Опубликовано на сайте Иркутского областного кинофонда 22 марта 2011 года: www.pribaikal.ru. Фрагмент из книги Татьяны Зыряновой "Мастера экранной публицистики Сибири" (Иркутск, 2009 год). На фото: режиссер Валерий Хоменко и оператор Геннадий Ландин на съемках фильма "Большой десант".
Валерий Владимирович родился 25 декабря 1938 года в столице Азербайджана г. Баку. Он настолько сросся с Иркутском, что мне поначалу казалось, что он — коренной сибиряк. Помню, как-то на съемках протянула ему веточку цветущей черемухи, и когда он спросил, что это за растение, я решила, что Валера меня разыгрывает. На что он с обидой ответил, что он южанин и не должен знать всех местных растений. Да, с ботаникой вышел конфуз. Зато географию Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера он знал не по учебникам, исколесив эти края вдоль и поперек, сняв за 30 лет работы более пятидесяти документальных фильмов и добрую сотню спецвыпусков киножурнала «Восточная Сибирь».
Причем его фамилия в титрах — это знак качества. И неудивительно. Уже во время учебы во ВГИКе он выделился из целой плеяды талантливых студентов. Режиссерской мастерской руководил документалист с мировым именем Роман Лазаревич Кармен — сценарист, режиссер, оператор. Как оператор, он снимал Гражданскую войну в Испании, войну за независимость в Китае («Китай в борьбе», 1938-1939 гг.). В годы войны руководил фронтовыми киногруппами (к/ф «Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе» (1942), «Берлин» (1945)). Возглавил съемки Нюрнбергского процесса «Суд народов» (1947, Государственная премия СССР). Объехал с камерой полмира (Чили, Вьетнам, Индия, Германия и т. д.). Его ленты пять раз получали главные призы на международных кинофестивалях в Лейпциге, Оберхаузене. И вот этот человек из всего курса выбрал именно Хоменко и отправил его как своего ассистента на съемки в Братск, доверив ему самостоятельно сделать эпизод для своего фильма.
Так Валерий впервые попал в Сибирь. Там познакомился с оператором Борисом Винокуром, который пригласил его в Иркутск, где он прошел студенческую практику на Иркутской студии кинохроники (так в те годы называлась ВССК). Вместе с однокурсником и другом Л. Суриным они впервые приехали в Иркутск летом 1962-го. Вот как пишет об этом сам Хоменко: «Очарованы были городом, ни на какой другой не похожим, уютным и праздничным, с норовом столицы сибирской и по-домашнему провинциально-гостеприимным... Иркутск стал не просто «второй родиной». Это, наверное, как счастье, привалившее однолюбу — любимую жену встретил и на всю жизнь». Первая самостоятельная работа Хоменко носит почти символическое название «Транзит» (1966) На долгие годы транзит станет образом жизни талантливого режиссера. Короткие остановки в Иркутске, где шел монтаж и озвучивание отснятого материала — и снова в путь.
Фильм «Транзит» был посвящен строительству дороги Хребтовая — Усть-Илим. Уже в этой первой ленте проявились особенности творческого почерка Хоменко. Вместо унылой хроникально-повествовательной формы, властвовавшей до тех пор на студии, Валерий Владимирович показал возможности монтажа образного, ассоциативного, использовал темпоритмические особенности монтажного искусства. Вот как писала об этом газета «Советская культура» за 8 декабря 1966 г.: «Монтаж фильма динамичен и горяч. Но не в одном вихревом ритме перемежающихся планов, отсылающих то в прошлое, то в день сегодняшний, находит режиссер возможность языком кино передать свой замысел. Время от времени камера надолго задерживается на выразительной детали, на лице персонажа, захваченного врасплох, в момент высокого напряжения, отражающего «жизнь человеческого духа». Три тысячи километров Юж-сиба... Последнее звено... 14 тысяч опор. Новые железнодорожные станции, названные именами первых строителей, которых уже нет в живых — Кошурников, Стофато, Журавлев... Эстафету приняли молодые... Сколько дорог может проложить человек за свою жизнь? Трудно сказать. Транзит вечен». (Спец. корр. «Советской культуры» Ф. Меркова).
А редактор Семен Аркадьевич Меклер в газете «Восточно-Сибирская правда» за 22 марта 1967 года в рецензии «Герой документальной ленты» писал:
«Семь лет собирала студия летописный материал о стройке. «Транзит» позволил увидеть философскую связь событий, помог понять психологию строителей: что им дорого и почему. В фильме есть неподдельная романтика и есть правда — и это трогает... Если спросить: кто больше всех заинтересовал зрителя в очерке, я бы не задумываясь ответил: человек, которого нет на экране — кинорежиссер... Весь фильм окрашен эмоциями этого человека, подчинен мысли, которую режиссер передает с экрана зрителю». Недавно в бывшей студии, а теперь «Доме кино» отметили семидесятилетие Валерия Владимировича. Меня попросили написать поздравление. Мне не составило труда написать его на трех страницах и состояло оно только из названий его фильмов: «В те годы Валера пустил крепкие «Корни» в сибирскую землю. Фильм «Корни» снимал на Диксоне. «Утро Хантайки» он встречал уже в Заполярье. Летом 1966-го в Минусинском районе Красноярского края сочинял «Легенду о живой воде». А 1969-м весь посевной и уборочный сезон провел в деревне Быстрая того же Красноярского края, где был создан фильм «Пятое лето Виталия Сургутского...»
На этой ленте хотелось бы остановиться подробнее. По стечению обстоятельств, герой Хоменко, так же как в то время и сам режиссер, работал на своей должности пятый год. Лето для молодого председателя колхоза выдалось тяжелым, засушливым. Селянам приходилось спасать урожай в экстремальных погодных условиях. В газете «Советская молодежь» в обзоре фильмов студии «Размышление о документальном фильме» («Советская молодежь», 1979. 25 июня) Сергей Иоффе писал:
«Это по-настоящему публицистическое произведение... Непростительно редко появляются фильмы, которые бы ставили сложные вопросы: разумное хозяйствование, рентабельность, научная организация труда... Удача фильма прежде всего заключается в том, что он поднимает насущную проблему: создание специализированных хозяйств, работающих по отраслевому принципу... Как надо хозяйствовать, мы узнаем на примере ценного опыта колхоза, который за короткий срок выведен Сургутским из отстающих в передовые. Успех не случаен: Сургутский интеллигентен, образован, энергичен, кровно заинтересован в успехе своего дела...»
И, действительно, хороший получился фильм-портрет. Но, как вспоминает сам Хоменко, «цензура Госкино его подгадила». Им не нужна была правда жизни, им нужен был лубок в стиле «Потемкинских деревень». Бесконфликтная, угодная столичным чиновникам фальшивка. Это было первое столкновение мастера с чиновниками из Госкино. Валерий отчаянно сопротивлялся, пытаясь отстоять свои позиции, но фильм, по егосвидетельству, «был жутко искорежен московской цензурой». Это был первый, но, к сожалению, не последний удар из тех, что посылают творческого человека в нокаут.
Представь, что ты все продумал, организовал, снял, смонтировал, во все вложил свою душу, мысли, свое видение мира. И вдруг невежды, не снявшие за свою жизнь ни одного метра пленки, бракуют то, что ты выстрадал. Отстаивая свои авторские права, Валерий добился только того, что прослыл человеком неуживчивым и строптивым. И в будущем к его лентам проявляли особое внимание, бдительно выверяя их идеологическую направленность. Однако Валерий Владимирович не из тех, кто отступает. Вместе с писателем Марком Сергеевым они задумали яркий проблемный фильм «Репортаж с партийного собрания». Ими был выбран верный «дипломатический ход».
То, что нельзя было подвергать критике от имени киножурналистов, можно было сделать объектом критики самих коммунистов, выступавших на одном из партийных собраний. По тем временам фильм был предельно смелым. Его заметили и критика, и зрители. Кстати, этот опыт поучителен и для сегодняшних публицистов. Если хотите поднять какую-то острую проблему, найдите и привлеките в свою программу людей, авторитет которых не подлежит сомнению!
Обычно неподцензурны высказывания известных писателей, ученых, крупных общественных и политических деятелей. Ваша задача — суметь убедить их принять участие в важном для вас разговоре людей такого уровня и незаметно направить диалог, а еще лучше, дискуссию в нужное для вас русло. В Америке этот прием называют так: «проехаться на хвосте чужого успеха». Со временем Хоменко научился в совершенстве использовать этот прием, привлекая для интервью таких влиятельных людей, как академики Аганбегян, Логачев, Героев Соц. Труда Ревтова, Дорохова и других известных в то время личностей, которым цезура не имела власти заткнуть рот.
В 1972 году Валерий Владимирович в паре с режиссером Т. Чирковой работает над полнометражным цветным широкоэкранным фильмом «Капсэ, Якутия» («Капсэ» — так по-якутски звучит приветствие). Для документального фильма 50 минутснять трудно. Не просто снять, а снять так, чтобы зрителю не было скучно. Задачу осложняло и то обстоятельства, что фильм был юбилейный, поставленный в план к 50-летию образования Якутской АССР, т. е. он должен был понравиться не только зрителям, но и властным структурам республики. Выход был найден. Лента была решена через портреты известных и уважаемых в республике людей. С этими людьми Хоменко свел Никандр Саввинов — собкор из Якутии. Драматург Дмитрий Кононович Сивцев — «наш Шекспир», как его величали в этой северной республике, помог режиссерам переосмыслить сценарий, найти нужных для картины и интересных для зрителей людей. Позднее автор сценария, посмотрев фильм, признался, что если бы он знал героев ленты раньше, то строил бы свое произведение на них. Такие сценаристы, которые знают тему поверхностно — не нужны. Не случайно Валерий Владимирович все свои последние фильмы снимал только по собственным сценариям. Или, по крайней мере, в сотворчестве с такими надежными сценаристами, как С. Иоффе и Л. Шинкарев.
В 1970-80-е годы круг интересов режиссера определился. Его все больше привлекала производственная тематика. Названия фильмов тех лет говорят сами за себя: «Фундамент», «Рубежи Усть-Илима», «Дело Шубина», «Красноярский миллиард». В гуле новостроек, в заводских цехах он находил и поэзию, и романтику. Это не было ни данью времени, ни конъюнктурой, ни какими-либо карьерными соображениями. С присущей ему тщательностью он изучал все тонкости нового для него дела, все узкие места, все проблемы и потом находил яркое кинематографическое решение тем, которые другие режиссеры считали скучными. Особая страница его творчества — это серия фильмов о БАМе. В 1975 году он впервые едет на стройку века — как тогда называли магистраль. Там снимает по сценарию С. Иоффе фильм «Мосты». Как редактор этой ленты, помню. Что сценарий был добротный. Иоффе вырос на БАМе, его отец еще до войны руководил строительством железнодорожной ветки. В сценарии было сопоставление с прошлым, было в нем и что-то пронзительно личное. Хоменко, как всегда, обогатил авторский замысел, ввел новых героев. Особенно запоминается молодень-кая девчушка, приехавшая с первым десантом. Ее ностальгия по самым первым дням стройки, по всем тем трудностям, которые пришлось пережить подкупает эмоциональностью и непосредственностью. И все-таки мне жаль, что из фильма ушла судьба первой довоенной БАМовской ветки, которая в годы войны была разобрана и увезена в Сталинград. С ее помощью город получал продовольствие и боеприпасы. Но объективно фильм и без этого экскурса в прошлое получился, завоевал награду на Всесоюзном кинофестивале.
Поначалу документалисты БАМ снимали как хронику. В центре внимания было событие. Валерий первым снял очередное событие стройки, как публицистику. Его фильм «Золотое звено» посвящен приходу первого поезда на Якутскую землю.
Зритель видит это событие то глазами старого охотника, то ученого, то исполнителя народных песен олонхо и, наконец, первого секретаря Якутского обкома КПСС. Становится понятна все историческая значимость происходящего события. События, о котором якутский народ грезил в своих песнях о железном, крылатом, обгоняющем оленей коне, несущем людям счастье. Мысль о связи времен, об устремленности сиюминутного события в будущее республики стала тем волшебным кристаллом, благодаря которому фильм-репортаж превратился в художественно-публицистическое обобщение.
Еще острее и глубже тема рождающегося в рабочих буднях будущего решена в картине «Здравствуй, Нерюнгри!». Судьба первооткрывательнипы нерюнгринских углей Саймы Сафиевны Каримовой пересекается с судьбой автора «поляров» архитектора Шипкова и с судьбами рядовых строителей БАМа молодоженов Винокуровых. В каких домах предстоит жить Винокуровым — спорят архитекторы и проектировщики. Где они будут в будущем работать — рассказывает главный геолог геологической партии, депутат Каримова. Интересно было бы сейчас найти тех молодых героев фильма и посмотреть, что сталось с их мечтами.
1978 год прошел в трудах над фильмом «Большой десант». Эта полнометражная картина была задумана как экранный вариант книги известного публициста Леонида Шинкарева «Большой чертеж Сибири». Книга повествовала о том, как БАМ открывает новые возможности к освоению природных богатств северных территорий Сибири и Дальнего Востока. В ней говорилось о новых ТПК — территориальных комплексах, то есть, о новых городах, рудниках, заводах, комбинатах, которые вырастут вдоль трассы. Все это открывало новые горизонты, невиданные доселе перспективы развития нашего края. Все было просчитано и выверено учеными-экономистами. И хотя возникало немало вопросов и проблем по стратегии и тактике грандиозного плана, и не во все и тогда верилось, но в главном сомнений не было. Ведь это был просчитанный и выверенный план освоения земель, и такого бессмысленного разграбления края, которое мы сегодня наблюдаем, даже представить было невозможно.
Я работала с Хоменко и Шинкаревым как редактор. Мне посчастливилось со съемочной группой фильма работать в Братске. Братск был выбран как уже состоявшийся центр ТПК, чтобы на его опыте проанализировать как достижения, так и ошибки подобных структур. Не знаю, почему, но Валера — сам мастер интервью — поручил мне взять синхрон у Героя Соц. Труда Ревтова. Тогда я на себе почувствовала его твердую режиссерскую руку. Во время разговора со знатным строителем я поменяла местами слова в заранее сформулированных и согласованных с Валерой вопросах, за что получила от него нагоняй.
— Какая разница! — заспорила я. — Лишь бы смысл вопроса сохранился!
Оказывается, нужное ему ключевое слово было специально поставлено в конец фразы, чтобы интервьюируемый начал свой ответ с него. И чтобы потом, при помощи монтажа, соединить целый ряд однотипных ответов, акцентируя ключевое слово повторением, и таким способом облегчая для зрителя процесс восприятия авторской мысли.
Я всегда знала, что Хоменко ас монтажа. Но тогда я поняла, что секрет филигранной точности его склеек часто задуман еще в процессе съемок. Работая над фильмом «Большой десант», Валерий Владимирович проявил себя как режиссер, умеющий не только постигать сложные экономические и со-циальные проблемы времени, но и при помощи ярких кинематографических решений делать их понятными и доступными для зрителя.
Съемки происходили на БАМе, который начинается в нашей области и через три с лишним тысячи километров выходит к водам Тихого океана. Путь, проделанный группой, раза в три превышает протяженность трассы, то есть около 10 тысяч километров, поскольку речь шла не столько о самом БАМе, сколько, как уже говорилось, о будущих ТПК. Вот как описывает сам Валерий в своей «Кинематографической Атлантиде» один из съемочных моментов: «Интервью у мэра города Советская Гавань можно было взять в исполкомовском кабинете... Но у меня принцип — не облегчать, а наоборот — «становиться на уши» ради экранного эффекта... Татарский пролив... Штормит баллов 5-6. Потом на экране я увидел, как скачет горизонт: то в кадре фоном сплошные свинцовые волны, то — белесое небо. В какой-то момент так качнуло, что Гена Ландин, оператор, рухнул. Повалился и Вова Поспехов, звукооператор. Я потерял равновесие... «Вы, мужики, поосторожнее, так и за борт можно сыграть», — помню, сказал мэр, у которого я брал интервью. Он, человек бывалый, широко расставил ноги, крепко держась за борт и меня слегка подстраховывая. Слава Богу, «авария» была без последствий, встали на ноги, крепче закрепили штатив, съемка продолжилась... А что творилось на носу, которым катер резал волны! Лавинные фонтаны брызг до небес — киношное великолепие!»
Да, во время съемок Хоменко бывал крут. Но представьте, если капитан корабля по совету членов своей команды будет без конца менять курс, то корабль, как минимум, сядет на мель. Валерий, как опытный капитан, всегда точно знал маршрут: какой замысел и как он будет воплощать в своем фильме. И ничто не могло сбить его с заранее намеченного курса.
Сколько соблазнов, сколько возможностей открывается во время съемок. Многие поддаются этим соблазнам и начинают плыть по воле волн. В результате отдельные моменты картины могут получиться интересными, а в целом материал рассыпает-ся на части. Если нет единства замысла, нет цельности в структурном решении, нет подчинения всего материала одному сюжету, единой задаче — фильм не состоится. В этом я не раз убеждалась за долгие годы своей редакторской и авторской работы. Фильм «Большой десант» состоялся, о чем свидетельствует «Диплом жюри», которым картина была награждена на XII Всесоюзном кинофестивале 1979 года в г. Ашхабаде.
В 1979 году Хоменко сделал две блистательные одночастевки (10 мин.). Это спецвыпуски киножурнала «Восточная Сибирь» № 27-79 «Стойкость» и киножурнала № 48-79 «На Таймыре рассказывают». О «Стойкости» я уже писала в главе, посвященной оператору Д. Смекаеву. На съемках этой ленты Валерия Владимировича не было, но как он ее смонтировал! Если говорить о втором спецвыпуске, то по нему молодым можно учиться, как брать интервью. Такое интервью, которое, по классификации критика Комарской, определяется, как интервью, взятое «в жанре». Это когда герои лент рассказывают свои истории не для камеры и микрофона, они о них забывают, их не чувствуют. Рассказывают между делом, не отрываясь от своих повседневных забот. Например, ветеран войны чистит рыбу и между делом повествует, как их тут, на Таймыре, жестоко бомбили немцы, сколько выдержки, смекалки надо было проявить, чтобы не сдать позиции, да и просто остаться в живых. Другая героиня — повариха — что-то стряпает, печет, а попутно с большим юмором вспоминает о своей встрече с белым медведем. Она выскочила из балка, чтобы набрать щепы для печки, щепы, которую выбрасывает на берег Ледовитый океан. Идет, подбирает, а ей кричат: «Медведь! Медведь!». Ну она подумала, что шутят, разыгрывают ее. Голову подняла — а навстречу ей такой вот полярный «гость». Она хоть и припустила от него, не чуя ног, но дров из рук не выпустила...
Умение документалиста по формуле Дзиги Вертова поймать «жизнь врасплох» — это высшая степень мастерства, и Хоменко владеет этим мастерством в совершенстве. Во всех его журналах, фильмах синхронные интервью взяты безукоризненно. Рассказы звучат естественно, раскованно и доверительно. Толь-ко профессионалы знают, как сложно достичь этой кажущейся простоты. Оба спецвыпуска получили на смотре фильмов о Сибири и Дальнем Востоке в г. Красноярске первую премию и диплом жюри.
Совершенно в другом ключе — поэтическом — решен фильм 1980 года «Рождение Удокана». Режиссер В. Хоменко и оператор А. Новопашин столкнулись во время съемок с большими трудностями. На Удокане в тот год почти никаких работ не велось. Там все или в прошлом, или в будущем: исследовательские работы закончены, а строительные еще не начаты. Когда геологи нашли в этих местах уникальное по запасам месторождение меди, в Москве во время защиты нового месторождения им сказали: «Вы бы еще на Луне медь нашли». Ни дорог, ни каких-либо примет цивилизации — горы, тайга, затерянность, глухомань. Красиво и поэтично снял этот край под руководством Валерия Владимировича наш читинский собкор Александр Новопашин. Кажется, не только люди, но и сама природа притихла в ожидании перемен — прихода первого БАМовского поезда и начала промышленного освоения самых богатых в мире залежей медной руды.
В 1982 году Хоменко поручают съемки полнометражного фильма «Иркутские встречи». Этот фильм представляет собой галерею портретов сибиряков — академика, байкальского рыбака, председателя колхоза. Здесь опять все держится на великолепных «интервью в жанре». Запоминается рассказ академика, директора НИИ Логачева о своем рождении. Этот ученый с мировым именем показан не в начальственных кабинетах, не в лабораториях, а у себя на даче, напоминающей простую крестьянскую избу. Он рубит дрова, топит печь и рассказывает, рассказывает. Особенно интересной мне показалась история его рождения. Его родители были крестьяне, жили в глухой деревушке. Когда матери пришло время родить, отец запряг лошадь и повез ее в ближайшее большое село. Но доехать они не успели: «Так я на телеге посреди дороги и родился», — говорит академик. — «Так всю жизнь и живу на колесах — весь мир объехал». И дальше идет такой экзотичный перечень мест, где онпобывал, что невольно вспоминаешь: древние народы верили в мистическую связь событий, связанных с рождением ребенка с его будущим предназначением, с его судьбой. На Всероссийском смотре фильмов о Сибири и Дальнем Востоке 1983 года эта картина получила вторую премию и диплом газеты «Советская культура».
В июле 1983 года Хоменко не поладил со студийным начальством и уехал работать на Западно-Сибирскую студию. Там он снял пять документальных фильмов. Один — полнометражный — сделал потом на Свердловской киностудии.
Когда началась перестройка, мы поначалу обрадовались той свободе, которая давала право снимать без оглядки на цензуру. Гласность подарила творческую свободу. Но денег на производство фильмов становилось все меньше. Первым от наших фильмов и журналов «Восточная Сибирь» отказалось региональное телевидение, а потом и кинопрокат. Предприимчивые режиссеры и операторы стали создавать собственные фирмы — Госкино субсидировало их заявки, уменьшая господдержку студии. 1990-1991 годы были последними годами моей работы на ВССК. В этот период Хоменко снял или смонтировал несколько прекрасных фильмов. Например, лента «Майские каникулы Цырена Нимбуева» рассказывает об одном из первых руководителей забайкальского совхоза, занявшегося предпринимательской деятельностью. Фильм «Время зовет» запечатлел агонию Иркутского станкостроительного завода. Картина «Осанна» была посвящена озеру Байкал, «Мараленок» — Тувинской цирковой труппе (два последних фильма сняты по моим сценариям). Но наиболее значительными и творчески интересными стали, на мой взгляд, две ленты — «Кулацкая правда» и «Какое на дворе тысячелетие?»
Герой фильма «Кулацкая правда» — один из первых фермеров в Иркутской области Николай Алексеевич Артемов. Он долго шоферил на Крайнем Севере, скопил деньжат и решил, как он сам говорил, «заделаться помещиком». В Усольском районе ему выделили землю. Он купил и вместе с сыном отремонтировал несколько единиц списанной сельхозтехники, по-строил свинарник и стал хозяйничать. Хоменко нашел великолепный драматургический ход. Он использовал эпизоды из фильма М. Ромма «Ленин в 1918 году». Спор Ленина с кулаком Валерий дал в параллельном монтаже с сегодняшними реалиями фермерства. Получилось так, что в исторической перспективе спор-то Владимир Ильич проиграл. Кулацкая правда проверку временем выдержала. Однако инерция прошлого, издержки бюрократической системы до сих пор не дают «кулаку» прочно встать на ноги. Фермер Артемов в одном из эпизодов фильма рассказывает:
«Сын на полях работает, а я каждое утро, как на службу, в Усолье еду, по кабинетам начальников хожу. Бумажки подписываю. Говорю им: «Вы бы мне тут кабинет выделили, чтоб я отсюда вообще не уезжал». Четыре раза забор на своем участке переставлял. Его границы в восемнадцати инстанциях согласовывал. И все комиссии надо принимать, кормить, поить, одаривать».
Симпатии зрителя на стороне Артемова. Он обаятелен, киногеничен, говорит образно, раскованно, обладает чувством юмора и даром убеждать. Выбор героя во многом определил успех картины. Могу похвастать, что нашла этого героя для Валеры я.
Фильм «Какое на дворе тысячелетие?» воссоздает трагическую историю гибели нескольких тысяч якутов в годы войны. В главе, посвященной творчеству Н. Саввинова, я подробно останавливалась на этой истории. Добавлю только, что роль Хоменко в создании ленты огромна. Это и впервые использо-ваный им метод восстановления факта. Причем Валерий вспоминает, что якуты, родственники, друзья и знакомые которых когда-то погибли, с большим желанием снимались в этом эпизоде. Их не надо было просить: и слезы, и горе, и все детали страшного события были подлинными, потому что такое — не забывается. Когда я впервые увидела эпизод, решила, что кадры эти взяты из хроники. А уж у меня-то взгляд наметанный. В этом фильме Валерий избежал внешних эффектов, к которым, честно говоря, неравнодушен. Факты настолько чудовищны, что в броской подаче не нуждались. Интервью звучат на якутском языке, в сопровождении синхронного перевода, сделанного Никандром Саввиновым — это подчеркивает подлинность и историческую точность свидетельских показаний. Если когда-нибудь все-таки состоится суд над сталинизмом, эта лента станет одним из веских обвинительных документов.
Подводя итог творчеству Хоменко, еще раз назовем основные грани его таланта: умение драматургически остро и нестандартно выстраивать материал; исповедальный характер синхронных интервью, нередко взятых «в жанре»; высочайшая монтажная культура; тончайшее музыкально-шумовое озвучание лент, создающее яркий звуко-зрительный образ — все это ставит его в первый ряд режиссеров документального кино не только Сибири, но и России.
25 декабря 2008 года Валерию Владимировичу Хоменко исполнилось 70 лет. Строками, которые я посвятила его юбилею, хотелось бы закончить эту главу.
Есть в киноцехе мастера
Высокого полета.
Для них искусство — все: игра,
Азарт, любовь, работа.
Они приносят на алтарь
Своей капризной музе
И жизнь свою, и сердца жар,
Хоть знают, что их ждет печаль,
Забвенье, бедность и беда,
И драматический финал
В неверном том союзе.
Их золотой век миновал,
И их осталось мало,
Кто не сменил в судьбе своей
Большой экран на малый.
Средь них есть рыцарь верный,
Быть может, самый первый,
А может, и последний
Из кинокавалерии
По имени Валерий.
Ему нижайший наш поклон
За все, что снял и сделал он.