товарищ, в быту образцово чистоплотен. 15 марта 1945 г.».

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 114.)

Участвовал в работе над фильмами «Бойцы ПВО – Керченский пролив», «Освобожде­ние Чехословакии».

В 1945–1956 работал на Сталинабадской студии художественных фильмов, в 1956–1984 – на Северо-Кавказской студии кинохроники.

Снял более 1000 сюжетов для кинохроники.

Награжден орденом Отечественной войны и девятью медалями.


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ ОПЕРАТОРОВ

«Читку проводит священник православной церкви...»

«ЧИТКА ДОКЛАДА Т. СТАЛИНА В ДЕР. РАКОШИН [РАКОШИНО]» (ЧЕ­ХОСЛОВАКИЯ)

7 ноября 1944 г.

4-й Украинский фронт

Монтажный лист № 1586

Оператор: Барбутлы

7 ноября, в день 27-й годовщины Великой Октябрьской революции, во всех городах и селах освобожденной от немецко-венгерских оккупантов Чехословакии проводились читки доклада Председателя Государств. Комитета обороны т. Сталина И.В.

Снято заметкой читка доклада в дер. Ракошин [Ракошино] – Русское, Мукачевского р-на, читку проводит священник православной церкви священник Федор Васильевич Стойкий.

На читке присутствовало более двухсот жителей деревни.

Всего – 90 метров.

Оператор Барбутлы.

Незаверенная копия. Машинопись.

На монтажном листе сделана отметка «Летопись».

 «Бойцы привезли сельчанам новогодние елки...»

ОПИСАНИЕ К ЭПИЗОДУ «В ЧЕХОСЛОВАЦКОЙ ДЕРЕВНЕ»

4-й Украинский фронт

Монтажный лист № 1679

В эпизоде показано, как молодежь Чехословацкой деревни Салдобош встречает груп­пу бойцов и командиров, привезших им елки для Нового года.

В эпизоде показаны моменты встреч, угощения гостей и веселье.

Съемка производилась 25 декабря 1944 г. в селении [нрзб.] – Чехословакия.

Оператор Барбутлы.

Незаверенная копия. Машинопись. Без даты.

На монтажном листе сделана отметка «Летопись».

 

«КРАСНОАРМЕЙСКАЯ ГАЗЕТА»

(Для журнала «Новости дня». К Дню печати)

12 апреля 1945 г.

Киногруппа 4-го Украинского фронта

Монтажный лист № 545

Кинооператоры: Д. Каспий, М. Барбутлы

Славный и боевой путь прошла красноармейская газета «За счастье Родины». Первый номер этой газеты вышел во время тяжелых боев за Воронеж. С тех пор она неотступно

сопровождала наших бойцов и офицеров, она являлась воспитателем и верным другом нашего бойца от Воронежа до Одера.

Газета была пропагандистом всех исторических приказов Верховного Главнокоман­дующего маршала Сталина, на своих страницах она ежедневно учила ненавидеть и по­беждать врага, популяризируя отдельных героев, отличившихся в схватках с немецкими захватчиками. В обзорах печати центральных газет «За счастье Родины» неоднократно отмечалась как одна из лучших красноармейских газет, а ее корреспонденты как умелые, гибко и оперативно работающие журналисты.

  1. Подшивка газеты «За счастье Родины». Подшивка газеты перелистывается, зритель может проследить по газете этапы героического пути Красной Армии: Воронеж, Днепр, Киев, Польша, Карпаты и, наконец, Одер.
  2. Наплыв. Уличный бой.
  3. Командный пункт батальона. Панорама. За стеной дома военный корреспондент газеты майор Кулешов берет интервью у славного разведчика Героя Советского Союза Ульяна Рыбака (подробные данные о Рыбаке смотрите в номере, прилагаемом к мон­тажному листу).
  4. Фотокорреспондент т. Петров фотографирует Ульяна Рыбака. Наплыв.
  5. Портрет героя накладывается на макет очередного номера газеты.
  6. У стола редколлегия газеты во главе с редактором – подполковником Кочкуровым.
  7. Работа наборщиков.
  8. Печать номера.
  9. Газеты отправляются на машине, мотоцикле.
  10. Окопы. Парторг роты – старший сержант Брожинов – раздает свежие номера газеты.
  11. Герой Советского Союза Ульян Рыбак в кругу своих боевых друзей читает свою крас­ноармейскую газету «За счастье Родины».

Кинооператоры Д. Каспий, М. Барбутлы.

Армейская газета. Съемка происходила в 226-й дивизии. Пленка СЧС-2.

Списать с Барбутлы большой ролик 160 метров, а два маленьких по 30 метров – с оператора Каспия.

Подлинник. Автограф.