Опубликовано в газете "Советская культуры" 22 января 1957 года. Фото: "Оператор А.С. Кочетков. "Мирный", Антарктида. 1956 год". Фото из семейного архива А.А. Кочеткова.
Благодарим дочь оператора, участника 2-й Советской антарктической экспедиции Н.Т. Шмакова — Оксану за предоставленный материал.
В 1956 году на экраны вышел видовой полнометражный фильм об исследовании Антарктиды советской научной экспедицией «В стране вечных льдов» (производство: ЦСДФ; режиссер В. Ешурин; операторы: В. Ешурин, А. Кочетков; автор текста Б. Агапов; текст читает А. Задачин; композитор Н. Пейко; звукооператоры: В. Котов, И. Восресенская).
Вспенивая стальным носом голубую воду океана, дизель-электроход «Обь» идет на юг. На борту корабля ученые, полярники — будущие жители советского поселка на ледяном континенте, в Антарктиде.
Позади несколько тысяч километров пути, Европа, Африка. Впереди — таинственная и неизведанная область земного шара.
Цветной документальный фильм «В стране вечных льдов», снятый операторами В. Ешуриным и А. Кочетковым (автор сценарного плана и режиссер В. Ешурин) показывает первый этап в жизни экспедиции — высадку на материке и постройку первого в Антарктиде советского научного городка, которому решено было присвоить имя «Мирный» в память о первой русской антарктической экспедиции на шлюпках «Мирный» и «Восток».
Год назад, когда советская научная экспедиция, возглавляемая известным ученым М. Сомовым, отправилась в Антарктиду, мы с волнением читали каждое сообщение, приходившее из далекой Антарктики, и вот теперь на экране мы собственными глазами видим, как все происходило.
Антарктика встретила наших путешественников приветливо — солнцем, теплом и безветрием,
Явились даже встречающие... пингвины. Забавные, похожие на неуклюжих толстяков во франках, они не проявляют ни малейшего страха, подходят вплотную, смешно ковыляя, или вдруг падают на брюхо и, отталкиваясь ногами, подкатываются как на санях.
Кадры в начале фильма сразу же демонстрируют нам одну из примечательнейших черт Антарктиды: здесь животные не боятся человека, они его просто никогда не видели. Для ученых, особенно орнитологов, это дает неоценимую возможность вести наблюдения на природе, как в громадной естественной лаборатории.
Создатели фильма все время стремятся показать "живую" Антарктиду.
Многочисленные пингвины разных видов, буревестники, тюлени, снятые в родной стихии, как нельзя лучше убеждают в том, что Антарктида отнюдь не лишена жизни...
Значительную часть фильма занимает кинорассказ о выгрузке многочисленного оборудования экспедиции и постройке научного городка. Полярники столкнулись со множеством разнообразных препятствий и неожиданностей. Зрители видят, как трудно порой бывало перевозить снаряжение с корабля к месту постройки поселка.
Теплое летнее солнце размятчало лед припая, делая его ненадежным и опасным для тяжелых тягачей и вездеходов. Работа нередко прерывалась штормами, ураганный ветер заносил все тучами снега и ледяной крупы, а волны ломали как тонкую корочку, мощный ледовый припай.
Первые шаги по неизвестной земле — что может быть увлекательнее?! Интересно сняты поездка на катере к островам Хасуэл, полет вглубь материка, посещение оазиса Бангера — одного из любопытнейших и загадочнейших уголков этой земли.
Фильм получился интересным, динамичным. В нем нет длиннот и излишней детализации, нередко утомляющих зрителя. Операторы сумели выбрать самое существенное, то, что смотрится с неослабевающим вниманием. В дальнейшем хотелось бы увидеть на экранах кинотеатров такой же живой и увлекательный фильм о последующей работе и жизни советских полярников и ученых в Антарктике.
В 2006 года на Первом канале вышел документальный фильм Александра Кочеткова (младшего) о Первой Советской антарктической экспедиции. Вошли фрагменты документальных фильмов «Огни Мирного» (1957; ЦСДФ; режиссер М. Славинская; оператор А. С. Кочетков), «Повесть о пингвинах» (1958; ЦСДФ; автор-оператор А.С. Кочетков; монтаж режиссера М. Славинской), «Открытие Антарктиды» (1985; ЦСДФ; авторы фильма: А.С. Кочетков, А.А. Кочетков; оператор: Н. Волков), «За горизонтом — горизонт. Штрихи к портрету академина Трешникова» (1989; ТО "Юность" ЦСДФ; режиссер и автор сценария А.С. Кочетков; съемки СП-28 оператора Алексея Кочеткова). В фильмах использованы материалы Центрального государственного архива кинофотодокументов СССР (ныне РГАКФД), снятые А. Шафраном и М. Трояновским, Госфильмофонда СССР (ныне Госфильмофонд России).