ФОРМИРОВАНИЕ ЮЖНО-ЯКУТСКОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА: НЕОКОНЧЕННАЯ ИСТОРИЯ (2009)


ФОРМИРОВАНИЕ ЮЖНО-ЯКУТСКОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА: НЕОКОНЧЕННАЯ ИСТОРИЯ (2009)

21.09.2020

М.А. Акинин

Акинин Михаил Александрович — доцент кафедры экономики и социально - гуманитарных дисциплин Технического института (филиала) СВФУ в г. Нерюнгри.

Источник: сайт КиберЛенинка (https://cyberleninka.ru). Материал размещен на условиях открытой лицензии Creative Commons. Фото: г. Нерюнгри — кадр из фильма "Костер по четвергам" (1980).

Южная Якутия является богатейшей минерально-сырьевой базой, основу которой составляют золото, железные руды и уголь. В статье описывается развитие Южно-Якутского территориально-производственного комплекса. Ключевые слова: Южная Якутия, производственный комплекс, уголь, железная руда.

Как и 40 лет назад, сегодня, Южная Якутия становится объектом повышенного внимания хозяйственных и политических структур Российской Федерации. В «мегапроектах» ее развития, принятых в 2007 г., планируется довести до своего логического завершения строительство Южно-Якутского ТПК. Это связано с богатейшей минерально-сырьевой базой, основу которой составляют золото, железные руды и уголь, общие балансовые запасы которого оцениваются в 57,5 млрд т.

В 70-е гг. XX в. считалось, что система территориальнопроизводственных комплексов (ТПК) является наиболее рациональной формой организации регионального хозяйства. Первенцем крупного многоотраслевого Южно- Якутского ТПК, центра коксохимической и металлургической промышленности, должен был стать Южно-Якутский углепромышленный комплекс (ЮЯУК). Разработка южно-якутских угольных месторождений по показателям себестоимости и удельным капитальным вложениям была более экономичной в сравнении другими бассейнами коксующихся углей: Кузнецким, Карагандинскими и Донецким [1]. Большую заинтересованность к залежам угля проявили и японские компании. В счет кредита, предоставленного японской стороной, Советский Союз закупил для разработки месторождений Южной Якутии автотранспортную, землеройную технику и другое оборудование и материалы.

Стратегия формирования комплекса предполагала несколько этапов. Завершение основной задачи по строительству и вводу в эксплуатацию объектов Южно-Якутского территориальнопроизводственного комплекса планировалось после 2000 года [2] .

Промышленное освоение Южной Якутии сопровождалось активными социально-демографическими процессами. За 14 лет (1970-1984гг.) численность населения г. Нерюнгри увеличилась в 13,3 раза [3]. Неудовлетворительное решение проблем социальной сферы играло отрицательную роль в формировании трудовых ресурсов стройки и не укрепляло кадровый состав коллективов, работающих на ТПК. За период с 1976 по 1985 гг. прибыло на территорию, подчиненную Нерюнгринскому горсовету, 168080 человек, убыло — 98279 человек (численность населения среднего города), что составляет около 59% от общего числа прибывших [4].

Частыми были простои на рабочих местах из-за отсутствия материалов, которые несвоевременно поставлялись со ст. Сковородино и Большой Невер. Неэффективно использовалась новая техника. Сложившаяся на строительстве ЮЯТПК напряженная ситуация была предметом рассмотрения на заседаниях ЦК КПСС и Совета Министров СССР, ЯАССР. Только за 1975 — ноябрь 1977 г. Совет Министров ЯАССР принял 17 постановлений, касающихся развития Южной Якутии.

В целях обеспечения строительства и ввода в действие первоочередных объектов Советом Министров СССР были установлены конкретные задания и зоны ответственности МУП СССР, Минэнерго СССР, Минстроя и Минсвязи СССР [5].

Были вскрыты и просчеты в определении численности населения. Новый генеральный план города Нерюнгри, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР № 142 от 20 марта 1978 года, учитывал рост населения: 1980 г. — до 50 тыс. человек, 1990 г. —70 тыс. человек, к 2000 году — до 100 тысяч жителей [6].

Для обеспечения успешной эксплуатации угольного разреза особое значение имела приспособленная к северным условиям новая техника. Учитывая, что потери от применения механизмов, не рассчитанных для работы в экстремальных условиях, составляли ежегодно до 150 млн. рублей, проектом предусматривалось использование отечественной, специально сконструированной для Нерюнгри техники: 120-180-тонные автосамосвалы (БелАЗы), экскаваторы (ЭКГ–20), буровые машины СБШ-250-55 и т.п. Новая отечественная техника начала поступать лишь к середине 80-х гг. XX в. — с опозданием на 10 лет. Поэтому проекты были сориентированы на импортную технику, приобретение которой потребовало валютных средств. С 1974 по 1985 гг. на закупку такой техники было потрачено около 1 млрд рублей. Однако импортная техника оказалась неподготовленной к работе в экстремальных условиях, требовалась более чем четырехлетняя доводка импортного экскаватора 204-М «Супер-фронт» фирмы Марион. Это привело к отставанию вскрышных работ, что вынудило руководство отрасли и стройки вводить в эксплуатацию головные образцы отечественной техники без полного комплекса испытаний. Над созданием, доводкой и усовершенствованием горной техники работали 32 научно–исследовательских института и проектно-конструкторских бюро[7]. К этим проблемам добавились потери техники, оборудования, запасных частей из-за неудовлетворительного состояния ее хранения, пожара в автобазе № 4 15 января 1979 г.[8].

Министерства и ведомства, занимающиеся развитием производства на территории комплекса, исходили, прежде всего, из своих отраслевых интересов. Управление промышленностью и строительством было построено по отраслевому принципу, а мероприятия программ формирования ЮЯТПК имели комплексный характер.

Реализация инвестиционной программы велась, в основном, по линии трех союзных министерств (Минэнерго СССР, Минуглепром СССР, Минцветмет СССР). В результате распыления средств по министерствам и ведомствам шло отставание в создании ряда объектов социально-бытовой инфраструктуры, в темпах сооружения жилья и предприятий республиканского и районного назначения. Практически каждое министерство создавало для себя свою собственную базу строительной индустрии, свои поселки, города. Попытка Якутского обкома КПСС создать в ТПК координационный Совет при Минуглепроме СССР оказалась неудачной, его решения были необязательны для подразделений других министерств, что было, впрочем, закономерным для «экономики согласований» — «бюрократического рынка» 70-80-гг. XX века [9].

Концентрируя в своих руках капиталовложения, ведомства действовали в своих интересов, зачастую не считаясь с мнением местных партийно-государственных органов.

Система управления комплексом не была основана на сочетании отраслевого и территориального принципов управления, и это не позволило завершить строительство угольно-металлургической базы страны до распада СССР.

Однако, несмотря на все просчеты, создание такого уникального комплекса и, в первую очередь, угольного разреза в суровых природно-климатических условиях, с использованием новейшей техники и технологий, позволило сегодня обеспечить углем и электроэнергией и Нерюнгринский район, и прилегающие к нему регионы, а так же осуществлять экспортные поставки угля за границу.

В наше время, несмотря на богатейшие запасы угля, ситуация в регионе далека от идиллии, (на неполную мощность работает Нерюнгринский угольный разрез, остальные угледобывающие предприятия, в условиях кризиса, едва сводят «концы с концами»), что показал социологический опрос общественного мнения, проведенный в марте-апреле 2009 г., с целью выявления отношения населения Южной Якутии к происходящим переменам в регионе, связанным с реализацией «мегапроектов». Опрос выявил негативное отношение жителей г. Нерюнгри к социально- экономической политике компании «Мечел», выкупившей ОАО ХК «Якутуголь» — 66,3 %; 85,6% респондентов находят ошибочным, приведшим к ухудшению ситуации в регионе, решение правительства РС(Я) о продаже «Якутугля» стальной группе «Мечел»; 33,9% нерюнгринцев считают Южную Якутию депрессивным регионом; 37,2% — полагают, что «мегапроекты» не принесут никаких изменений - все останется по-прежнему.

Но есть еще 20,5% жителей г. Нерюнгри, которые видят Южную Якутия стабильно развивающимся регионом. Регионом, за которым будущее не только Якутии, но и всей России.

Акинин. 2009

_____________________________________
1. Железные руды и коксующиеся угли Южной Якутии — на службу Родине. Якутск, 1961. С.31; Чиряев Г.И. Экономические проблемы формирования Алдан-Чульман-Удоканского территориально- производственного комплекса. Якутск, 2000. С. 56-57.

2. Власов В.И. Некоторые вопросы формирования локальных ТПК Якутской АССР // Проблемы Севера. Территориально- производственные комплексы Севера. Вып.21. М., 1983. С. 97-99.

3. Васильев Я.Т. Социально- экономические проблемы формирования и закрепления кадров в районах Южной Якутии. // Южная Якутия: социально- экономический аспект. Сборник научных трудов. Якутск, 1985. С. 7.

4. Лаппарова И.Ф. Городское население Якутии в условиях интенсивного промышленного освоения: историко - демографический аспект ( конец 50-х- 80-е гг. XX века). Автореферат. -Якутск, 2001.- С.17.

5. Лаппарова И.Ф. Городское население Якутии в условиях интенсивного промышленного освоения. Новосибирск, 2003. С. 109.

6. Приказ Министра угольной промышленности СССР от 21 марта 1978 года № 152. М.,1978. С. 1-55.

7. Текущий архив ОАО ХК « Якутуголь». Приказы по личному составу. Оп.2. Т.1. Л. 59.

8. Ждамиров В.М., Захаров Ю.А., Грачев А.А. Ярмонов И.И Южно- Якутский угольный комплекс. М., 1991. С. 9–25.

9. Якутия: хроника, факты, события.1954-1990 / Ред.-сост. А.А.Калашников. Ч.3.Якутск, 2006. С.273; Текущий архив ОАО ХК «Якутуголь».Приказы по МУП. 1979. Т.2. С. 80–84.