24.06.2016

Илья Косачёв, кинооператор

Автор:
Илья Косачёв, кинооператор

Источник: Киноклуб им. Микоши

Кинохроника - это оперативная киноинформация об актуальных событиях и фактах современной жизни.

Такой ответ на этот вопрос даёт Большая Советская Энциклопедия. Теми же качествами, по мнению составителей, обладает и телерепортаж, но мы позволим себе с этим поспорить. По крайней мере на сегодняшний день это, мягко говоря, не совсем так. Действительно, в оперативности телевидению не откажешь. Прямые эфиры с места событий, пожаров, войн, стихийных бедствий, культурных или политических собраний, телевизионщики подают быстро. Но что потом происходит с отснятым ими материалом, где найти эти кадры?

Фронтовой кинооператор Михаил Силенко.

Произошло какое-то событие телевидение отреагировало, показало, возможно, даже уделило больший, чем обычно хронометраж. Полчаса эфира в день событий. Через день уже трёхминутный сюжет о нём. Через неделю минутный сюжет, потом событие устарело, стало никому не интересным и исчезло с экранов телевизоров. Через 10-20 лет найти исходники со съёмками тех событий не представляется возможным. Как правило каждый телеканал или редакция хранят исходники не долго, магнитные кассеты с исходниками выбрасывают, максимум оставляют тот самый смонтированный сюжет на 3 минуты. И то, если позволяет свободное место на сервере. Об архивации телевизионных записей следовало бы написать отдельную аналитическую статью, но нас сейчас интересует ряд других более важных вопросов.

Где же место кинохроники сегодня? На пыльных полках фильмохранилищ?

Безусловно, кинохроника это документ истории, который необходимо сохранять для потомков. Поэтому нахождение плёнок в киноархивах это важный элемент сохранения истории. Но не менее важно, чтобы события сегодняшнего дня были отражены, показаны на экране и осмыслены сегодняшним зрителем, а потом сохранились в архивах.

С начала и середины 2000-х годов в РФ прекращается финансирование кинохроники и документальных фильмов, снимаемых на киноплёнку (за исключением нескольких провинциальных студий). Наверно, инновационные технологии вытеснили "морально устаревшую" киноплёнку и предложили, а затем внедрили что-то принципиально новое и прогрессивное. Рассмотрим этот вопрос поближе.

Может быть место кинохроники теперь на телевидении или на видеохостингах в интернете?

Множество видеохостингов в интернете предлагают каждому пользователю разместить своё видео или даже вести видеоблог (создать своё электронное СМИ). Как правило, "мобильный репортёр" - любитель снять видео на мобильный телефон, видеорегистратор или маленькую любительскую камеру - зачастую не знает даже такого понятия, как композиция кадра. Бесполезно говорить говорить и о крупности плана, точке съёмки и, вообще, о каких-либо профессиональных критериях. Особенно небрежно эти люди относятся к съёмке с рук. Камера дрожит, стоит на месте, потом бежит куда-то, кадр "ложится на бок"! Ничего уже не понятно ни из увиденного, ни из сказанного за кадром. Именно такие кадры можно часто увидеть на видеохостингах. Да и на телевидении уже тоже не брезгуют показать кадры с пожара, боевых действий, каких-то сенсационных событий, снятых случайными прохожими.

Снимает кинооператор ЦСДФ Виктор Сёмин. Фото из личного архива Елены Сёминой (Сергеева). Начало 80-х годов.

Интересно ещё и то что в крупных городах, когда происходит какое-то ЧП, большинство людей достают мобильники и начинают снимать, вместо того, чтобы помочь пострадавшим, вызвать скорую помощь, сообщить в правоохранительные органы, позвонить в пожарную службу, оказать первую медицинскую помощь, вывести из опасной зоны детей, женщин и стариков. За этой бессмысленной жаждой славы в интернете и на телевидении исчезает человеческое лицо времени.

Наверно, каждый второй, ну, или почти каждый второй пользователь телефона и смартфона со встроенной камерой, потенциальный оператор.

Но можно ли его видеосъёмку назвать кинохроникой? Или это её «высокотехнологичная» замена?

Может ли простой обыватель смотреть на события глазами оператора, для которого съёмка это его образование и работа, в которой существует этика и культура его профессии.

Кино создаётся не одним человеком, а коллективом. Неслучайно, что и просмотр фильмов в кинотеатре (кинозале) явление коллективное априори. Индивидуальный просмотр фильмов, роликов, программ по телевидению или с экрана компьютера, а то и планшета, смартфона и разного рода других новомодных гаджетов, несут характер общей информации о чём-либо, а то и вовсе просто информационного шума, в котором находится зритель. Да и можно ли назвать такого индивида зрителем? Маленький размер экрана подразумевает поверхностный взгляд, отстранённость, низкую концентрацию внимания. Можно вообще отвлечься, заняться просто фоном. Можно осторожно предположить, что потребитель такого контента не зритель, а скорее слушатель. Основная нагрузка здесь ложится на звук. Как ни крути, а природа телевидения это продолжение традиций радио с дополнением их движущейся картиной.

На съемках демонстрации 7 ноября 1956 года. Москва, Красная площадь.

А интернет в целом и социальные сети в частности предлагают порой видео, фото и текстовые материалы сомнительного качества, ставящие под угрозу развитие культурного и интеллектуального уровня человека, потребителя этих «новых медиа», в особенности детей и подростков. А создают эту замусоренную медиа-среду, во многом сами её пользователи и сама открытость этой среды. Отсутствие чётких этических, профессиональных и технологических, таких как ОТК (отдел технического контроля; — прим. ред.), барьеров приводит к ещё большей беспринципности и безнравственности этой среды, размыванию её языка, как визуального, так и вербального.

Кинематограф никогда не был «кинослушалищем». Кино — это зрелище. Большой размер экрана и коллективный просмотр дают ни с чем не сравнимый эффект присутствия и концентрацию внимания на экране с рассмотрением мельчайших деталей. Особый язык кино сохранился даже с уходом киноплёнки с документального экрана. Кино снимают и монтируют не как ТВ сюжет, а совершенно по другим законам жанра. Кино переносит зрителя на экран. Всестороннее осмысление жизненного факта, внимание к деталям отличает кинохроникёра от телеоператора, видеоблогера. В случае кинохроники, документалистики мы смотрим на события глазами кинооператора. Нет журналиста или ведущего в кадре, добавляющего происходящему дополнительную субъективность.

Почему это важно? В чём ценность кинохроники для нас?

Ещё каких-нибудь 10 лет назад снимались фильмы на киноплёнку 35 мм. Государство выделяло на это средства и можно было на значимых событиях видеть кинооператоров со студии РЦСДФ (правопреемник ЦСДФ с 1993 года; ликвидирована в 2015 году; — прим. ред.). На сегодняшний день эта студия хроникальных и документальных фильмов не снимает, а доживает, как юридическое лицо, существуя только на бумаге.

Кинооператоры ЦСДФ Олег Арцеулов и Владлен Трошкин. Конго. 1961 год. Фото из личного архива Константина Арцеулова.

Очень важно подчеркнуть, что кинохроника — это документ истории. Потомки спросят нас или, по крайней мере, зададутся вопросом: "А что было в таком-то веке, в таком-то году?" Смогут ли они увидеть достоверную, пусть и субъективную, но, всё-таки, документально точную, характерную, передающую не только событие, но и его основной нерв, не только толпу людей, но и отдельное лицо, человека в кадре с характерным обликом того времени, о котором идёт речь. Потомки должны увидеть не ту или иную политико-экономическую картину, так часто навязываемую СМИ, а живого человека с мыслями и чувствами, в реальной обстановке, рабочей или домашней, раскадрованное и снятое профессиональной твёрдой рукой оператора-кинохроникёра.

Интересно, что в такой развитой стране, как США, кинохроника существует по сей день, так же, как и индустрия проявки и печати 8мм и 16мм киноплёнок, как для студентов киношкол, так и для любительского кино, составляющего потенциально ценный материал документальной кинохроники жизни людей и государства в целом.