Николай Быков. Это было под Бреслау...

Журнал «Советский экран» № 4 за 1962 год.

Николай Быков. Это было под Бреслау...

15.09.2020


Автор:
Т. Медведев

Опубликовано в журнале «Советский экран» № 4 за 1962 год. Материал предоставлен соавтором интернет-проекта о фронтовой кинохронике «КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ» режиссером Георгием Молодцовым. Фото: "Н.В. Быков в Бреслау. Весна 1945 года". Фото из архива Валерия Ивановича Фомина. Реставрация фото: Татьяна Юрина.

Украинских читателей журнала «Советский экран» глубоко взволновал рассказ Р. Григорьева о военном кинокорреспонденте  Владимире Сущинском, опубликованный в № 12 журнала за 1961 год. Этот рассказ напомнил нам о прошлом, о фронтовом друге Сущинского  — воспитаннике Киевского государственного института кинематографии, инженере-капитане, операторе Николае Владимировиче Быкове. Оба погибли на боевом посту в боях за немецкий город  Бреслау (ныне Вроцлав, Польша. -Прим. ред. сайта #МузейЦСДФ). Имена их золотом вписаны на мемориальную доску в Московском Доме кино.

Оружием операторов были автоматы-кинокамеры «Аймо»...

Человеком, который первым вышел на дамбу, участники боев за Бреслау называли Сущинского. Да, первым. Еще до окончания артподготовки, до начала атаки он взбежал на пятиметровую дамбу, за которой укрепился враг и, нацелив аппарат, стал снимать. Когда началась атака, Сущинский с киноаппаратом пошел дальше, вперед. Николай Быков восторженно говорил о смелости своего друга, а между тем он и сам отличался этим качеством.

Советское правительство высоко оценило боевые заслуги Н. В. Быкова, наградив его орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалью «Партизану Отечественной войны».

Николай Быков — выходец из рабочей семьи города Луганска (Донбасс). Двадцатилетним юношей, совмещая работу с учебой на рабфаке Киевского киноинститута, он стал оператором корреспондентского пункта Украинской студии кинохроники по Донбассу и снял ряд хроникально-документальных и учебно-технических фильмов.

Во второй половине тридцатых годов Н. Быков проявил себя как зрелый мастер документальных съемок, обладающий большими организаторскими способностями, инициативой и трудолюбием.

Бомбы, сброшенные в июньскую ночь 1941 года на Киев, определили судьбу Н. В. Быкова.

Командование поручило ему ответственное задание — быть начальником эвакуирующегося в Ташкент эшелона Киевской студии научно-популярных фильмов.

Задание командования он выполнил отлично. Но беспокойный характер не давал засиживаться Быкову в далеком Ташкенте.

В личном архиве оператора хранится удостоверение от 16 июля 1942 года, по которому «режиссер-оператор Н. В. Быков командируется по делам фильма «Десантирование воздушных войск».

— Но эта командировка в Москву,— как рассказывает жена Быкова,— была Николаем выдумана. На  самом деле он хотел добиться в Москве, чтобы его отправили на фронт кинокорреспондентом.

И вот его желание осуществляется. Но передадим слово самому Быкову.

«Мы благополучно приземлились в районе того самого партизанского отряда, который был нам указан в инструкции и где нас ожидали...»,— читаем мы запись в его дневнике от 10 февраля 1943 года. «...Я и оператор Семен Школьников получили задание переправиться в Белоруссию к партизанам. Наша задача включиться в состав партизанского отряда и, участвуя в боевых операциях, снимать материал для хроники и будущего документального фильма о партизанах...».

В записи от 27 марта читаем:

«...Много работы... Ко мне прикомандирован партизан, хорошо знающий каждый бугорок и кустик... Мы перебрасываемся из отряда в отряд, двигаемся то верхом на лошади, то на дрогах. Я вооружен двумя автоматами- съемочным  «Аймо» и автоматом ППШ. Завтра отправляем в Москву первые ролики. Есть интересный материал...»

Николай Быков (справа) у партизан. Фото из архива В.И. Фомина.

«2 апреля.  Россошский район... Кругом сожженные  деревни. Все разрушили мерзавцы.  В одной деревне нам показали место за сараем, где мы раскопали заживо погребенных людей. Среди них учительница, двое мужчин и старуха с мальчиком. Старуха обняла ребенка, очевидно, защищая его от фашистских выродков. Так, в этом  положении, как скульптурная группа, они заживо и погребены. Кровь стынет в жилах от одного вида этих чудовищных преступлений немецких бандитов. В этой деревне я заснял раскопки заживо сожженных людей...».

В дни тяжелой работы в тылу врага вместе с партизанами Н. Быков подает заявление о приеме в члены Коммунистической партии. Рекомендуя его в члены партии, комиссар Третьей Калининской партизанской бригады Николай Васильев писал:

«..Работая в тылу врага, тов. Быков, не считаясь с опасностью, заснял на кинопленку целый ряд боевых операции, проведенных партизанами, и участвовал в этих операциях как боец-партизан...».

Настал 1944 год. На студию хроникально-документальных фильмов пошли новые сотни метров пленки, на которой были зафиксированы новые сюжеты: изгнание фашистских захватчиков с территории Украины и Польши.

У стен города-крепости Бреслау встретились два прекрасных мастера советской кинохроники — Н. Быков и В. Сущинский.

Источник фото: Госкаталог (№ 16462891).

Николай ставил себе в пример В. Сущинского, его умение «работать на войне». Многие фронтовые друзья Быкова вспоминают, с каким восторгом Николай говорил об отваге Владимира Сущинского, но сам Николай Быков, в сущности говоря, повторил смелый подвиг своего друга.

Шел бой за железнодорожную насыпь в черте самого города. Схватка, разгоревшаяся здесь, была одна из самых жестоких: в ней с обеих сторон участвовали артиллерия, минометы, пехотные подразделения, авиация. Темп боя был стремительным.

— Первый раз вижу такое,— тихо сказал Быков товарищу...

И он с аппаратом в руках кинулся в гущу схватки вместе с атакующими бойцами, чтобы запечатлеть их великий подвиг. Это была его последняя съемка.

г. Киев