Операторы и работники фронтовых киногрупп. Лыткин Николай Александрович


Операторы и работники фронтовых киногрупп. Лыткин Николай Александрович

21.07.2020

В. И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемий «Золотой орел» и «Ника». Лауреат 18 премий профессиональных премий. Автор книг, выставок и документальных фильмов по истории отечественного кино. В настоящее время сотрудник Государственного центрального музея кино, готовит интернет-публикацию полной коллекции сохранившихся монтажных листов советских фронтовых операторов 1942-1945 гг.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 752 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото Н.А. Лыткина из архива автора.

Лыткин Николай Александрович (1910–1991). 

Оператор документального кино. Русский. Член ВКП(б) с 1944 г.

В 1933 окончил ГИК и начал работать на Московской фабрике «Союзфильм / «Мосфильм», а с 1935 работал на Дальневосточ­ной студии кинохроники. С июня 1941 года – фронтовой оператор киногруппы Северо-Западного, затем Калининского фронтов. Вот как оценивало начальство его работу в паре с оператором Ефимовым:

«За два месяца (май – июнь) на Калининском фрон­те сняли 6 сюжетов. Все эти сюжеты увидели экран: 4 из них во­шли в СКЖ, 2 были приняты и частично использованы в фильме "День войны".

Тт. Лыткин и Ефимов работали совместно. Это опытные операторы, умеющие наблю­дать и отбирать темы и объекты для своих сюжетов. Дают, как правило, фотографию хорошего качества.

Один из наиболее значительных и интересных сюжетов "Освобожденный Тихвин" был заснят ими в период зимнего наступления Красной Армии.

Этот сюжет заключал в себе убедительную документацию варварства и зверств не­мецкой армии и масштабно показывал результаты разгрома вражеских войск.

Сюжет "Митинг в части Ротмистрова" принадлежит к числу наиболее удачных, живых съемок такого рода.

Ряд колоритных кадров дал сюжет "В освобожденном селе" (СКЖ № 44). Ценные документальные кадры немецких зверств были показаны в сюжете "Злодейства" (СКЖ № 45).

К минусам работы операторов надо отнести то, что за время войны они засняли не­большой процент боевых кадров. Законченных сюжетов о действиях наших войск они не дали.

Директор Центральной студии кинохроники (Головня).

Редактор (Попов.

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 15.)

Работа Лыткина в составе киногруппы активно наступавшего 3-го Белорусского фронта оказалась куда более удачнее и выдвинула Лыткина в когорту самых ярких и бесстрашных летописцев Великой Отечественной войны. Однако на самом взлете судь­ба подготовила ему жестокий удар. Выполняя указание своего кинематографического начальства, он снял генерала Еременко. Но эта съемка генерала, занимавшегося физ­зарядкой, оказалась для опытного оператора более опасной, чем съемка под пулями врага.

«На экране, – вспоминал Михаил Посельский, – грузный человек в одних трусах под­нимается с постели и приступает к физзарядке. Он проделывает это, повторяя несколько раз, стараясь все выполнить изящно и ловко, но ему мешает комплекция, поэтому снятое выглядит смешно.

Постепенно зрители в этом человеке начинают узнавать генерала армии Еременко. Потом они видят, как командующий фронтом с аппетитом завтракает, долго бреется, играет на трофейном аккордеоне, с другим генералом сидит за шахматами и т.п. Все снято с дублями, как в игровом кино. После окончания просмотра последовал вопрос: "Кто это наснимал?"

– Оператор Николай Лыткин, – услышали политработники голос в зале.

Немедленно принимается грозное решение: фронтового оператора, труса (!) Николая Лыткина лишить воинского звания капитана и отправить в штрафной батальон... Так Коля Лыткин, известный еще до войны своими смелыми съемками диких тигров в глухой тай­ге для картины "Тигроловы", оказался трусом и попал в штрафной батальон.

Солдаты штрафбата направлялись на самые тяжелые участки фронта, и редко кому-нибудь из них удавалось вернуться оттуда домой. Николай Лыткин был единствен­ным фронтовым оператором, награжденным орденом Славы в штрафном батальоне за храбрость».

(Посельский М. Свидетельство очевидца. С. 61–62).

После этого награждения «без вины виноватый» кавалер «Славы» был «прощен» и вернулся во фронтовую хронику[1].

Удостоен Сталинской премии за участие в создании фильма «День нового мира».

Награжден орденами Славы II степени, Отечественной войны I степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

После войны – на ЦСДФ.

____________________________
1. Приказом по Комитету по делам Кинематографии при СНК СССР № 508 от 7 декабря 1943 r. исключены из состава фронтовых киногрупп и уволены из системы кинематографии кинооператоры — Бурт Б.Д., Богдан К.И., Лыткин Н.А. (- Прим. ред. #МузейЦСДФ)


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ

«В перерывах между атаками...»

«2000 ПИСЕМ»

Калининский фронт [1]

Монтажный лист к сюжету для фильма «25 лет ВЛКСМ»

Кинооператор: Н. Лыткин, ассистент оператора: Н. Писарев

В дивизии генерал-майора Квашнина служит гвардии старшина комсомолец Афана­сий Антипин. Он радист. В горячие часы боя, когда часто бывает поврежден телефонный кабель, гвардии старшина Антипин обеспечивает командира радиосвязью с полками, батальонами и другими подразделениями. Корректируя штурмовку переднего края про­тивника во время боя с летчиками, танкистами, он в совершенстве владеет своей поход­ной радиостанцией.

За отличную работу, за проявленный героизм гвардии старшина Антипин награжден двумя медалями «За отвагу» и орденом Красной Звезды.

Не все, живущие далеко от фронта, представляют себе, каким праздничным бывает момент,

когда фронтовик получает письмо от родных, друзей, любимых. Всякий раз, когда на команд­ный пункт приходила почта, когда бойцы делились между собой новостями, полученными из дома, только один старшина Антипин не разделял общей радости. Он давно потерял связь с родными. Его старушка-мать живет далеко в Сибири, больше полутора тысяч километров на север от Красноярска. Письма туда даже в мирное время шли месяцами.

По совету товарищей Афанасий Антипин обратился в Москву в радиокомитет. Во время передачи писем с фронтов Отечественной войны было прочтено и письмо радиста-героя.

Через 5 месяцев Афанасий Антипин вернулся из вражеского тыла, где он выполнял боевое задание. Он никогда не забудет этого дня. На его имя пришло около 2000 писем из самых различных уголков Советского Союза. Он, конечно, был не в состоянии отве­тить всем. Ему помогли в этом и зенитчики, ежедневно отражающие налеты вражеской авиации на передний край нашей обороны, он дал много писем в соседние батальоны и полки. Многие бойцы, также как и Афанасий Антипин потерявшие родных, завязали оживленную переписку.

Все письма, адресованные Афанасию Антипину, наполнены любовью к фронтовикам, сочувствием к тяготам фронтовой жизни, желанием хотя бы ласковым словом помочь, ободрить бойца. В каждую строчку вложено страстное чувство разгромить ненавистного врага. В письмах было около 100 фотографий, в конвертах были найдены носовые пла­точки с вышитыми инициалами адресата.

Изображение:

  1. Зенитчики в перерывах между атаками вражеских самолетов изучают технику, ма­териальную часть.
  2. Командир зенитной батареи – старший лейтенант Федор Васильев – объясняет расче­ту сложные и умные приборы. Его слушают наводчики, заряжающие, прицельные.
  3. Это комсомольский расчет. Первый наводчик – старший сержант Аполлинарий Ге­оргиевич Смирнов – вращает поворотный механизм. На орудии видны 9 звездочек, это 9 сбитых немецких самолетов комсомольцами-зенитчиками.
  4. Наблюдательная вышка. Здесь в районе КП дивизии в одной из землянок находится радист Афанасий Антипин.
  5. Занятия прерываются – пришла почта. Зенитчики получают письма и газеты. Второй почтальон с огромным мешком.
  6. Из землянки выбегает Антипин.
  7. Из мешка сыплются письма. Почтальон – ефрейтор Семен Федосеев – высыпает мешок с письмами.
  8. Антипин снимает наушники, разбирает, рассматривает письма. Писем огромная груда.
  9. Кр. пл. Письма с адресом: «Полевая почта 24776-Я, Афанасию Антипину».
  10. Руки разрывают конверт: письмо, фотография девушки, носовой платок.
  11. Бойцы рассматривают фотографии девушек, передают их из рук в руки, улыбаются.
  12. Огромное количество фотографий на плащ-палатке, руки бойцов их разбирают.
  13. Кр. пл. Лица бойцов.
  14. Кр. пл. Антипина.
  15. В руках фотография девушки, на обороте надпись в стихах, другая фотография – от девушки с Сахалина.
  16. Бойцы разбирают письма, фотографии, раскрывают посылки, где мы видим одеко­лон, носки и носовой платочек.

Подлинник. Машинопись.

_________________________
1. Возможно, эти съемки производились в 1943 году.

«За время Отечественной войны тов. Еременко имеет два тяже­лых ранения, он лично из автомата убил сорок немцев...»

«ЕРЕМЕНКО» 

28 августа 1943 года

Калининский фронт

Монтажный лист № 1135

Кинооператор: Н. Лыткин

Этот материал сделан не сюжетно, ввиду того, что намечается его использовать для показа большой операции. Но пока можно и нужно сделать короткий сюжет (кинопортрет) о командующем Калининским фронтом тов. Еременко в связи с присвоением ему звания генерала армии.

Тов. Еременко – герой Сталинграда. Он командовал Сталинградским и Юго-Восточным фронтами.

За время Отечественной войны тов. Еременко имеет два тяжелых ранения, он лично из автомата убил сорок немцев. Это случилось под Сталинградом, когда он оказался в окружении среди немецких автомашин с автоматчиками.

Во время гражданской войны тов. Еременко сражался вместе с легендарным героем Александром Пархоменко.

Тов. Еременко награжден: орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, ор­деном Суворова I степени, медалью «За оборону Сталинграда» и медалью «ХХ лет РККА».

Изображение:

  1. Маленький домик в зелени. (Этот деревенский домик обязательно войдет в историю. Эти кадры нужно сохранить.)
  2. Из двери домика выходит командующий Калининским фронтом генерал-полковник тов. Еременко.
  3. Он садится в машину.
  4. Отдельные кадры: выход из землянки, за картой и с биноклем у дерева.
  5. Тов. Еременко у танкистов. Рядом с ним член Военного совета Калининского фронта генерал-майор тов. Леонов.
  6. ПЕРЕЛОМ
  7. Командующий знакомится с танком, влезает в люк.
  8. Здесь же медаль «За отвагу» получает водитель-красноармеец Ситников Михаил Прокофьевич.

У гвардейцев части гвардии генерал-майора Маслова.

Очень плохая погода – дождь.

Часть только что закончила боевую операцию. Завтра новое наступление. Командую­щий фронтом тов. Еременко вручает правительственные награды.

Награждение происходит в строю.

  1. Орден Красного Знамени получает гвардии старший лейтенант Махов Григорий Ан­дреевич.
  2. Орден Отечественной войны II степени получает гвардии старший лейтенант тов. Перфильев Павел Петрович.
  3. Орден Красной Звезды получает гвардии старший лейтенант Крылюк Сергей Тихо­нович.
  4. Орден Красной Звезды получает гвардии старший лейтенант командир роты авто­матчиков Чернов Семен Илларионович (маленький, черный).

Затем командующий фронтом награждает группу – пять человек (сняты вместе):

  1. Гвардии сержант Федоров Николай Васильевич – орденом Красной Звезды.
  2. Гвардии мл. сержант Самуров Василий Иванович (высокий пожилой снайпер, убил 60 немцев).
  3. Гвардии сержант Конкин Сергей Семенович – медалью «За отвагу».
  4. Гвардии сержант Сагимбай – медалью «За отвагу».
  5. Гвардии красноармеец Джемербаев Тледтай – медалью «За боевые заслуги».

К награжденным и всему личному составу части тов. Еременко обращается с краткой речью.

Оператор Лыткин.

Подлинник. Машинопись.

«Голова разрублена топором...»

«ЗВЕРСТВА НА СМОЛЕНЩИНЕ»

28 сентября 1943 г.

Калининский фронт

Монтажный лист

Опер.: Н. Лыткин

Асс. опер.: Н. Писарев

Разгромив немецкие узлы сопротивления в районе Духовщины, в тот же день наши бойцы увидели страшные следы зверств немецких оккупантов.

В совхозе Бабино (2 км от Духовщины) в одном из сараев было обнаружено десять трупов изувеченных мирных жителей. Скрывавшаяся в лесу гражданка Емельянова [Емельченкова?] рассказала, что накануне немцы под угрозой расстрела заставляли ухо­дить в лес гражданское население в западном направлении. Гвардейская часть выделила комиссию для расследования и составления акта.

Снято:

  1. Изуродованные трупы мирных граждан.
  2. Толпа красноармейцев их рассматривает.
  3. В толпе плачет, рассказывая, гражданка Емельянова [Емельченкова?].
  4. Врач гвардии подполковник медслужбы т. Михлин осматривает трупы. Из кармана старика, пенсионера Василькова Петра Васильевича, врач достает бумажник с докумен­тами.
  5. Кр. Мы видим личный номер-бирку убитого.
  6. Обезображенный труп женщины. Голова разрублена топором. Это гражданка Ры­жикова.
  7. Убитые дети, топор, обрывок фотографии Гитлера.

Точные сведения о ранах имеются в прилагаемом акте, копия которого отправляется мною в Совинформбюро.

Опер. Лыткин.

Подлинник. Машинопись.

«НАШ ПОДБИТЫЙ САМОЛЕТ»

28 сентября 1943 г.

Калининский фронт

Монтажный лист № 1263

Оператор: Н. Лыткин

Незаконченная съемка по независящим от меня обстоятельствам.

  1. Самолет П-2 в воздухе.
  2. Самолет бежит по земле и заваливается на бок.
  3. Самолет на боку. Пробитые части самолета – фюзеляж, хвостовое управление.

Оператор Н. Лыткин.

Подлинник. Автограф. Монтажный лист написан карандашом.

«"Максимальная скорость 40 км". Наступающие бойцы от души смеются...»

«ОСВОБОЖДЕННЫЙ НЕВЕЛЬ»[1]

Монтажный лист

Кинооператор: Пискарев

Ассистент оператора: Фельдман

Укрепленная полоса противника прорвана. Наши войска овладели городом и желез­нодорожным узлом Невель.

Снято:

1–6. Различные виды города Невеля.

  1. Горит подожженный немцами элеватор.
  2. Железнодорожный узел Невеля.
  3. Освобожденные советские люди выходят из укрытий и блиндажей.
  4. Покой в городе охраняют отряды добровольной милиции. <…>

12–17. Крупные и средние планы: большое горе постигло семью невельского рабочего Черепенина. Немцы-ироды обстреляли мирное гражданское население, возвращающее­ся в город. Убита его трехлетняя дочка Валя. Горькими слезами плачет мать ее Татьяна Черепенина.

18–22. Убитые метким огнем наших бойцов немецкие солдаты и офицеры.

  1. Ведут пленных. По городу идут пленные.

24–26. Наши войска движутся на запад.

  1. Немецкая табличка на освобожденных Невельских большаках: «Максимальная скорость 40 км».

Наступающие бойцы от души смеются – то ли это предупреждение немецким войскам отступать, не превышая эту скорость, то ли это мольба к Красной Армии не превышать эту скорость в наступлении.

  1. Подбитые немецкие машины.

29–30. Наши войска идут на запад.

Оператор Пискарев.

Параллельно в городе проводил съемки кинооператор Лыткин.

Подлинник. Машинопись. Подпись – автограф.

__________________________
1. Дата составления монтажного листа не проставлена. Невельская операция проводи­лась войсками Калининского фронта 6–11 октября 1943 г.

«Ноги наступают на портрет Гитлера...»

«НЕВЕЛЬ НАШ!»

Монтажный лист № 1323

Оператор: Лыткин Н.А.

Асс. оператора: Писарев Н.В.

Восьмого октября столица нашей родины Москва салютовала войскам Калининского фронта, освободившим город Невель – крупный опорный пункт немцев, важный узел шоссейных и железных дорог. Дороги из Невеля идут в Новосокольники и Витебск, По­лоцк, Латвию, Великие Луки и Ленинград. Это основные стратегические магистрали нем­цев.

В районе дорог и самого города была построена мощная система укреплений. Районы между дорог были непроходимы из-за болот и озер. Следовательно, город мог быть взят только прорывом основной линии немецкой обороны, проходящей в 25-30 км от города, и быстрым, мощным ударом по городу.

Ночью 6 октября наши части под командованием генерал-лейтенанта Галицкого и генерал-майора Швецова прорвали немецкую оборону, и наши танки и мотоциклисты ворвались в город.

Город был взят почти без сопротивления, настолько стремителен был удар наших войск. Наши потери в городе были: убитыми 3 челов., ранеными – 27 чел.

<…> Немецкие части: 59-я авиа-наземная дивизия, бригада СС, 281-я пехотная дивизия, 263-я пехотная дивизия, 85-й охранный батальон.

В город вошли войска. Устанавливается флаг первой вступившей в город 21-й гвард. стрелк. дивизии, его устанавливают лейтенант Петров, полковник Фигурнов, кр-ц Петухов.

Командир <…> гвардии генерал-майор Денис Васильевич Михайлов въехал в город на своем танке без башни.

Вместе с регулярными частями вошли в город партизаны. Они первыми приняли на себя охрану города. При их помощи началась очистка города от остатков немецкого гар­низона и предателей.

Богатые трофеи бросил немец при паническом бегстве из города. Трофеи полных ве­щевых и продовольственных складов достались нашим войскам. Была поставлена охрана и взято на учет трофейное имущество.

Буквально на следующий день после укрепления наших частей в городе немцы нача­ли варварское разрушение города. Множество бомбардировщиков непрерывно бомбили город, непрерывный артобстрел все больше и больше разрушает город. Возникают пожа­ры, гибнет гражданское население <…>.

Снято:

Взорванные немецкие укрепления (проволочные заграждения, блиндажи).

Убитые солдаты 59-й авиа-пехотной дивизии (в первый день вступления в город нами было захвачено более 300).

Группы пленных, тянущиеся по дорогам Невеля.

Встреча партизан с семьями.

Партизаны целуют своих детей.

Партизан Малюсев (в черном пальто) с дочерью Валей.

Партизан Гордин (в кожаном пальто), техник лесного хозяйства, с дочерью Зиной.

Из комендатуры выводят предателей.

Первыми идут Кулаков (начальник полиции) и предатель Д [нрзб.].

<…>.

Офицерское кладбище у комендатуры.

Пленные в городе.

Горит сахарный завод.

Разрывы в городе.

Установка надписей в городе.

Немецкая надпись «Невель».

Очистка здания почты.

Ноги наступают на портрет Гитлера.

Проходы наших танков и артиллерии по городу.

Результаты бомбежки – горит дом и машина.

Искалеченная 3-летняя девочка Галя у трупа своей матери Клавдии Рохмановой (по­гибли при бомбежке).

Возвращение в город семьи Плотникова. На велосипеде девочка Галя.

Железная дорога. Перешивка путей под руководством бригадира пути Степанова (?) Степановича (старик с усами).

Продовольственные склады учитывает ст. лейтенант Гвоздев.

Грандиозное немецкое кладбище за городом.

Общий план города с самолета.

Снято всего 570 м.

Оператор Лыткин, асс. оператора Писарев.

Примечание: артиллерию взять из материала …. и Писарева, присланного для картины «25 лет ВЛКСМ», так как этот полк полковника Писарева отличился в боях за Невель.

…взять из материала, присланного ранее.

Подлинник. Автограф. Без даты.

______________________________________

Подчеркнутые строки вычеркнуты цензурой.

Наступательная операция войск правого крыла Калининского фронта в Великой Отечественной войне была проведена 6–10 октября с целью освободить г. Невель и обеспе­чить благоприятные условия для последующего наступления в Белоруссии и Прибалтике.

Придавая важное значение удержанию в своих руках Невеля, немецко-фашистское командование превратило город в мощный узел сопротивления. Противник, используя лесисто-болотистую местность с множеством озер, постро­ил сильную траншейную оборону на межозерных дефиле.

Главный удар наносили войска 3-й ударной армии (командующий генерал-лейтенант К.Н. Галицкий). В 21 час 55 минут 6 октября город Невель был освобожден. В последующие дни наши части продолжали развивать наступление севернее и юж­нее Невеля. К 10 октября 3-я и 4-я ударные армии продвинулись на 25-30 км.

«Сегодня на границе Смоленской области и Белоруссии установлен пограничный столб "РСФСР–БССР"...»

«НА ГРАНИЦЕ БЕЛОРУССИИ». «ДОЛГОЖДАННАЯ ВСТРЕЧА»

7 ноября 1943 г.

1-й Прибалтийский фронт

Монтажный лист № 1496 (к материалу для фильма «Белоруссия»[1])

Кинооператор: Н. Лыткин, асс. оператора: Н. Писарев

  1. «На границе Белоруссии».

Только при советской власти белорусский народ получил свою государственность. Белорусская союзная республика была равной в семье народов нашей страны. Веролом­но напав на Советский Союз, немцы стерли границы братских республик. Они разруши­ли промышленность, сельское хозяйство и национальную культуру латышей, литовцев, эстонцев, белорусов и др. народов, временно попавших под ярмо оккупации. Всю захва­ченную территорию немцы презрительно назвали «”Остланд“ – восточное пространство».

Советский народ показал всему миру невиданную в истории силу и сплоченность в борьбе с фашистскими захватчиками. Гитлеровцам не удалось внести раздор между народами нашей страны, организовать «драчку». Мудрая сталинская национальная политика обеспечила нерушимую дружбу между народами нашей страны, именно этим объясняются исключительные успехи Красной Армии в смертельной борьбе с фашистскими извергами, пытавшимися онемечить нашу страну. На белорусской земле рядом с русскими сражаются украинцы, белорусы, казахи и представители других национальностей Советского Союза.

Сегодня на границе Смоленской области и Белоруссии в районе войск генерал-лейтенанта Берзарина установлен пограничный столб «РСФСР – БССР».

Изображение:

  1. На шоссе группа бойцов устанавливает столб.
  2. Поднимается и становится на место столб с надписью «РСФСР – БССР».
  3. Слева от столба, под надписью «БССР», белорус ефрейтор Степан Федин.
  4. Рядом с ним казах гвардии сержант Аршабеков Мухамедкали, награжденный ме­далью «За отвагу» в боях под Духовщиной Смоленской области.
  5. С лопатой – кубанец Красковский Андрей Филиппович, ефрейтор, награжденный медалью «За отвагу» в боях уже на белорусской земле.
  6. Плакат на белорусском языке укрепляют русские – ефрейтор Нил Егоров и красно­армеец Александр Смирнов.
  7. Крупный плакат «Нехай жыве Чырвоная Армiя, вызваляючая нашу Беларусь».
  8. По шоссе на Запад идут машины.
  9. «Долгожданная встреча».

Среди передовых частей Красной Армии, вступивших на белорусскую землю, был и белорус капитан Иван Захарович Голенчик. Он долго ждал этой минуты. Вот он в родном Лиозненском районе. Двадцать семь месяцев здесь хозяйничали немцы. 

Разоренные города и села, сгоревшие хаты, измученные советские люди – это вот что осталось от той полнокровной счастливой жизни, которой жила Белоруссия до немецкого разбойничьего нашествия.

Из лесов выходят уцелевшие мирные жители. Они сопротивлялись, скрывались, ри­скуя жизнью, не хотели уходить с немцами в рабство. Радостно встречают они армию-освободительницу. Капитан Голенчик встретил и с трудом узнал своих родственниц, учительниц Новобельской неполной средней школы. Эти были молодые цветущие жен­щины – вот что с ними сделали немцы.

Здесь был их дом. Немцы его сожгли при отступлении. У учительницы Лидии Кузьми­ничны двое детей. Смотрите, как живут белорусские учительницы Машер и Мария <…> Зубакина. От их дома осталась только печь.

На пепелище пришли соседи.

Христина Емельяновна Портенкова (село Мальково, колхоз «Сигнал»), с платком на плечах, рассказала страшную историю о том, как немцы загнали в две бани 120 человек – женщин, стариков и детей – и сожгли их живыми. В огне погиб брат Христины Емельяновны – Степан Корчагин и трое его детей. Учительница Мария Зубакина угощает дорогих гостей картошкой. Эти учительницы, Машер и Зубакина, были постоянно связаны с партизанами бригады Вишнева. Народные мстители, приходя в разведку, всегда получали нужные све­дения, находили у них приют, питание и теплый ночлег. Немцы подозревали учительниц, вызывали, допрашивали, и отважные учительницы остались живыми благодаря внезап­ному появлению частей Красной Армии.

Много узнал печальных новостей капитан Голенчик. Внимательно слушают страшные рассказы о немецких бесчинствах товарищи Голенчика, бывший учитель средней шко­лы в Шепетовке, украинец старший лейтенант Михаил Киршук, ефрейтор Михаил Мойса, тоже учитель из Западной Украины, и «отличный сапер» Михаил Нередько из Львовской области.

Учительницы откапывают свои пожитки. Среди домашних вещей мы видим альбомы, документы и в том числе диплом на звание учительницы, выданный тов. Машер Совнар­комом Белоруссии.

Изображение:

  1. На фоне леса идут женщины с Украины, их встречают командиры, бойцы.
  2. Радостная встреча. Капитан Голенчик обнимает двоюродную сестру, учительницу Марию <…> Зубакину, ее подругу, учительницу Лидию Кузьминичну Машер, маленькую девочку Риту, дочь Машер.
  3. Обгорелые, торчащие трубы печей, около них хозяйничают женщины.
  4. На фоне одинокой печи сидят люди.
  5. Бойцы слушают рассказ Христины Портенковой.
  6. Говорит Портенкова, плачет, она рассказывает о сожженных немцами родственни­ках.
  7. Около печки учительница Зубакина. Она достает картошку из печки, угощает капи­тана Голенчика и других.
  8. Крупно. Капитан Голенчик ест картошку.
  9. Едят картошку бойцы. Ефрейтор Мойса достает хлеб.
  10. Учительница Машер устраивает своих детей около палатки на пепелище. Снимает узел со спины маленькой девочки Риты.
  11. Обе учительницы раскапывают свои вещи из земли.
  12. Они достают домашние вещи, белорусские платья.
  13. Лидия Машер разворачивает диплом учительницы, выданный Совнаркомом БССР.
  14. Общий плач. Пепелище застилается дымом.

Примечание для режиссеров:

Обычно около печей и труб снимают колхозников. Здесь показана сельская интелли­

генция – учительница, помогавшая партизанам, родственницы капитана Голенчика – сю­жет, о котором Вы просили прислать.

Кинооператор: Н. Лыткин, асс. оператора: Н. Писарев.

Подлинник. Машинопись. Подпись – автограф.

_______________________
1. Фильм был снят и вышел на экраны в 1944 г. под названием «Освобождение Совет­ской Белоруссии» (7 ч., ЦСДФ, 1944, режиссеры: В. Корш-Саблин, М. Садкович; операторы: Т. Бунимович, А. Крылов, В. Соловьев, А. Софьин, В. Фроленко, В. Штатланд, Д. Шоло­мович, Е. и А. Алексеевы, М. Беров, К. Венц, Г. Голубов, И. Гелейн). В процессе съемок фильм носил несколько разных рабочих названий.

«Две семьи немцев плетутся с узлами и гружеными тележка­ми...»

«В ЛОГОВЕ ФАШИСТСКОГО ЗВЕРЯ»

27 октября 1944 г.

Монтажный лист

Оператор: Н. Лыткин, звукооператор: М. Соболев

  1. «С немецкой каторги». На дорогах наступления мы встречаем освобожденных из немецкого рабства, измученных и голодных. Вот две женщины. Одна – русская, Евдокия Степановна Кускова из города Луга, Ленинградской области. Другая – полька, Станислава Кашевская, из Праги (Варшава). Обе они работали у одного хозяина. Стремительным рыв­ком наша армия овладела деревней Эленгрундт (?) в районе Гумбиннен.[1] Помещик Курт Энгельд успел удрать. Послушайте, что рассказывают эти женщины.

а) Говорит Кускова Евдокия Степановна. Выбрать наиболее интересные места рассказа Кусковой о том, как везли в Германию, морили голодом и т.п.

б) Полька, Станислава Кашевская, держит себя лучше перед аппаратом. Она рассказы­вает о том, как приходилось работать у хозяина, и в конце призывает бойцов к мщению.

Слушающие бойцы и офицеры. Во время рассказа повар дает котелки с пищей жен­щинам и детям. Дети жадно едят. Во время съемки шло много машин, и звук их будет слышен, чтобы оправдать это, рекомендуем где-то вставить колонну идущих на фронт автомашин (215 м).

  1. «Немцы-беженцы». Горит хутор. Торчит огромное брошенное немцами артиллерий­ское орудие. Две семьи немцев плетутся с узлами и гружеными тележками. Их окружают наши солдаты.

– Ну, как, допобеждались? – спрашивает один из бойцов.

Бойцы просят переводчика узнать у немцев, как они относятся к Гитлеру. Отвечает усатый старик Отто Вельц, по профессии кирпичник, 72 лет, из Егерцфагена, район Гум­биннена. Он сказал:

– Гитлер принес нам много тяжелой работы, мало хлеба и гибельную войну. Я, старый человек, должен теперь, благодаря Гитлеру, бродить по дорогам, как бездомная собака.

Перевод нужно сделать субтитрами.

Фамилия переводчика ст. лейтенант Сатрицкий А.И.

  1. «В охотничьем замке Геринга». Роминтенский лес [Роминтенская пуща] – пейзаж. Через голову оленя замок. На фоне замка группа наших офицеров. Гвардии полковник Степан Кравченко с группой офицеров в казачьих бурках. Они осматривают замок. (Крав­ченко имеет 7 наград.)

Стены замка – герб. Коридор с черепами оленей. Несколько чучел волков и портретов Геринга – вот и все, что не успели вывезти немцы из замка.

С фотографии Геринга наплыв на голову волка. Валяются чучела волков.

Примечание режиссеру: советую следующее – взять из фильмотеки живых оленей и вставить их после пейзажа – на все это такой текст: «Эти звери не удрали. Удрали двуно­гие хозяева этого замка, но и до них доберемся» и т.п. (50 м).

В этом замке была Ставка верховного главнокомандования гитлеровской армии 22 июня 1941 г. Отсюда был дан приказ о вероломном нападении на нашу страну.

Операторы Лыткин, Соболев.

Подлинник. Машинопись.

_____________________
1. Ныне г. Гусев. 

ЗАДАНИЯ ОПЕРАТОРАМ КИНОГРУППЫ 3-го БЕЛОРУССКОГО ФРОН­ТА ПО СЪЕМКАМ ШТУРМА КЁНИГСБЕРГА

5 февраля 1945 г.

Рельеф, карта – Дульцев.

Беженцы-немцы на дорогах – Беров, Крылов.

Беженцы в городе – Придорогин, Лозовский.

Боевые действия на подступах – все.

Сообщение сержанта-оператора – Лыткин, Соболев.

Крепостная артиллерия Кёнигсберга – Голубов, Крылов.

Форты и укрепления Кёнигсберга – Голубов, Крылов.

Выход к морю – все.

Дорога Кёнигсберг – Бранденбург – Дульцев, Придорогин.

Побережье, море – Дульцев, Придорогин.

Следы боев за выход к морю – Дульцев, Придорогин.

Тишина перед штурмом. Пехотинцы, только что вышедшие из боя, спят на земле – Лыткин.

Повар раздает пищу – Голубов.

Солдат пришивает пуговицу – Голубов.

Бытовые детали на тему – люди устали после боя, но впереди штурм – все.

Эпизод с авиаразведчиком – Писанко, Венц.

Штаб перед штурмом. Операт. отдел – Дульцев, Придорогин.

Штурм – все.

Артподготовка – все.

Экспериментальные пушки – Дульцев.

Боевая работа авиации – Писанко, Венц.

Танки идут в атаку – Лозовский, Довнер.

Танковый бой – Лозовский, Довнер.

Наши части врываются на окраину – все.

Уличные бои – все.

Работа пехоты и автоматчиков – все.

Работа артиллеристов – все.

Саперы – все.

Здание правительства – Придорогин.

Дом гауляйтера Восточной Пруссии – Коха (Шлоссштрассе) – Лыткин.

Гестапо – ул. Генерал Лицман Штрассе – Лыткин.

Тюрьма – Параден плац – Беров.

Зоопарк (р-н Северного вокзала) – Довнер.

Дом Биржи – Придорогин.

Вагоностроительный завод – Крылов.

Машиностроительные и военные заводы Южн. р. Прегель – Дульцев, Лыткин.

Сев. – Довнер, Крылов.

Жел. дор. узел – Придорогин.

Дом внутри – Дульцев.

Генералы и полковники – все по особому списку.

Кёнигсберг с самолета – Писанко.

Кёнигсберг с высокой точки – Придорогин.

Панорама Кёнигсберга с танка – Лозовский.

Начальник киногруппы 3-го Белорусского фронта А. Медведкин.

(ГЦМК. Ф. 1.)

Подлинник. Машинопись.


Материалы по теме