Операторы и работники фронтовых киногрупп. Ермолов Петр Васильевич


Операторы и работники фронтовых киногрупп. Ермолов Петр Васильевич

30.06.2020

В. И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемий «Золотой орел» и «Ника». Лауреат 18 премий профессиональных премий. Автор книг, выставок и документальных фильмов по истории отечественного кино. В настоящее время сотрудник Государственного центрального музея кино, готовит интернет-публикацию полной коллекции сохранившихся монтажных листов советских фронтовых операторов 1942-1945 гг.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 709–710 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фильм: Закройщик из Торжка. Рабочий момент съемок. 1925 год. На фото (сидит справа) режиссер Я. Протазанов; за камерой стоит оператор П. Ермолов; актеры В. Марецкая и И. Ильинский (стоят слева). Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ / Музей кино.

Ермолов Петр Васильевич (1887–1953).

Старейший русский кинооператор. Заслуженный деятель ис­кусств РСФСР (1940). В 1910 окончил Московскую практическую Академию коммерческих наук. В кино с 1911 года. Работал в фирме «Гомон» в Киеве и Одессе. В 1918–1923 – оператор фо­токиноотдела Наркомпроса, снимал хронику Гражданской вой­ны. Снял первый художественный фильм, посвященный Крас­ной Армии («На красном фронте», 1920). С 1924 года работал на к/с «Межрабпом-Русь» / «Межрабпомфильм», затем на к/с «Союздетфильм». Снимал фильмы Я. Протазанова, М. Дон­ского. Во время Великой Отечественной войны был одним из первых операторов, кто особенно настойчиво просился направить его на фронт для съе­мок боевых действий. И хотя оператору-ветерану было 54 года, он, в конце концов, до­бился своего. Снимал на Западном, Калининском фронтах для киножурналов, выпусков хроники.

Вот его служебная характеристика той поры:

«За полугодие заснял 8 сюжетов, в том числе 2 боевых о действиях артиллерии.
Сюжеты использованы следующим образом: 4 включены в СКЖ, 1 – в Летопись, 2 – в Фильмотеку и 1 явился творческим браком оператора.
Тов. Ермолов – один из старейших операторов советской кинематографии. Снимал хронику еще в период гражданской войны. Продолжительное время работал в художе­ственной кинематографии, где снял ряд больших фильмов.
Работу во фронтовой киногруппе начал удачными съемками – "Освобожденный го­род" (г. Калинин). Проявил в этом сюжете большую наблюдательность, вкус; дал фотогра­фию высокого качества.
Позднее, подойдя к боевой тематике, допустил творческий брак (сюжет "Выполне­ние боевого задания разведчиками"). В съемке поимки языка применил неоправданную, наивную инсценировку.
Из последних сюжетов наиболее интересные: "Автохлебозавод", "Артиллерийский огонь" и "Неуловимый артполк". Все они включены в СКЖ.
Ранение, полученное т. Ермоловым на фронте, нельзя не связать с тем, что он снимал на передовых линиях фронта и тем самым стремился повысить качество своих сюжетов.

Директор Центральной студии кинохроники (Головня).

Редактор (Попов)».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 14.)

Ранение Петра Васильевича оказалось очень тяжелым.

«На днях, – сообщал оператор В. Доброницкий в письме своему товарищу С. Гусеву, – привезли старика Ермолова с Калининского фронта, раненого. Лежит сейчас в Москве в госпитале – одной миной пере­било крепко левую руку. Другой крепко засадило в бедро. Насчет руки дело еще неясно, быть может, останется без нее. Но он бодр и полон сил, хотя крови потерял изрядно…»

(ГЦМК. Ф. 56.)

После тяжелого ранения дойти до Берлина Петру Васильевичу уже не довелось. В 1943–1945 и в 1948–1951 работал в «Совэкспортфильме».