«Кино, спорт, любовь... из жизни кинорежиссера». Педагоги

Газета  СК-НОВОСТИ №№ 7-8, 9, 2019 год.

«Кино, спорт, любовь... из жизни кинорежиссера». Педагоги

31.05.2020

В.Ф. Коновалов

Коновалов Владимир Федорович (род. 03 октября 1935 года в Свердловске (ныне Екатеринбург) — 28 мая 2020, Москва) — один из ведущих режиссеров отечественного кино, снимавших спортивную документалистику. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1983). Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1985). Орден Почёта (2008). 

Опубликовано: СК-НОВОСТИ № 7-8 (381-382) 22 июля 2019 года и  № 9 (383) 16 сентября 2019 года. Главы из книги "Коновалов В. Кино, спорт, любовь... из жизни кинорежиссера" (2018). Материал опубликован к 100-летию ВГИКа.

Белокуров Владимир Вячеславович – он вел у нас актерское мастерство. Казалось, зачем нам, будущим режиссерам-документалистам, актерское мастерство? Но он учил нас не столько работе на сцене, сколько поведению в разных жизненных ситуациях. На своих уроках он требовал эмоционального подхода к любому материалу, оригинальной режиссуры.

Он сам придумывал этюды для нас и часто ставил исполнителей в трудные ситуации. Для блокадника Толи Аристархова, который в этюдах оперировал куском черного хлеба, он придумал любовные приключения. Толя должен был сначала быстрым шагом идти, потом бежать, все ускоряясь, ворваться на сцену и крепко обнять женщину – студентку Милу Лазареву. Толя едва таскал ноги, но Белокуров добился своего. Толя вбежал на сцену, но обнять женщину так и не смог. Другой этюд назывался «Первая борозда, или Ученик парикмахера»: мощный Альгис Крищунас подстригал меня, а Вадим Раменский с ужасом наблюдал эту сцену – так грубо работал начинающий парикмахер, чего от него и требовал педагог.

При одобрении Белокурова Вахтанг Микеладзе поставил этюд «Баскетбол в концлагере». Трудность постановки заключалась в том, что надо было имитировать броски по кольцу. Каждый промах оборачивался расстрелом одного из заключенных.

В основе этюда лежала повесть болгарского писателя, пережившего ужасы концлагеря.

Белокуров всячески поощрял меня при постановке «Пятой колонны» Хемингуэя, где испанских коммунистов блестяще сыграли Валера Хоменко и Леня Сурин. Им удалось добиться той степени сосредоточенности, которая свойственна людям, идущим на опасное задание. В одном из этюдов в качестве актера я должен был сыграть роль человека, приносящего неожиданную новость на заседание правления промышленного комбината. И вот я врываюсь на сцену, все смотрят на меня, а я молчу. Забыл текст. Белокуров кричит: «Молодец, держи паузу!». И потом: «Ну, давай!». И я сразу вспомнил текст. Белокуров: «Молодец! Вот так надо играть на сцене, учитесь у Коновалова!». После этого мне доверили сыграть Землянику в сцене из «Ревизора» Гоголя – роль, в которой вы- ступал сам Белокуров во МХАТ.

Но настоящим шедевром была постановка этюда «Привал 1-й Конной Буденного» по рассказам Исаака Бабеля. Занят был весь мужской состав курса, переодетый в гимнастерки и сапоги. Кто-то на сцене попивал чаек; кто-то чинил седло, точил саблю; кто-то брился; кто-то перебирал вещмешок, писал письмо – впечатляющее жанровое зрелище. Но какой-то объединяющей всех детали не хватало. По-моему, Белокуров ее подсказал, а может быть, Виктор Виноградов, постановщик этого этюда. Вот она: была пущена по рядам бойцов самокрутка с махоркой. Огонек гулял зигзагом по всей аудитории, соединяя участников в единую команду, веселую и непобедимую. К тому же звучала фонограмма ржания лошадей и песня братьев Покрасс «Мы – красная кавалерия...».

...Среди наших педагогов выделялся также Иосиф Долинский, преподававший историю советского кино. Он был очень строг, но сам удивлялся, что весь курс получал только пятерки.

...Очень интересно работал с нами композитор Микаэл Таривердиев по курсу «Музыка в кино». Позднее мы ста- ли друзьями, встретившись в работе над фильмом «Рейс сквозь память» о перелетах экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова через Северный полюс в Америку. Он написал к фильму две прекрасные мелодии – мелодию Америки и мелодию России.

...Актриса Кюнна Николаевна Игнатова появилась в мастерской как-то неожиданно. Ее, молодую и красивую, привел на занятия Белокуров и представил как своего ассистента по актерскому мастерству. Ей и Валентине Максимовне Терешкович Белокуров поручил всю каждодневную репетиционную работу с нами. У меня с ними в работе на площадке трудно складывались отношения, мешали их замечания и советы. Казалось, что они разрушают мои замыслы своими рекомендациями. Особенно трудно было воспринимать их поправки, когда речь шла о режиссуре актерских этюдов и отрывков. В конце концов я попросил их делать свои коррективы после окончания репетиции. Это привело к тому, что Валентина Максимовна отказалась присутствовать на репетициях с актерами. А Кюнна Николаевна скромно садилась на задний ряд в аудитории и только в конце давала один-два совета по существу режиссуры. Это были ценные советы, и мы могли бы хорошо сработаться с ней. Тем более неожиданно она ушла из жизни, покончив с собой. О причине такого трагического поступка мог бы рассказать Белокуров; он наверняка знал об этом, но хранил молчание...

...Очень важными для нас были лекции педагога по изобразительному искусству Николая Николаевича Третьякова – однофамильца основателя знаменитой картинной галереи, наши совместные посещения экспозиции музея. Сухой и лаконичный, он увлекался рассказами о картинах, преображаясь в молодого поклонника искусства.

Копалин Илья Петрович. Он частенько заменял Романа Кармена, когда тот был занят на съемках. Его препо- давание режиссуры документального кино отличалось логикой и основательностью. Он был соратником Дзиги Вертова, но в формальных поисках своего старшего товарища не участвовал, был автором многих фильмов об истории нашей страны. Всегда точен, все факты излагались последовательно и добросовестно. Исключения бывали. Так, в курсовой работе режиссеров Валерия Ускова и Владимира Краснопольского было допущено участие актера в реальном окружении. Студент нашей группы Юрий Сальников был выбран ими как актер и по роли должен был сбыть драгоценности на черном рынке. Целью использования Сальникова в этой ситуации было стремление вызвать острую реакцию со стороны спекулянтов. Прием удался, но Копалин был категорически против подобных экспериментов, исключая любые инсценировки, чтобы они не стали нормой. Однажды мы собрались у него на квартире с обсуждением монтажа фильма «Бастион на Неве». Мы предложили использовать эмоциональные надписи, которые связывали бы кадры боев. Копалин не одобрил. Мы неохотно занимались у него и старались сохранить свои задумки до приезда Романа Кармена.

Другое дело – Лев Владимирович Кулешов и Александра Сергеевна Хохлова. Не было случая пропуска занятий у этих мастеров. Мы смотрели фильмы Кулешова с огромным интересом. Такие приемы, как параллельный монтаж, укрупнение планов, острые стыки крупных планов с общими – это то, что внес режиссер в советское кино. Обаятельная и эксцентричная Хохлова вызывала у нас восхищение. Помнится, после фильма «Великий утешитель» мы молча просидели несколько минут. Кулешов принял это как высокую оценку своего фильма, был растроган и сказал, что он счастлив иметь дело с такими студентами. Именно студенты пресекали неоднократные попытки отстранить Кулешова от преподавания. От съемок он был отлучен давно. Между тем были времена, когда при отсутствии машины для съемок он звонил по прямому проводу Владимиру Ильичу Ленину и ему присылали автомобиль. Мы часто собирались на квартире Кулешова и Хохловой и с огромным удовольствием погружались в рассказы о живой истории кино. Нам еще долго не хватало таких педагогов.

Остальных педагогов я по большей части просто не знал, так как учился по индивидуальному плану, и по многим предметам мне были перезачтены оценки Уральского университета. Так же по индивидуальному плану учились мои однокурсники Галина Пчелякова, Вадим Раменский и Юрий Сальников.

И наконец, о самом важном и дорогом нам человеке – кураторе курса, актрисе Гарри Львовне Полонской. В короткий срок она блестяще овладела методикой преподавания в творческих вузах. Нам крупно повезло с Гарри Львовной. Ее обширная эрудиция, внимание и теплота к каждому из нас были очень важными качествами, которыми хотелось, чтобы обладал каждый педагог. Она не только определяла для нас творческое задание, но всегда была внимательна и сердечна. Надо учитывать, что все мы надолго уехали от своих родных из других городов и нуждались в человеческом тепле. Она заботилась о нас как любящая мать. У нее не было любимчиков; она одинаково помогала всем, особенно тем, кому было трудно найти себя, и не раз спасала от угрозы отчисления некоторых студентов.