Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 723 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). На фото (слева направо): Главный редактор Московского студии кинохроники Р. Кацман и кинооператор П. Лампрехт. Москва, конец 30-х годов.
Кацман (Григорьев) Роман Григорьевич (1911–1972).
Редактор, организатор кинопроизводства, кинорежиссер.
Родился в Никитовке Екатеринославской губернии (в советское время Донецкая область). Еврей. Член ВКП(б) с 1942 г.
Работать в кино начал в 1929 г. – отв. редактором Харьковского отделения Общества друзей советского кино, а затем зав. агитмассовым отделом этой организации. В 1931 – зам. главного редактора «Украинфильма» (Харьков). В 1932 – редактор и зам. директора Главлита. В 1933 – редактор треста «Союзкинохроники» (Москва). В 1934 – начальник цеха периодики «Союзкинохроники». В 1936 – отв. секретарь главной редакции «Союзкинохроники».
Пройдя суровую школу пропагандистских кампаний 1930-х годов и сумев каким-то чудесным образом уцелеть в огне политических чисток и репрессий, он не превратился в насмерть напуганного функционера, способного только тупо и безоговорочно выполнять нелепые команды и бредовые инструкции Агитпропа. Кацман преотлично знал всех кинохроникеров, и все знали его. Со многими он был в давних и самых крепких дружеских отношениях. Однако при всем запанибратстве со своими подчиненными умел оставаться строгим, принципиальным и достаточно авторитетным начальником.
Войну Кацман начал в должности начальника фронтовой группы Северо-Западного фронта, но быстро выдвинулся в Главке кинохроники на ключевую позицию – заместителя начальника Главка. Именно на нем лежал основной груз организационно-диспетчерской работы Главка в целом и Отдела фронтовых групп в первую очередь, обеспечение слаженной и безостановочной работы всех конвейерных звеньев кинохроники. Вместе с тем, не занимая официальной должности главного редактора Главка, именно он, по сути дела, исполнял его обязанности и многое определял в репертуарной политике своего ведомства. Судя по сохранившимся документам, Роман Григорьевич в своей работе был достаточно быстр и решителен, в меру гибок и находчив, а также не боялся опробовать новые формы организационной работы.
Его слабым местом была чрезмерная амбициозность. К тому же он был склонен предъявлять к другим более высокие моральные и профессиональные требования, чем к себе любимому. Достаточно вспомнить случай, когда якобы в целях оптимизации и усиления работы кинохроники предложил руководству план структурной перестройки ведомства ради того, чтобы получить разрешение на выезд в Москву эвакуированной в Новосибирск жены.
Подобные срывы по моральной части случались с Кацманом и позднее. Одна из таких историй разыгралась уже в 1960-е годы, когда кинематографисты, возмущенные беспринципным поступком Кацмана, ставшего к тому времени Григорьевым, потребовали даже исключить его из Союза кинематографистов.
После освобождения от работы в Главке кинохроники Кацман руководил киногруппой 3-го Украинского фронта. Он хорошо показал себя в этой должности. Быстро наладил работу и дисциплину группы. Под его руководством были сняты Ясско-Кишиневская операция, бои за Будапешт и Вену.
После войны – режиссер на ЦСДФ. Создал фильмы «Болгария», «Слава труду!», «Советская Якутия», «О Москве и москвичах», «Люди голубого огня», «Магистраль».
Лауреат Сталинских премий (1948, 1949).
За морально-этические нарушения коллегами по работе дважды ставился вопрос об исключении из партии.
Яркая фигура, что и говорить…