«Лоскутное одеяло». Год 1955-й

Катанян: Вчера снимал для «Новостей» Жана Поля Сартра, который сейчас в Москве проездом из Китая.

«Лоскутное одеяло». Год 1955-й

06.08.2020

Василий Васильевич Катанян (21 февраля 1924, Тбилиси, СССР — 30 апреля 1999, Москва, Российская Федерация). Лауреат Ленинской премии (1980). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988). Член СК СССР — СК России с 1957 года. Беспартийный.

Опубликовано: Катанян В.В. «Лоскутное одеяло» (Про всё) (изд.: — М.; «Вагриус»; 2001 год). Фото: "Французский писатель Жан-Поль Сартр с Л.П. Орловой в театре имени Моссовета. 1955 год". На фото (на втором плане): актер Константин Михайлов (слева) и режиссер Григорий Александров (стоит за Сартром). Автор фото: Павел Маныч. Источник: МАММ / МДФ).

1955

10 января. Смотрел у Охлопкова «Гамлета». На меня постановка произвела огромное впечатление. Блестящий Рындин.

Очень хорошо, страстно играет Самойлов, он прекрасно выглядит и временами почему-то внешне похож на Грету Гарбо в «Королеве Христине» — что, впрочем, не так уж плохо. Потрясающие плечи у красавицы Григорьевой — Гертруды. А как поставлена смерть Клавдия под рухнувшим балдахином?! Кто-то фыркает, что спектакль "оперный" или "балетный", а на самом деле он театральный. После «Сирано» я не видел таких ярких представлений.

В зале был Козинцев с Любовью Михайловной. После спектакля я спросил — как ему? "«Мышеловка» у них сделана лихо", — ответил он, а я поздно вспомнил правило, которого стал придерживаться в последнее время: никогда не спрашивай мнения по свежим следам.

Звонил Раневской насчет съемки для кинолетописи. Она увильнула. В разговоре я сказал, что смотрел «Гамлета» у Охлопкова.

— А как Бабанова в Офелии?

— Очень интересна. Красива, пластична, голосок прежний...

— Ну, вы, видно, добрый человек. Мне говорили, что это болонка в климактерии.

Ничего себе, подумал я, как одна народная оценила другую народную артистку. Да, может быть, и не говорили, а сама Фаина Георгиевна придумала?

1 февраля. Элик уже давно решил заняться игровым кино. И тут наш режиссер С. Гуров предложил ему сотрудничество — делать на пару на «Мосфильме» фильм о самодеятельности трудовых резервов[1]. Это документально-художественно. Сергей Гуров — немолодой, серый, но славный человек. А Элик придаст картине темперамента и выдумки.

Видел «Шурале» Якобсона в филиале Большого с Плисецкой и Кондратовым. Такое гоп-ля-ля для детей. Смотрится с умилением, но костюмы отвратительные. На Майе — просто барахло.

В Доме кино был юбилей Довженко, 60 лет. Очень тепло его поздравляли, а Евг. Самойлов выехал на сцену на коне — в гриме Щорса! Юлия Солнцева, все еще очень красивая, без единой улыбки, взволнованная и злая, сидела в шикарном светло-зеленом платье. "Нет, ты мне совсем не дорогая, милые такими не бывают", — вспоминал я стихи Асеева о ней. Друзья собрали деньги и устроили банкет в «Советской». Ему самому было не на что, он давно не снимает. Печально это.

5 апреля. В Доме кино была премьера «Сахалина», зал был битком набит, потом было обсуждение, и все прошло хорошо. Затем мы отправились на радостях ужинать в «Советскую» — тут же за стеной, — и когда вошли, я услышал, что кто-то из посетителей сказал: "Явился московский полусвет". Вот, оказывается, кто мы.

Картину «Остров Сахалин» посылают в Канн, еще «Большую жизнь», «Ромео и Джульетту» с Улановой и «Золотую антилопу». Едут Юткевич, Пырьев и Васильев.

8 апреля. Во время отпуска поехали со Светланой Успенской и Бобой Бродским в Таллин (16-30 марта). Светлана только что вышла замуж, и это вызывало много смеха относительно свадебного путешествия с двумя усатыми спутниками, мужьями ее не являющимися. Очень понравился Таллин, декорация к сказкам Андерсена. В лютеранской церкви проповедь читают в микрофон. Музеи не произвели впечатления, зато Светлуха и Боба сшили себе костюмы. И еще мы все были в гостях у семьи Генс, интеллигентных старожилов города — Юлий Борисович, его дети Инна[2], Лева и жена последнего, москвичка Сара, на сносях. Отец болен, не выходит, сидел в кресле, и ноги были укрыты клетчатым пледом, мы расписались в книге гостей, а Инна угощала нас взбитыми сливками, которые имели огромный успех. Она нам показывала город, как настоящий гид, а мы с нею ходили в ресторан «Глория», танцевали. Инну мы прозвали "Инга Зайонц, подруга моего детства" из Ильфа-Петрова, и она смеялась. Мы с утра до вечера покупали кофе в зернах, всякие туфли и тряпки, о которых нас просили москвичи, и горы коробок громоздились в нашем номере — к недоумению прислуги. После нашего отъезда в «Правде» появилась небольшая заметка, что в Таллине обнаружена банда спекулянтов, и названа одна женская и две мужских фамилии — уверен, что многие подумали на нас.

31 марта хоронили бабушку, у нее был инсульт. Мама в это время была на гастролях в Брянске и прервала их, чтобы помогать Вале ухаживать.

7 апреля хоронили Наташу Дорошевич[3], народу было мало, никто не убивался. Рак почек.

10 апреля. Люба Зархи расхвалила спектакль «Персональное дело» у Охлопкова. Понравиться это может лишь, если ты сошел с ума или из очень хорошего отношения к автору, что оказалось у Любы. Скука смертная, фальшь, ходульность, конъюнктурщина, все стараются казаться умными и справедливыми что может быть унылее? Чего только стоит перечень действующих лиц: начальник технического отдела, инженер главка, секретарь партбюро, следователь партколлегии, начальник управления кадров, дядя Федя... Прочитав программку, следовало бежать из зала сломя голову. Но я поверил Любе и потерял вечер, злясь.

«Возраст любви» — аргентинский фильм, типичная голливудская стряпня, пустяковое ревю. Но изумительная актриса Лолита Торрес, которая всех покорила.

«Овод» по сценарию Е. Габриловича. Эмоциональный, новый герой Стриженов, красивый и темпераментный. Прекрасно снято Москвиным. Но «Овод» никогда на экране не может получиться, ибо весь смысл романа в том, что герой неузнаваем — это может быть только на страницах книги, а не на экране.

Замечательно поставили Плучек, Юткевич и Петров «Клопа» в Театре Сатиры. Фейерверк выдумки и прекрасная пьеса.

«Золотая лихорадка» Чаплина, конечно, гениальна, а танец булочек до сих пор никем не превзойден.

Приехало шведское варьете, выступали в саду «Эрмитаж» в продуваемом сарае. Наш вполне средний эстрадный концерт. А казалось — Швеция, варьете...

По ТВ «Нахлебник» с Б. Чирковым и Лидочкой Драновской. Хорошо играют.

Начали продавать путевки в заграничные турпоездки.

[19 июня. За это время я снял выпуск в двух частях «Московскому университету — 200 лет». Вышло довольно-таки скучно, так как много обязательных вещей и для освежающих эпизодов места не осталось.

Новый учебный корпус МГУ. 1944 год. Автор фото: И. Шагин. Источник: МАММ / МДФ.

Поделили бабушкино наследство и получили ковер, туалетный прибор и картину. Царствие ей небесное, славная была бабушка, очень ее жалко.

Приехал Неру, и Майя перед ним танцевала в «Лебедином», и все газеты писали об этом, и Неру преподнес ей букет. А вчера прислал корзину фруктов какие-то здоровые плоды, на вкус - персики. Прилагаю обертку. Майя собирается в Берлин.]

20 сентября. Лиля Юрьевна и папа вернулись из Парижа. Жили у Эльзы, потом у Садулей. Л.Ю. мне читала интересный дневник. Привезли мне декоративную косынку работы Фернана Леже — на ней супруги Розенберг. У нас пишут, что они осуждены за шпионаж, но в чью пользу? Не пишут. А оказалось — в пользу СССР. Тогда все понятно.

Гениальная «Белоснежка» Диснея. Смотрел два раза.

Как мог Райзман снять такую плоскую агитку, как «Урок жизни»? Но актеры у него всегда убедительны.

Зяма Гердт вчера пояснил: "Народность "коми" появилась только после 17-го года. Раньше она называлась "траги"".

«Сережа» В. Пановой — очень хорошо, как все, что я у нее читал.

25 октября. Самодеятельный театр МГУ поставил пьесу отца «Они знали Маяковского», студенты играют неплохо, а некоторые даже лучше, чем в Александринке — непосредственнее.

Идет неделя французского кино, столпотворение, приехали Рене Клер, Жерар Филип, Даниель Дарье, Дани Робен... Цветной фильм Рене Клера «Большие маневры» — красивый пустячок, ничто не напоминает ни «Под крышами Парижа», ни «Последнего миллиардера», и я разочарован.

Николай Старостин и Жерар Филип на стадионе «Динамо» перед товарищеским матчем между сборными командами Франции и СССР. Автор фото: Ю. Кун. Источник: МАММ / МДФ.

Зато потрясла всех «Тереза Ракен» Золя, перенесенная в современность. Сильная трагическая актриса Симона Синьоре, которую мы увидели впервые, и она сразу захватила нас. С нею же «Свет и тень» — банальность, но она вне ее.

Лиля Юрьевна позвала в гости Рене Клера, которого знала давно, Жерара Филипа с женой, одного сценариста, Руту и Жоржа Садулей, Майю, Щедрина, Тышлера, я смотрел не отрываясь на Жерара Филипа (а он, в свою очередь, на Майю). Он сбросил туфли и в одних носках сидел на диване, поджав ноги, смеясь сказал, что туфли новые и жмут. Разговор был общий, Л.Ю. иногда переводила. Рене Клер ей говорил про Маяковского, с которым у него что-то намечалось в Париже. И еще он сказал, что ему понравилась «Большая семья», он видел ее в Канне: "Кто этот режиссер, что ее поставил?" Ничегошеньки-то они про нас не знают.

Угощали икрой и водкой, испекли пирог с капустой и яблочный пай, огромный успех имела пастила. Разошлись поздно, довольные друг другом и угощением. На следующий день Жерар Филип прислал Л.Ю. огромную корзину хризантем.

31 октября. Вчера снимал для «Новостей» Жана Поля Сартра, который сейчас в Москве проездом из Китая. Организовал его беседу с Завадским в связи с постановкой «Благонравной проститутки»[4].

Режиссер Юрий Завадский, актриса Любовь Орлова – исполнительница роли Лиззи Мак-Кей в спектакле по пьесе Сартра «Добродетельная шлюха», писатель Жан-Поль Сартр. Источник: МАММ / МДФ.

Сартр — маленький, уродливый гномик, славный и любезный. Его жена де Бовуар высокая, элегантная. Им бешено понравился «Клоп» в Сатире. На другой день снимали репетицию с Л. Орловой (постановщик Анисимова-Вульф), и приехал Г. Александров — проследить, чтобы мы сняли Любовь Петровну с правильным светом и чтоб ни одной морщинки!!! Потом Завадский пригласил всех в кабинет выпить кофе. Александров записал мой телефон, чтобы приехать посмотреть материал, как получится Любовь Петровна. Так и только так!

На фото (слева направо): Жан-Поль Сартр, Ирина Вульф, Юрий Завадский, Симона де Бовуар, Любовь Орлова. Театре имени Моссовета. Октябрь 1955 года. Автор фото: Павел Маныч. Источник: МАММ / МДФ.

6 ноября. За это время нас совершенно потряс новый фильм Де Сантиса «Дайте мужа Анне Дзаккео». Сделан в лучших традициях итальянцев. Изумительной красоты Сильвана Пампанини, великолепен Массимо Джиротти.

И тут же лакированная пустышка Эрмлера «Неоконченная повесть», снятая будто топором. Красивая, но тусклая молодая дебютантка Элина Быстрицкая.

Смотрели «Весенние голоса» Гурова и Рязанова, вполне симпатично и вполне профессионально. Пырьев зовет Элика остаться на «Мосфильме».

Гениальный Марсель Марсо в короткометражке о нем. «Перетягивание каната», «Против ветра», «Давид и Голиаф», драматическая «Жизнь человека», трагическое «Лицо». Крутили на студии несколько раз.

5 декабря. 19 ноября поехал в Кенигсберг снимать судно «Обь», которое отправляется в Антарктиду. Калининград страшно разрушен, даже в центре до сих пор стоят чудовищные руины, монбланы кирпича и всякого дерьма. Но на окраинах сохранились кварталы особняков и вилл с купидонами, каждая разная, и живут военные. Судя по останкам, город был красивый.

Ходили рыдать на могилу Канта, она тоже вздыблена.

Несколько дней на судно грузили разнообразную уйму. Начальник Главсевморпути Бурханов и начальник экспедиции Сомов, люди интеллигентные и образованные, пригласили меня обедать в кают-компанию, и мы долго и интересно разговаривали. Сомов отправляется на несколько месяцев в Антарктиду, это первые русские. Но мне снимать неинтересно и монтировать, думаю, будет тоже. Так, останется документ.

________________________

1. В 1955 — режиссёр (совместно с Сергеем Гуровым)  первого экспериментального игрового широкоэкранного фильма-ревю «Весенние голоса» (другое название — «Счастливая юность»); фильм о V Всесоюзном смотре художественной самодеятельности трудовых резервов республик СССР), снятого на киностудии «Мосфильм». В фильме снимались: Надежда Румянцева, Александр Зусманд (впоследствии закончил курсы клоунов у знаменитого Карандаша и работал клоуном ВО «Союзгосцирк»), а также студентка консерватории, молоденькая Евгения Мирошниченко, впоследствии народная артистка СССР.

2. Инна Юлиусовна Генс-Катанян (1928 — 2014), киновед и специалист по японскому кино, долгое время остававшейся единственным профессиональным киноведом-японистом в СССР. В последствии стала деной В.В. Катаняна.

3. Наталия Власовна Дорошевич (1905 – 1955) — дочь от брака театрального критика и публициста В. М. Дорошевича (1865 – 1922) с актрисой Клавдией Кручининой.

4. В 1955 году в Театре имени Моссовета был поставлен спектакль «Лиззи Мак-Кей» (режиссер Ирина Анисимова-Вульф; в главной роли Любовь Орлова)по пьесе Ж.-П.Сартра «Добродетельная шлюха». Сюжет о пребывании французских писателей Симоны де Бовуар и Жана Поля Сартра в Москве вошел в киножурнал «Новости дня» № 58 (режиссер В. Катанян).