Режиссёры советского документального кино. Владлен Трошкин

Сборник «Союзинформкино». Москва, 1984 год.

Режиссёры советского документального кино. Владлен Трошкин

23.05.2021

Софья Сваровская

Автор:
Софья Сваровская

Сваровская Софья Александровна — киновед, автор телевизионных передач и документальных фильмов. Окончила исторический факультет МГПИ им. А.П. Потемкина (1956) и киноведческий факультет ВГИКа (1966, мастерская Р.Н. Юренева). С 1962 по 1990 гг. работала шеф-редактором, руководителем отдела В/О "Союзинформкино", сотрудничала с телепрограммой "Кинопонорама" и редакцией радио "Маяк". Публиковалась в центральных газетах и журналах. 1980-х начале 90-х годов была главным редактором газеты "Кадр", посвященной проблемам неигрового кино. С 1991 по 2005 гг. работала спецкором и шеф-редактором Российского телевидения. Автор рубрики "Прошу слова". 

Опубликовано в сборнике "«Союзинформкино» представляет. «Режиссёры советского документального кино»" (Вып. Второй. Москва, 1984 год; стр. 21-25). На фото (слева направо): кинооператоры Олег Арцеулов и Владлен Трошкин. Конго. 1960 год. Фото из личного архива Константина Арцеулова.

«Много есть профессий, но главная из них человек». Эти слова Белинского точно передают суть портретов Владлена Трошкина. Характер нашего современника – вот что больше всего привлекает режиссёра.

Не сразу кинодокументалист пришёл к жанру кинопортрета, который сегодня стал ведущим в его творчестве. Окончив в 1952 году операторский факультет ВГИКа, Владлен Трошкин был направлен на «Мосфильм», но вскоре ушёл в документальное кино. Начинал на ЦСДФ ассистентом оператора, а затем работал на корпункте в Кустанае, где снимал короткометражные фильмы и сюжеты для киножурналов о целине. «Операторская профессия дала возможность посмотреть страну, мир, приобрести навыки репортажа, научила принимать решения. Это было не только открытие мира, но и открытие профессии…», – считает В. Трошкин.

Рождение режиссёра Трошкина происходило постепенно. В начале 60-х годов он вместе с оператором Игорем Бганцевым побывал на Дальнем Востоке и создал картины «Сахалинские лесорубы», «Вулканы зовут», «Месяц доброго солнца», «Командоры».

Тогда, как писала Джемма Фирсова, «Трошкин-оператор ещё не уступил место Трошкину-режиссёру и искал больше внешнее, нежели внутреннее. Но уже тогда появились черты его режиссёрского почерка: сжатый, как пружина, динамичный монтаж, тонко разработанная звукоаппаратура (звук в изобилии писался на съёмках – не только синхронны, но и шумы, говор), и главное – внимание к человеку».

Видимо, этот интерес к людским судьбам, характерам и толкал подспудно Трошкина в режиссуру – ведь для того, чтобы показать на экране личность, недостаточно лишь формальных возможностей кино: изобразительного, монтажного, звукового решений. И результатом такого вот нового видения своих героев стали картины «Сорок второй», «Отец и сын», «Трое в пути», «Рождённые Октябрём».

Особенно интересен в этом смысле фильм «Трое в пути», состоящий их трёх новелл: «Испытание», «Призвание», «Верность». Он запоминается именно выбором героев. Первые два – сельский труженик и молодой электромонтажник – ещё молоды и совсем не знамениты. Каждый из них строит свою жизнь согласно своим увлечениям и принципам. Герой третьей новеллы – академик П.К. Анохин. Всех их отличает цельность, своего рода «крупномасштабность» характеров. Фильм лишён авторского комментария – только синхронные разговоры героев, шумы и музыка. Он воспринимается как доверительный разговор по душам, где исчезает барьер между героем и зрительным залом.

«Нет документалистики вне связи с миром и его заботами, – убеждён В. Трошкин, – и я чувствую себя словно бы в центре событий, потрясающих и создающих мир». Стремление быть в центре событий ведёт режиссёра-документалиста не только по нашей стране, хотя, кажется, нет на её обширной территории уголка, где бы он не побывал. Ещё как автор-оператор В, Трошкин снял один из первых больших фильмов-кинонаблюдений о США «Тридцать дней в Америке». На съёмках картины «Конго в борьбе»[1] В. Трошкин познакомился с Патрисом Лумумбой, который всячески содействовал работе над фильмом. Трошкин снимал революционные преобразования в Чили. После страшного землетрясения в Перу он прибыл туда с группой советских врачей. В течение трёх месяцев было снято три фильма: «Трагедия Перу», «Десант дружбы», «Перу – тысячелетия и три года».

Около тридцати лет отдал искусству документального кино народный артист РСФСР, режиссёр и оператор Владлен Павлович Трошкин. Сегодня он и его коллеги заканчивают шестнадцатый фильм из серии, посвящённой строительству БАМа и его людям. Называется эта лента «Сибирский грузин». Преданность художника-публициста бамовской теме помогла сложиться кинолетописи важнейшей стройки страны. Однако главное здесь – галерея портретов наших современников, самоотверженно работающих в трудных климатических условиях, людей неординарных, знакомство с которыми интересно и радостно.

Как же возникла кинолетопись о БАМе? Режиссёр задумал сделать фильм о советской молодёжи. Ему хотелось соотнести характеры первоцелинников и молодых людей 70-х годов, показать преемственность традиций. Работая над картиной «Такая молодёжь», съёмочная группа прибыла на XVII съезд ВЛКСМ. «Мы не подозревали тогда, – вспоминает В. Трошкин, – что на съезде будет формироваться добровольческий молодёжный отряд первостроителей Байкало-Амурской магистрали. Как хроникёры, как люди, привыкшие быть в гуще повседневной жизни нашей страны, мы не могли пройти мимо этого факта… Тогда мы ещё не представляли себе, чем станет это строительство для нашей съёмочной группы, что работа над этой темой захватит нас на долгие девять лет, что пафос первых рубежей – первый рельс, первый мост, первый тоннель – вызовет к жизни новые картины».

Сегодня снято 16 фильмов, объединённых под рубрикой «Кинолетопись БАМа…» Думается, однако, что это не конец. Успех этих фильмов Трошкина был бы невозможен, если бы он зиждился только на актуальности материала. Его ленты – не просто кинолетопись событий. Стройка необъятна. Ей протяжённость – три тысячи километров. Огромное количество людей. «Надо было себя ограничить, поставить в строгие рамки, – рассказывает Трошкин. – Чтобы не потеряться и не упустить из виду главное. И мы решили, что будем ориентироваться на людей, на героев. А их судьбы будут разворачиваться на фоне основных событий», Решение режиссёра оказалось верным, ибо даже самый обыденный каждодневный факт истории БАМа – это та же история героизма, самоотдачи людей, для которых стройка стала делом всей жизни.

Владлен Трошкин утверждает, что ему везёт на героев. Думается, это не просто удача, а скорее талант художника, который умеет из множества людей выбрать личность незаурядную, отличающуюся одним важным достоинством, выраженным прекрасными словами Максима Горького: «Если я для себя, то зачем я?» В этом суть героев фильмов Трошкина. В его произведениях есть главное, что приносит успех любой документальной ленте: в них нашли отражение существенные черты человеческих отношений, выявлены нравы, показаны сильные, неоднозначные характеры.

«Для меня судьба стройки – это судьба людей. Характер стройки – характер её строителей», – считает режиссёр.

И ещё одна особенность фильмов режиссёра Трошкина: он постоянно возвращается к героям прошлых лент, что, безусловно, является достоинством создаваемой им кинолетописи БАМа, ибо в ней есть не только динамика событий, но и развитие характеров во времени. Всё это позволило режиссёру рассказать о БАМе разносторонне, в разных жанрах. Кто следит за творчеством режиссёра Владлена Трошкина, помнит, что началом этой кинолетописи были короткометражные ленты «Даёшь БАМ!», «Письма из тайги», «Серебряный рельс», «Поезд №1», «Когда рядом друзья», которые во многом отличаются от фильмов, сделанных в последние годы: «Дом у дороги», «Максималисты», «Парторг», «Хлеб-соль» и других – фильмов зрелых, проблемных.

Говоря о режиссёре, нельзя не упомянуть о его единомышленниках, товарищах. Думается, лучше всего он сам представит их. «Это энтузиасты, – рассказывает Владлен Павлович. – Первые пять фильмов кинолетописи снимал оператор Владимир Горбунов, мой хороший товарищ. И когда он умер от тяжёлой болезни, в посёлке «Звёздный» в его честь назвали улицу именем оператора Горбунова. Сейчас кинолетопись снимают Виктор Дурандин и Николай Григорьев».

В 1984 году исполняется 10 лет, как началось строительство Байкало-Амурской магистрали, а значит, 10 лет работы кинодокументалистов на БАМе. Юбилей стройки – это и кинематографический юбилей тех, кто шагал все эти годы с бамовцами, подобно фронтовым операторам в годы Великой Отечественной, прошедшим весь ратный путь рядом с солдатами. Незабываем потрясающий эпизод прохода первых километров пути. Люди и не подозревали об опасностях, которые их подстерегали. Вот перед нами огромная тяжело гружённая машина, с трудом передвигающаяся по бескрайнему ледяному полю. И вдруг… треснул лёд и на наших глазах грузовик вместе с водителем уходит под лёд. Надо было обладать необычайным человеческим мужеством и профессиональным долгом, чтобы не выпустить в такой момент камеру из рук и запечатлеть эту трагедию на плёнку, чтобы не только мы, но и наши потомки могли в должной мере оценить подвиг первопроходцев БАМа, их постоянный риск и самоотверженность. Лишь один такой кадр в кинолетописи стоит многого.

Много фильмов, множество героев  судеб, но вряд ли те, кто видел фильм, забудут, какой ценой было заплачено за будущую победу людей над этим суровым, но необходимым нашей стране краем.

…От того, кто играет главную роль, во многом зависит успех художественной ленты. В документальном кино интерес к фильму и его успех также определяется выбором героя. Это – трудная задача. Ведь порой человек, в жизни заметный, а на экране этого невозможно увидеть совсем. И делается тоскливо и грустно от подобной встречи.

Фильм «Испытание» вызвал радость – три героя этой картины с судьбами драматическими и с непростыми характерами, ныне живущие, столь интересны и значительны не в разговорах о них, а в поступках и делах своих. Можно только удивляться предвидению художника, который следил за этими судьбами около десяти лет. Что он выбрал именно этих людей и снял их тогда в момент жизненного поражения, веря в их взлёт, и не ошибся, потому что правильно чувствовал и оценил неуёмность их характеров. И вот три судьбы, три новеллы.

Первая новелла – о Валентине Шпенькове, бригадире путеукладчиков на магистрали Бамстроя. Высок, худощав, упрям и настойчив. Волевой руководитель, вошедший в конфликт с родным коллективом и вынужденный покинуть его, нет, с болью оторваться. Но это стало уроком жизни. Его и сейчас вспоминают с сожалением и теплотой. Много было сделано его руками доброго, хорошего, достойного. И обо всём этом живо говорили несколько лет назад на общем собрании его товарищи, коллеги. А он сегодня вспоминает с болью и сожалением о своей бригаде, об этом времени, считая его самым лучшим в своей жизни. И из всего этого возникает личность ершистая, сильная, но не всегда считающаяся с обстоятельствами, желаниями, настроениями тех, кто идёт за ним. А потому иногда терпевшая поражения.

Талант руководителя в целеустремлённости, прозорливости, организаторском таланте, но и в умении слышать люде, считаться с их взглядами, принимать их во внимание. Эти размышления возникают, когда смотришь на Валентина Шпенькова.

Первый раз коллектив ЦСДФ снимал его несколько лет назад в разгар его шумной славы и пристального внимания к удивительному поезду, созданному из списанных вагонов. И стало это возможно благодаря энтузиазму и энергии Шпенькова. Но успех коллективу принёс не только бронепоезд, а прежде всего трудовые успехи на укладке пути. Пресса писала, что бригада показывала чудеса производительности труда по сравнению с другими. А по вечерам ребята благоустраивали свой дом на колёсах. И он стал удобным, уютным и даже комфортабельным.

Фильм, посвящённый шпеньковцам, назывался «Бронепоезд особого назначения». А для Шпенькова бригада была детищем, а бронепоезд – воплощением его замыслов. Всё это было. Потом – трудности  и конфликты, и сегодня Валентин Шпеньков поднялся на новую высоту. Смотришь фильм и думаешь: до чего же здорово, что средствами документального кино можно так ёмко и глубоко рассказать о человеке. Жизнь человека – драматургия фильма.

Когда актёр играет в кино – его раскованность закономерна, он – профессионал. Другое дело, когда на экране реальный герой. Его раскованность и доверительность – заслуга режиссёра, который умеет расположить к искреннему поведению и откровенной беседе.

Присутствие камеры столь привычно для героев картины «Испытание», что они её даже не замечают, как, например, в эпизоде дня рождения дочери Валентина Романовича Толстоухова, героя третьей новеллы. Работа киногруппы совсем не нарушает праздничную атмосферу в доме. Кинематографисты стали своими людьми в этой семье, и, как мы видим, они не только снимают, но и участвуют в этом торжестве.

Кинолетопись  БАМа режиссёра Владлена Трошкина на сегодня насчитывает 16 фильмов. Но «Испытание» – это не просто летопись событий, а проблемная, глубокая, увлекательная лента о нашем современнике, рабочем-творце, создающем нашу жизнь.

В фильме прекрасный текст. Его не очень много. Основное место в звуковом ряду занимают живые голоса героев, их друзей, родных и близких. Благодаря Валентину Гафту комментарии к фильму органично сливаются с изображением, усиливая его эмоциональный эффект. Доверительность, юмор, доброта слышатся в голосе и словах рассказчика и авторов «Испытания».

Лента действительно достойна похвалы критиков и внимания зрителей. И хотя, на первый взгляд, картина не обладает жёсткой композицией, бросающимися в глаза авторскими изысканиями, но, вместе с тем, невольно думаешь о мастерстве режиссёра, о его удивительной увлечённости своими героями, о сердечном отношении к ним, о заботе и внимании к их судьбам. Наверное, именно это позволило Трошкину открыть для нас своих героев столь неоднозначно и многогранно. Они верят ему, не боятся быть неприглядными, несовершенными, а порой и беспощадными к себе. Отсюда и рождается правда, которая ставит эту картину в ряд лучших произведений кинопублицистики.

Интерес к героям переходит в восторг перед создателями ленты, сумевшими достичь такого контакта и единства ощущений с теми, о ком говорят. Завидное качество для кинопублициста. Самобытный характер и неординарная судьба и у второго героя – Николая Константиновича Омельченко, который в людях ценит чувство долга и ненавидит ложь. Знакомством с этим человеком гордится вся съёмочная группа. В своё время он создал здесь, на БАМе, отличный коллектив и не по своей воле был вынужден с ним расстаться. Обо всём этом и рассказывается. В прошлом Омельченко – моряк, проходчик Ленинградского метро. В его жизни произошла трагедия. Однажды, во время обвала в шахте, Николай бросился на помощь товарищу и угодил под чугунную плиту. В двадцать семь лет он лишился ног. Сначала бросил костыли, потом палку  и опять вернулся на шахту. Сегодня он вновь создаёт коллектив.

Непросто жить людям на этой суровой и неласковой земле. Поэтому всё здесь стараются сделать красиво, прочно, а главное – навсегда. С таким ощущением и живёт в этих краях Валентин Романович Толстоухов, хотя он и никогда не роптал по поводу жизненных неудобств в этих краях. Обзавёлся большой семьёй. Внуки уже пошли. А он строит свой тридцать первый тоннель. И у этого заслуженного человека, Героя Социалистического Труда, оказывается, были свои ухабы и потрясения… Ославили его однажды. Корреспондент одной из центральных газет обвинил его в грубости, зазнайстве, приписках, пренебрежении к людям, безответственности. И пришлось потратить много сил, чтобы отстоять доброе своё имя. Хорошо, товарищи помогли. Но главное, что волновало Толстоухова, – что узнают это на родине, в родном селе, где он работал трактористом. И единственное, чего ему хотелось и на чём он настоял, чтобы корреспондент поехал в его родное село и рассказал людям правду.

Талант кинопублициста прежде всего в его умении увидеть в событиях сегодняшнего дня завтрашние свершения, из множества значительных выбрать наиболее интересные, в большой массе людей, участников каких-то дел, рассмотреть и выделить именно тех, кто действительно является яркой и неповторимой личностью.

Об этом думается, когда смотришь новый фильм «Испытание» Владлена Трошкина. А ещё ощущаешь радость от того, что режиссёр набрал большую творческую высоту и создал глубокий и проблемный фильм-портрет. В нём ещё раз проявилось умение точно выбрать героя.

В настоящее время он работает над двухсерийной картиной[2] о человеке, которого он хорошо знал и с большой нежностью к нему относился, – о Константине Михайловиче Симонове.

Один из авторов, с которым работает кинопублицист, Александр Пумпянский, очень точно охарактеризовал его: «Трошкин по натуре своей общественник. Общественник в том высоком смысле слова, который определяет причастность человека к своему времени, его личную ответственность перед современниками, перед обществом.

___________________________________
1. 1960 — «Конго в борьбе» (в мае 1960 года Национальное движение Конго (с 1908 года — колония Бельгии) во главе с Патрисом Лумумбой выиграло выборы в местный парламент, 30 июня 1960 года страна получила независимость под именем Республика Конго); полнометражный; реж.: Л. Варламов; операторы: О. АрцеуловВ. Трошкин, Л. Максимов

2. 1985 — «Константин Симонов» (о жизни и творчестве советского писателя Константина Михайловича Симонова); 2 серии; режиссер В. Трошкин; авторы сценария: В. Трошкин, Б. Панкин; оператор В. Дурандин.