Сухова

Из воспоминаний партизанского художника Николая Обрыньбы.

Сухова

12.08.2020

Из воспоминаний Николая Ипполитовича Обрыньбы — партизанского художника. (Книга «Судьба ополченца»). Фотография из архива семьи Суховой предоставлена режиссером Георгием Молодцовым.

Шла блокада[1], мне поручили сопровождать кинооператора Машу Сухову, прибывшую из Москвы. Мы поехали на линию обороны, которую держал отряд Диденко, там постоянно шли бои, каратели прощупывали наши заслоны. Маша снимала засады партизан, даже как наступление власовцев отбили. Снимала она киноаппаратом, поручив мне дублировать «лейкой». А первый снимок для нее я сделал еще в июне, когда мы с ней и Гутиевым пробирались из брошенного лагеря в Старинку. В Антуново тогда еще стояла наша артиллерия, Маша попросила показать, как заряжают пушку, и сняла на пленку, а я повторил «лейкой», ей хотелось ничего не упустить из нашей боевой жизни. Вот и теперь, побывав в штабе Диденко, мы сразу направились к дороге на Ушачи, там стояли наши, перекрывая большаки на случай наступления немцев, и мы двигались с Машей от взвода к взводу, снимая засады пэтээровцев отряда Диденко.

Когда вернулись в штаб, Маша попросила: «Сними меня, как я работаю среди бойцов». И я снял ее среди партизан, сначала камерой — она фотографирует Диденко, потом аппаратом — как она перезаряжает пленку.

***
...Отснял хлопцев, баню и увидел, что возле штаба уже сошлись командиры взводов обсуждать прошедший бой. Подошли и Миша Диденко с Борисом Звоновым, меня всегда встречали с большой радостью в отряде. Вспомнили Васю Никифорова, он был ближайшим другом Михаила и Бориса, свежа была утрата его. Маша сказала, что будет снимать, я стал дублировать, и Миша Диденко предложил:
— Знаешь, Николай, ты всех снимаешь-снимаешь, а тебя нет нигде. Давай вместе снимемся. Чтоб память была.
А Маша добавила:
— Сниму и жене отвезу. Так потом и было.
А пока мы возвращались в Старинку, в штаб бригады.

В июле, когда наша разросшаяся бригада была разделена на две, Лепельскую бригаду имени Сталина возглавил Лобанок, но его вскоре отозвали в Москву, так что командовал бригадой его заместитель Короленко, он вырастил и воспитал лучший отряд, отряд, который являлся остовом нашей бригады, а теперь ее части — бригады Лобанка. К Короленко мы и приехали. На прощание, улетая в Москву, Маша сфотографировала Короленко с его адъютантом. Эту фотографию я потом попросил у Маши, когда она прилетела в бригаду во второй раз, она привезла ее для Короленко. Снимок этот и сейчас у меня.

Улетала Маша с нашего партизанского аэродрома, я дежурил в ту ночь, ждали самолета, и она вдруг сказала:
— Не то, не то я делаю, Николай, не то снимаю. Взрывы, пожары, хотелось кадров эффектных. Но ведь это везде одинаковое! Надо было вашу жизнь, лагерь снять, ведь я еще застала его живым, все было на месте, все действовало, и картины твои я видела в штабе, еще они висели, когда я приехала. Но это казалось таким мирным, таким невоенным, разве для этого я сюда ехала? Только теперь понимаю: ведь это и есть главное, а не орудия, не эти черные дымы... И почему я не сняла ваш лагерь? Ведь такого нигде больше нет, никто не снимал. Как я теперь жалею!
Мне тоже было жалко. Я и сейчас жалею.

А Маша снова вернулась к нам, участвовала в прорыве. Мне рассказывали, что на их участке хлестал ливень огня, Маша была смертельно ранена в живот и упросила Ф. застрелить ее.

____________________________________
1. Операция «Весенний праздник» (11 апреля 1944 — 14 мая 1944) — карательная операция немецко-фашистских войск, проводившаяся в оккупированной Белоруссии против партизан и мирного населения Полоцко-Лепельской партизанской зоны.

СПРАВКА

Обрыньба Николай Ипполитович (1913 — 1993) — художник, график, живописец. Член Союза художников СССР. Заслуженный художник РСФСР.

Родился в г. Епифань Тульской области. Учился в Харьковском художественном институте, окончил Киевский художественный институт, занимался в батальной мастерской Н.С. Самокиша, проходил обучение в Московском художественном институте. С 1939 года участвовал в республиканских и всесоюзных художественных выставках. Член Студии военных художников им. М.Б. Грекова.

В 1941 году вступил в Народное ополчение, в Вяземском «котле» попал в плен, бежал. В составе партизанского отряда Николай Иванович принимал участие в боевых действиях на территории Белоруссии.

Николай Обрыньба (слева), Николай Гутиев с собакой по кличке Тасс. Лепельская партизанская зона. 1943 год.

Будучи разведчиком, Обрыньба писал картины в краткие промежутки между боевыми заданиями, герои его полотен конкретны, события, на них изображенные, абсолютно достоверны. Художник работал «по горячему следу», в непосредственном контакте с подвижной, ни на минуту не останавливающейся жизнью, не имея минимального отхода от нее в пространстве и во времени, постоянно находясь среди своих героев, внутри сюжетов. 

Источник: www.artpanorama.su

Картины находятся в Львовской картинной галерее, Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны, в частных коллекциях в России, Италии, Франции, США и Японии. Тиражные плакаты Н. И. Обрыньбы хранятся в собрании московских музеев.

_____________________
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.


Материалы по теме