Опубликовано: «Цена кадра. Советская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Документы и свидетельства» (Авторы-составители: В.П. Михайлов, В.И. Фомин; Министерство культуры Российской Федерации, НИИ Киноискусства; Изд.: — М; «Канон+», РООИ «Реабилитация»; 2010; с. 60-64). Фото: "Киногруппа Северо-Западного фронта. 1941 год". На фото (слева направо): операторы Аркадий Левитан, Моисей Сегаль, Роман Кацман, Роман Кармен. Фото из архива В.И. Фомина.
Из дневника начальника киногруппы Северо-Западного фронта Р.Г. Кацмана1
4.VII. Всего 9 дней я [пробыл на фронте]
Узнал армию, тревоги, многокилометровые переходы с броском, жизнь в палатках, двухчасовый сон, винтовку, пистолет, строй, новую дружбу.
За мной приехали, вызвали в Москву, ехать на фронт, счастлив!
Позже, уже на фронте, я понял. Как даже эти 9 дней мне пригодились.
В Ленинград еду в международном. Думаю: это, наверное, последний удобный переезд до окончания войны...
5-10. VII. Ленинград. Все подробно описано в первом письме-рапорте. Группа — «сборная солянка». Аппараты не готовы...Комитет2 этим не занимается. Не занимался.
Ленинградская студия3 без руля и ветрил.
Все сделали, все привели в порядок. И сделали правильно, выехали во всеоружии (конечно, без помощи Комитета)
Выехали 10-го. В последний момент узнали, что ехать не в П. а в Н.4
Удалось одеть себя и Бессмертного5 в форму, хотя это и не наш округ. Это хорошо, т.к. в военном [неудобно] будет разговаривать в армии, в штабе фронта.
Ленинград спокоен только диктор панический.
Пьем пиво. Какое оно вкусное, а я так мало его пил. <...>
11. VII. Под утро прибыли в Н. Попали прямо к месту цели. Встретились на рассвете с уставшим, но внимательным нач. УПП т. Рябчим.
Прикрепляет к отд. Пропаганды, полковому комиссару Корабельникову.
Ставлю вопрос о немедленной отправке всех в армии, дивизии, чтобы там сидели, снимали, сроднились с людьми.
Т. Рябчий с нами не согласился, закреплять не надо. Будут наезжать, ибо обстановка сложна.
Первая встреча не могла быть превращена в серьезный спор. Пришлось согласиться.
На утро встретились с Гусевым, Марченко, Евсиковым. Их по пути Р. Р.-й подобрал. Ехали с ними сюда из П. Но ничего почти не сняли. То, что сняли, сразу мы отправили в Москву.
У них настроение бодрое. Но никто не знает, где жены. А все вещи — в Риге. <...>
12. VII. Ночью предложили срочно выехать двум операторам. Еще никто не обмундирован, еще не успели всем [дать оружие], определить куда ехать. В ПУ медлят.
Командировал Доброницкого и Рубановича в 24 СК. Без ничего. Получаем обмундирование. Всем не хватает.
Машин не дают. Их нет.
А в Москве в ПУ говорили: « Вы получите обмундирование на месте, и машины на месте». А на месте: «Вам обмундирование не нужно. Лучше работать в штатском...».
На фронте — в штатском! Наивность или глупость? Безответственность?
13. VII. Cовещание. Обсуждаем, как работать. Это уже второе совещание. Одно было в Ленинграде.
Дали нам Фельдмана. Из отд. Проп[аганды]. Он ничего не делает и никак не помогает. Только спрашивает: «Что вы делаете?»
Ох, как это плохо, неприятно. Зачем здесь дармоеды?
Снова получаем обмундирование, всем. И оружие, но без кобур.
14. VII. Доброницкий и Рубанович вернулись. Факт захвата 20 танков (основное, из-за чего выезжали) не подтвердился. Вот вам и наезды. Мы были правы, когда настаивали на закрепление за армиями. А им дали просто командировку.
Они все-таки кое-что по пути сняли: переход войск, истребительный отряд, перегон скота (это неактуально).
В самой части, в эстонской дивизии снимать нельзя было.
Но как здесь не знали о танках? Почему? Почему плохая связь?
В городе засняли трех военнопленных. В инструкции я пишу — снимать массовые планы. Но это не всегда возможно.
Сняли как они «наговаривают» на пластинку обращение к солдатам.
Одели Доброницкого и Рубановича.
23. VII. Все эти дни Марченко снимает в Н. пленных, наших зенитчиков, бомбардировку Н-а. И вот я вижу первые мирные жертвы, первую кровь. Тоскливо, горечь в сердце, сволочи! Да, теперь я узнаю все это не только по испанским и китайским съемкам Кармена.
Снимаем на 13-м километре, бомбежки, их последствия...Картина вопиет об отмщении.
Ночью поехали к зенитчикам (разыскивается подбитый самолет). Ветер, холодно, неуютно.
Мяукает кошечка — жалобно, тоскливо. Вспоминаю Мусеньку6, Москву, родную мою.
Поднимаю кошку, обнимаю нежно, согреваю...
24. VII. По пути7 обстрел два раза. В Калинине остановка. Немного спали, здесь тихо, уютно.
Через три часа — Москва.
Вот он наш родной, великий, святой город. Да, святой. Только теперь это чувствуешь. Чувствуешь как он бесконечно дорог.
Ленинградское шоссе... Корпуса заводов. Сотни людей у метро. Развалины театра Вахтангова.
Студия. Филь8, не спавший много ночей. Все родные. Возбужденные. Рады мне. Просят спешить — скоро тревога...
25-27. VII. <...> Студия.
Заправляет Кацнельсон9. Наконец он дорвался «властвовать». Копалин10 слабохарактерен. Он ничего не решает.
Венжер11 работает делово.
Ф.М.В.12 Человек хороший, энергичный, хроникер.
От встречи с Большаковым самое плачевное, самое печальное впечатление. Кто нашим кино руководил! Кто руководит!
Он сердит на операторов, которые все еще не умирают, не снимают «Танк на танк!».
Ф.М. по секрету сказал мне, что Большаков считает, что мне платить не надо, т.к. я призван в армию.
Но я ведь не в военных штатах, не аттестован. Он хочет, чтобы я был на положении бойца — 1,50 в месяц.
...Тогда к черту киногруппу.
Руководит нами Варламов. Держит себя менторски, как важный начальник. А сам просиживает все время с Кацнельсоном в «Арагви»... Хочет одного — снимите бой. Больше его ничего не интересует.
Самое обидное, страшное: всем, кроме коммунистов в сердце, я безразличен. Не я — Кацман, а я — приехавший с фронта. Все боги. Все устраиваются, приспосабливаются не воевать. Сволочи.
Распускали всякие сплетни обо мне и Мусиньке. Сами бля...вали, делая вид честных супругов. Изменяли налево и направо. А мы любим друг друга так, как никто.
<...>
Безразличие обидно.
«Арагви» — хорошее бомбоубежище.
Смотрели материал. Оценка в письме, которое я разослал операторам.
Дело в обстановке. Дело в операторах. Много философствуют. Рассчитывают на инсценировки, не рвутся к боевым съемкам. Лыткин.
Я поставил вопрос о том, чтобы некоторых отозвать. Не нужен Евсиков, нужен или Бессмертный или Ешурин.
Пока решили не отзывать. А потом будут укорять: в твоей группе почти 20 человек.
Отдел Слуцкого13. Он растерян.
Пертусов рассказывал, как Блиох14 «тушил» бомбы.
Эх, водка!
Все наши знатные киноработники «Водки!». Но они все равно будут в почете у Большакова.
Мы с Карменом видели в «Киногазете» фото — «Кипит работа». Вояки сидят за столом и что-то обсуждают.
Смотрю на Москву. Да, это не Мадрид и не Китай Кармена. Это великая Москва. Милая. Любимая. Она выдержит любой напор.
27. VII. Просмотр киножурналов и совещание.
Удалось в местном кино при помощи «бургомистра» посмотреть восемь №№ СКЖ.
Разговор с заведующим о «Д.Н.М.»15
Журналы делаются слабо. Нет квалифицированной ведущей руки. (Мне об этом не с кем, нельзя говорить. Будут думать, что я хочу сидеть в Москве. Но как обидно за великое дело военной хроники. Ведь в Англии ее выпускает Министерство пропаганды. А здесь — десять нянек типа Кацнельсона. А как бы можно было делать!)
Плохой текст, плохой диктор, беспомощная, ограниченная трактовка материала. Очень плохо, обеднено [дана] подборка с ЗФ16. А ведь можно было бы дать борьбу за город, дать ярко, эффектно, динамично.
Нет инициативы в подборе сюжетов.
Но самое удручающее — материал. Съемки в своей основе слабые. Я читал в «Кино» [статью] о блестящем сюжете «Разгром танковой колонны» .....(нрзб.) и двух Ковальчуков. Как это бледно! Как плохо использован немецкий материал.
Да, войну еще снимают неумело и не отважно.
Обстановка, конечно, делает свое дело, но операторы еще недостаточно инициативны.
Провожу совещание в связи с просмотром.
Ставлю вопрос так:
Все мы убедились в том, что материал операторов слабый.
Не ошибусь, если скажу. Что всем нам немного стыдно стало друг за друга.
У нас есть хорошие эпизоды, но войны в действии тоже еще нет.
В этом виновна, вместе со всеми операторами и наша группа.
Нельзя кивать на других, мы тоже еще не дали отличных съемок. Конечно, если бы сейчас армия наша активно наступала, все бы были героями. Даже более слабые, даже плохие операторы дали бы хороший материал, ходили бы в героях!
В том-то все и дело, — вся сложность. Вся важность задачи, что надо в этой сегодняшней обстановке дать яркий, правдивый, волнующий военный материал, съемки не вокруг боев, а самих боев.
Этого от нас требуют! А у большинства операторов живуча точка зрения: «В этой обстановке снимать нельзя, вот начнем наступать, тогда...»
Это неправильно. Этот идет от непонимания нашей политической роли, непонимания того о чем мы должны рассказывать в наших журналах народу. Мы победим — обязательно, и в наших кадрах должна сквозить эта внутренняя тенденция победы, должна быть показана сила нашей армии, героизм ее бойцов.
Тот, кто этого не понимает, не может и не должен быть на фронте и снимать.
Мы уже проводили совещания. Изменяли совместно пути работы, советовались и т.д. Но говорить многие умеют, а делать не хотят.
Нужен немедленный. Резкий перелом в работе группы.
Мы добились, что почти все сидят на передовых, но этого мало. Надо быть на передовых смелым и инициативным.
Говорят об инсценировках. Неправильно рассчитывать, что войну можно снимать только путем инсценировок. Но применять инсценировки, организацию материала можно и нужно.
Делайте все, что подскажет обстановка, но делайте, а не философствуйте, что надо делать.
Важен итог, результаты. А их-то до сих по нет.
<...>
Вы любите отсиживаться. Никто еще не подошел ко мне с требованием — послать на съемку, с предложением, с инициативой. <...>
Все зависит от оператора! Захочет Петя, проявит смелость, энергию, инициативу — будут боевые съемки.
В другом случае ничего не выйдет.
Нужен перелом. Иначе я вынужден буду ставить вопрос о расфирмовании группы.
<...>
Спрашиваю о претензиях, м.б. есть жалобы, чем-либо недовольны?
Молчание. <...>
Предупредил о следующем:
31. VII. Встреча с Бабинчуком. Покалякали. Посудачили о Москве, Комитете. Рассказал, как богатырь Лукашев бежал в Новосибирск. Вот рыцарь! Боже мой, какое говно в Комитете руководит кино.
Обидно то, что все это знали, видели, но результатов никаких.
Нет, после войны все должно быть пересмотрено, люди оценены по-настоящему, по достоинству.
РГАЛИ. Ф. 2749,оп.1. Д. 116. Автограф.
________________________________
1 Кацман (Григорьев) Роман Григорьевич (1911 — 1972) — редактор, организатор кинопроизводства, кинорежиссер.
Работать в кино начал в 1929 г. — отв. редактор Харьковского отделения Обществе друзей советского кино, а затем зав. Агит.-массовым отделом этой организации. 1931 — зам. глав. редактора Украинской фабрики кинохроники (г. Харьков). 1932 — редактор и и зам. директора Главлита. 1933 — редактор треста Собзкинохроники (Москва).1934 — нач. цеха периодики Московской студии Союзкинохроники.1936 — отв. секретарь главной редакции Союзкинохроники.
С мая 1942 года по апрель 1944 г.— заместитель начальника Главного управления по производству хроникально-документальных фильмов, куратор отдела фронтовых групп. В 1941 г. руководил киногруппой Северо-Западного, позднее - киногруппой 3-го Украинского фронтов. После войны — режиссер на ЦСДФ. Создал фильмы «Болгария», «Слава труду», «Советская Якутия», «О Москве и москвичах», «Люди голубого огня», «Магистраль». Трижды удостоен Государственной премии СССР. За морально-этические нарушения коллегами по работе дважды ставился вопрос об исключении из партии.
2 Комитет по делам кинематографии при СНК СССР, в состав которого входило Главное управление по производству хроникально-документальных фильмов (Главкинохроника).
3 Ленинградская студия кинохроники.
4 «Не в Псков, а в Новгород…» — Немецкие войска захватили Псков уже 9 июля 1941 г.
5 Бессмертный Михаил Самсонович (1904 — 1980) — организатор производства, в годы Великой Отечественной войны входил в руководство Центральной студии кинохроники, был директором фильма «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой».
6 Фиделева Марьяна (Мария) Яковлевна (1907 — 1949), жена Р.Г. Кацмана, кинорежиссер Центральной студии кинохроники.
7 Р.Г. Кацман был вызван с фронта в Москву для согласования дальнейшей работы киногруппы.
8 Филь Федор Селиверстович (1902 — не ранее 1946) — организатор кинопроизводства Центральной студии кинохроники, с организацией ЦСДФ (май 1944 г.) — заместитель директора по кадрам.
9 Кацнельсон Леонид Григорьевич [? — ?] — организатор кинопроизводства. Снят с должности зам. директора «Ленфильма» «за бесхозяйственность, перерасходы и нарушения финансовой дисциплины» (Кино. 1937. 4 апреля. № 16. С. 3). В начале войны был директором Центральной студии кинохроники.
10 Копалин Илья Петрович (1900 — 1976) — режиссер-документалист.
11 Венжер Ирина Владимировна (1903 — 1973) — режиссер-документалист. В кино работала с 1927 г.
12 Федор Михайлович Васильченко [1904 — ?] — организатор кинопроизводства. С ноября 1939 по май 1944 начальник Главного управления по производству хроникально-документальных фильмов Комитета по делам кинематографии.
13 Слуцкий Михаил Яковлевич (1907 — 1959) — режиссер-документалист. В 1932 окончил ГИК.В том же году снял один из первых советских документальных фильмов «Имени Ленина», посвященный пуску Днепрогэса.В последующие годы снял фильмы «Ленин с нами»(1933), «Нанаец с реки Тунгуска»(1934), «Будем как Ленин»(1939), «День нового мира» (1940. совм. с Р. Карменом), «Наша Москва»(1941, Сталинская премия1942), «День войны»(1942), «Советская Украина»(1947, Сталинская премия, 1948), «Цветущая Украина (1951, совм. с А. Слесаренко, Сталинская премия 1952).В 1947 — 1956 гг. работал на Украинской студии кинохроники). Был репрессирован.
14 Блиох Яков Моисеевич (1895 — 1957) — режиссер, организатор кинопроизводства. Участник Гражданской войны, военком 1-ой Конной армии. Поставил документальный фильм «Шанхайский документ», позднее «За фронтом фронт» («Первая конная»,1931), «Серго Орджоникидзе» (1937, совм. с Дз. Вертовым). В 1931 — 1934 участвовал в работе кинопоезда им.К.Е. Ворошилова. Позднее — на административной работе.
15 «День нового мира», реж. М. Слуцкий, Р. Кармен,1940.