Режиссёры советского документального кино. Леонид Махнач

Сборник «Союзинформкино». Москва, 1984 год.

17.05.2021


Автор:
Софья Сваровская

Опубликовано в сборнике "«Союзинформкино» представляет. «Режиссёры советского документального кино»" (Вып. Второй. Москва, 1984 год; стр. 40-44). 

Более четверти века работает в документальном кинематографе народный артист РСФСР Леонид Владимирович Махнач.

В 1957 году он окончил режиссёрский факультет ВГИКа и пришёл работать на Центральную студию документальных фильмов. Сегодня Л. Махнач – один из ведущих мастеров советского документального кино. За эти годы им создано множество документальных лент, среди которых: «Города меняют облик», «Вы преступник, Оберлендер», «Я и ты», «По чёрной тропе», «Снова по чёрной тропе» и многие другие.

Представляя режиссёра, хочется остановиться более подробно на его фильмах, вошедших в арсенал лучших произведений советского документального кино, завоевавших широкое признание зрителей.

Обычно известность к кинорежиссёру приходит не с первым самостоятельным фильмом и не со вторым. Постепенно накапливается мастерство, пробуются силы в разных жанрах, идёт поиск «своей» темы. И «вдруг» появляются ленты, по которым можно определённо судить, что их автор – мастер.

Для Леонида Махнача такими этапными произведениями стали фильмы «Подвиг», «Мир без игры» и «Знамя над миром».

«Когда мы – мои друзья и я – надеемся открыть что-нибудь новое, то вдруг обнаруживается, что в двадцатом или тридцатом году Дзига Вертов изобрёл всё это в теории и доказал на практике. Для меня Вертов открыл всё. Всё современное кино вышло из его фильмов», – это признание французского кинорежиссёра Жана Руша звучит в фильме «Мир без игры».

Взяться за фильм о художнике, перед которым преклоняется сегодня весь кинематографический мир, и сделать это кинопроизведение достойным личности его героя – безусловно, дело рискованное, но почётную. Драматург Сергей Дробашенко и режиссёр Леонид Махнач, проявив творческую дерзость, отважились на эту работу. Подобная решительность – необходимое качество кинопублициста.

Кажется закономерным обращение режиссёра Махнача к творчеству Дзиги Вертова. Потому что личность этого художника неразрывно связана с рождением нового, революционного искусства. И вопреки всем канонам, которые уже сложились в фильмах о великих кинорежиссёрах, авторы отказываются от традиционного кинорассказа, когда перечисляются все выдающиеся произведения творца. Они стремятся рассказать о творческих принципах, принесших Вертову мировую славу, о которой ему не суждено было узнать. Проблемы новаторства в искусстве, гражданская позиция героя, его жизнь и судьба становятся главными в фильме «Мир без игры».

Картина получилась по-настоящему волнующей, в ней есть подлинное вдохновение, поиск, страстное отношение авторов к герою своего повествования. Эту же оценку правомерно отнести и к другой картине режиссёра, посвящённой Ф.Э. Дзержинскому. Оба кинопортрета нашали горячий отклик у зрителей, о них широко писала пресса, их активно обсуждали кинематографисты.

«Подвиг» – поэтический фильм о Ф.Э. Дзержинском. В этой картине проявилось одно из главных достоинств режиссёра – способность в прошедших днях рассмотреть их непреходящее значение для современников, в общем хоре событий услышать голос истории. Он умеет показать деятельность своего героя в исторически важные моменты, порою очень скупыми средствами создать живой, ёмкий образ человека. Так, приступая к фильму «Подвиг», авторы не имели ничего, кроме фотографий Дзержинского и нескольких метров старой хроники. В ГДР удалось найти уникальные кадры подписания Брестского мира. Режиссёру пришлось приложить немало усилий для сбора материалов. Каждая найденная фотография – это длительный поиск.

Изобразительной основой фильма стала кинохроника первых лет революции и 20-х годов. К примеру, впервые была использована уникальная съёмка 8 ноября 1917 года… Дворцовая площадь. Ещё не разобраны поленницы, за которыми вчерашней ночью укрывались юнкера. Несмотря на то, что мы достаточно знаем о событиях Октября по историческим трудам, воспоминаниям, эмоциональный эффект этих кадров поразителен. В этом и состоит феномен документального кино – мы непосредственно приобщаемся к историческим событиям, становимся как бы их очевидцами.

Феликс Эдмундович Дзержинский оставил нам свои интересные, поэтичные и доверительные письма и дневники. Это позволило авторам сценария Семёну Зенину, Александру Новогрудскому и режиссёру построить ленту в виде монолога героя «о времени и о себе».

Впервые был использован приём, когда строго документальный монолог (неординарно и проникновенно прозвучавший в исполнении актёра Алексея Консовского), фотографии и куски старой кинохроники, сливаясь на экране воедино, создают убедительную картину тяжёлой,, полной опасности работы ВЧК.

К достоинствам ленты следует отнести использование уникальных документов, обнаруженных в отечественных и зарубежных архивах. С их помощью режиссёр создаёт напряжённую, порой драматическую атмосферу времени, показывая одну из ярких страниц истории нашего государства. Это подвиг не отдельного человека, а страдания и муки, через которые прошла Родина. Авторский комментарий как бы вырастает из монолога Дзержинского, расширяя рамки зрительного восприятия. В картине сравнительно немного фотографий Феликса Эдмундовича, но все они поданы необычайно выразительно и динамично. Режиссёр так строит монтажные куски, что остаётся ощущение постоянного присутствия Дзержинского в разворачивающемся киноповествовании.

«Подвиг» выгодно отличается от множества биографических лент, посвящённых выдающимся личностям, прежде всего тем, что в фильме был преодолён существенный стереотип, основанный на последовательном, хронологическом изложении материала. Картина рассказывает лишь о нескольких годах жизни и деятельности Дзержинского, не освещая подробностей всей его биографии. Режиссёра увлекает показ внутреннего мира яркого, деятельного, поэтичного человека, которого история поставила в условия, требующие необычайного  напряжения духа, твёрдости и бескомпромиссности.

Эти условия, атмосфера первых лет революции очень точно воссоздаётся кинодокументалистами. Вот, например, на экране уникальные эпизоды боёв с анархистами на улицах Москвы, когда при подавлении вражеского мятежа погибло 20 чекистов. Драматически напряжённые кадры сменяются элегическими видами утренней Москвы. Дворник медленно, сосредоточенно метёт булыжную мостовую, по которой спокойно гуляют голуби. Кажется, Москва зажила мирно… и вдруг зловещие столбы дыма над взорванными складами. Рабочие спешат спасти хранящиеся здесь ценности, борются с бушующим пожаром… Это – только начало долгой битвы с врагами революции. А впереди ещё будет мятеж левых эсеров, заговор послов, провокационное убийство Мирбаха, белогвардейский мятеж в Ярославле, борьба с саботажниками и спекулянтами, пытавшимися задушить революцию голодом. Каждая операция ВЧК стоила необычайного напряжения сил и воли, постоянного проявления мужества и революционной убеждённости. Каждый эпизод фильма, смонтированный изобретательно, темпераментно, пронизан гражданским пафосом. «Сцепление» же отдельных сцен рождает дополнительные ассоциации, выводы, позволяющие создателям ленты обходиться минимумом дикторского текста. Так сделан кусок об убийстве Мирбаха.

Лето 1918 года. Советская власть стремится сохранить заключённый на тяжёлых условиях Брестский мир. Политические противники большевиков стремятся использовать ситуацию в своих интересах. 6 июля 198 года в Германское посольство в Москве с мандатом ВЧК пришёл левый эсер Блюмкин и убил посла Мирбаха.

В наличии у авторов был весьма скудный изобразительный материал: кадры подписания Брестского мира, приезд Мирбаха в Москву, съёмка делегатов V съезда РСДРП и несколько фотографий людей, связанных с этими событиями. Используя имеющийся в руках материал, Махнач виртуозно монтирует эпизод убийства. От кадра к кадру растёт драматический накал. Мы становимся очевидцами и свидетелями развернувшейся трагедии. Эпизод отличается лаконичностью, динамизмом, чёткостью мысли.

Каждый кадр, каждый монтажный кусок фильма «работает» на образ его главного героя, помогает зрителю воссоздать облик человека, который мечтал быть поэтом, а стал во имя утверждения революционной справедливости «железным Феликсом».

Когда картина была показана в Лейпциге, то, вспоминает Леонид Махнач, «я ещё раз понял, что прекрасное, героическое революционное прошлое России нерасторжимо связано с сегодняшним днём…». «Подвиг» был воспринят аудиторией не как исторический, а как остросовременный политический фильм, потому что вопросы борьбы с контрреволюцией, защиты завоеваний народа приобрели чрезвычайную актуальность особенно в связи с трагическими событиями в Чили. «О том, что эта тема постоянно волнует режиссёра, говорит фильм «Обвинение», сделанный Махначом через несколько лет после «Подвига» и рассказывающий о контрреволюционном путче в Сантьяго.

Фильм «Подвиг» на кинофестивале документальных фильмов в Лейпциге в 1966 году был удостоен главного приза «Золотой голубь».

В фильме о III Интернационале, о Дзержинском и Вертове, режиссёр проявил стремление к исследованию исторических явлений, к познанию судеб драматичных и незаурядных личностей, чья жизнь полна гражданского пафоса и привлекает прежде всего своими внутренними нравственными посылами и убеждениями.

Создавая фильм «Знамя над миром» о создании III Интернационала и его первых конгрессах, в которых принимал участие В.И. Ленин, авторы (Семён Зенин, Александр Новогрудский и Леонид Махнач), безусловно, понимали, что сейчас, когда продолжается непримиримая борьба за единство революционных сил, основанная на принципах марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма, подобная историко-революционная лента созвучна с потребностями сегодняшнего дня.

Кинохроника первых четырёх конгрессов Коминтерна стала основой фильма «Знамя над миром». Картина представляет интерес не только по изобразительной структуре, но и по остроте сюжета, отражающего историю борьбы, её опыт, теорию. «Пролетариат в одиночку бессилен, пролетарские миллионы – всесильны». Эта ленинская мысль стала идейной и смысловой основой картины. Режиссёр смело, ярко и многогранно показывает облик вождя, используя воспоминания делегатов конгресса Коминтерна, встречающихся с Владимиром Ильичём, знакомит со многими деятелями III Интернационала. Вот на заседании датский пролетарский писатель Мартин Андерсен Нексе, который впоследствии записал:  «Мы приехали на конгресс Коминтерна – немецкие и скандинавские рабочие-негры, египетские феллахи и индийские кули – все мы верим в день нового мира, верим в гений Ленина».

Классовые бои продолжаются и по сей день. И когда мы видим хронику тех дней, волнения в Италии, Венгрии, Баварии, словаки, которая отлично смонтирована режиссёром, передавая ритм времени существо революционных боёв пролетариата Европы 20-х годов, то невольно обращаем свой взор в сегодняшний день этих народов.

Режиссёр Махнач убеждён в том, что для зрителя важна актуальность увиденного на экране. Поэтому делая каждую новую ленту, он учитывает это свойство зрительного зала. «У каждого события есть два измерения: сиюминутное, сегодняшнее, и временное, дистанционное… И чем длиннее временная дистанция, тем ярче будет вырисовываться масштаб событий, тем глубже отзовутся на него наши мысли и чувства».

Говоря о творчестве Леонида Владимировича Махнача, нельзя не вспомнить о его картине «За вашу и нашу свободу», сделанную совместно с польским режиссёром Людвигом Перским.

В фильме прослежены интересные человеческие судьбы, которые последовательно и убедительно позволяют раскрыть живую авторскую мысль об исторически обусловленном содружестве польского и советского народов в борьбе с фашизмом. Эта публицистическая лента состоит из нескольких новелл разных по масштабу и эмоциональному накалу, но все эти короткие достоверные рассказы освещены дружбой двух народов, окрепшей в суровые дни сражений с общим врагом. За долгожданный мир и свободу погибали советские и польские солдаты. «Борьба за прочный и надёжный мир против ставшей сегодня особенно реальной термоядерной войны, губительной для всего человечества, превратилась в главную тему международной жизни… Темы войны и мира, – считает режиссёр Махнач, – звучат сегодня лейтмотивом работ советских документалистов, разрабатывающих  международную тематику, эта тема – самая главная, самая насущная!»

Все хорошо помнят фильм Л. Махнача «Паутина», разоблачающий грязную деятельность империалистических диверсионно-пропагандистских групп. Политическая кинопублицистика, начиная с этой картины, стала ведущей в творчестве режиссёра.

Вместе с Екатериной Вермишевой он создал публицистическую ленту «Тихие американцы», основанную на документальных материалах. Фильм стал своего рода кинорасследованием преступной деятельности созданного в 1947 году Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США, которое вот уже тридцать с лишним лет беззастенчиво вмешивается в дела других народов и государств, пытаясь «заблудшие народы», отстаивающие свою свободу, наставлять на путь истинный. Вот, к примеру, факты преступной деятельности ЦРУ: операция «Феникс» во Вьетнаме, направленная, по сути, на уничтожение вьетнамского народа; гибель Че Гевара в горах Боливии; убийство президента Сальвадоре Альенде операция «Аквариум», целью которой было взять на заметку коммунистов и всех прогрессивных деятелей Франции. Каждый кадр фильма зовёт к активной деятельности против тех, кто пытается разжечь конфликт в любой части нашей планеты ради интересов монополий США, пытаясь ввергнуть мир в непоправимую катастрофу. «Тихие американцы» и сегодня, продолжая свою авантюристическую политику, безнаказанно вторглись на остров Гренада, бомбят беззащитный Ливан и вопреки желании народов Европы устанавливают ракеты в их странах, при этом продолжая рядиться в тоги защитников мира.

Сегодня «политический фильм даёт больше всего возможности выразить своё отношение к актуальным проблемам современности, поразмышлять о судьбах мира, – подчёркивает Леонид Махнач… – Сегодня передний край сражения за будущее человеческой цивилизации – это движение за мир» и в первых рядах его активных борцов стоят советские кинопублицисты. Этой важной теме отдаёт всю свою энергию, жар души и профессиональное мастерство Леонид Махнач. Его последние фильмы «Марш мира», «Что могут простые люди» и «Похищение Европы», составившие своего рода трилогию, были подсказаны жизнью. В связи с работой над этими лентами Леонид Махнач говорил: «Я безмерно благодарен своей кинематографической судьбе, которая сделала меня в последние годы не только непосредственным свидетелем и очевидцем этих событий, но, отчасти, и их хроникёром. Около двух лет продолжались съёмки полнометражной картины «Похищение Европы», посвящённой западноевропейским проблемам, которые порождены милитаристским внешнеполитическим курсом американской администрации, её намерением превратить европейский континент в потенциальный театр военных действий и ракетный полигон. Название фильму дал древнегреческий миф о похищении девушки Европы «громовержцем» Зевсом. Коллизии этого мифа, перенесение в современную западноевропейскую действительность, показались нам яркой и выразительной аллегорией важнейших международных событий, происходящих на этом континенте. Когда более двух лет назад мы вместе с журналистом Александром Пумпянским задумали этот фильм, Европа ещё была относительно спокойна…

Наступившее прозрение привело в ряды миролюбивых движений и в колонны маршей мира сначала сотни тысяч, а затем и миллионы людей… Мы стали свидетелями марша мира Копенгаген – Париж, который организовали скандинавские женщины и в котором приняли участие многие жители ряда стран Европы.

На фото (слева направо): режиссер Л. Махнач, звукооператор Ю. Оганджанов, журналист А. Пумпянский, оператор И. Филатов. Фото из семейного архива Ю.Ю. Оганджанова (сына Ю.Н. Оганджанова).

С самого начала мы не считали себя сторонними наблюдателям происходящих событий и потому сочли своим профессиональным и гражданским долгом  быстро, оперативно откликнуться на них средствами нашего искусства. Так возникла реализованная затем идея фильма «Марш мира».

Второй фильм «Что могут простые люди» о марше мира-82 Стокгольм – Москва – Минск утверждает, что если народы протянут друг другу руки и выступят единым фронтом против поджигателей войны, тони, безусловно, смогут предотвратить надвигающуюся катастрофу.

Накопленный многолетний опыт кинопублициста позволил в полнометражном фильме «Похищение Европы» нарисовать широкую картину борьбы за мир на своём континенте против размещения на территории западноевропейских стран американских ядерных ракет средней дальности. Публицистический дар и политическое чутьё создателей ленты способствовали тому, что картина, снятая в 1982 году, приобрела год спустя чрезвычайную актуальность в связи с практическими шагами Вашингтонской администрации по установке ракет в Англии, ФРГ, Италии. Каждый эпизод картины разоблачает попытки США с помощью агрессивного блока НАТО всё глубже вовлечь страны Западной Европы в орбиту своих милитаристских устремлений и потому представляется особенно удачным своеобразный образный ключ к фильму, который точно определяет его основную интонацию – известный греческий миф о похищении дочери финикийского царя.

«О, когда бы теперь мне попался тот презренный бык, – приводится в финале слова обманутой Европы из поэмы Горация, – я бы нож вонзила, я б сломала рог, хоть и недавно мной обласканный…»

Свободно владея материалом, точно следуя своему замыслу, режиссёр подводит зрителя к единственно верному выводу: «Чтобы миф о Европе не обернулся реальной трагедией, чтобы история Европы не повторялась с обречённостью рока… чтобы мир навсегда воцарился в европейском доме… надо, чтобы люди взяли ход истории в свои руки…»

Вот почему создание политических фильмов стало основным делом режиссёра Леонида Махнача. Он убеждён, что этой главной теме советские кинопублицисты «должны отдавать все свои силы, всё своё профессиональное мастерство, всю энергию своей души. Своей убеждённостью мы должны зажигать сердца и умы зрителей. И – множить ряды сторонников мирной политики, борцов за мир».

В качестве эпилога мы приведём слова Леонида Махнача, как выражение го творческого кредо: «Мы, кинопублицисты, не имеем права работать неумело, незрело, неинтересно, потому что слабый фильм не только дискредитирует его создателя, он не выполняет своей общественной миссии – пропагандировать передовые идеи времени».