16.12.2019

Опубликовано в газете СК-НОВОСТИ № 12 (386) 16 декабря 2019 г. Источник: www.unikino.ru/газета-ск-новости. Источник фото: группа "ВГИК. История в фотографиях" в facebook.

В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения заслуженного деятеля искусств РСФСР, теоретика кинодраматургии, профессора ВГИКа, доктора искусствоведения Ильи Вениаминовича Вайсфельда. С его именем связаны не только история «Мосфильма», ВГИКа, но и Союза кинематографистов, где он возглавлял Совет по кинообразованию. О том, как в 1967 году создавался этот орган, о его достижениях, которые, возможно, стоило бы взять на вооружение и сегодня, вспоминает сподвижник Вайсфельда в этой работе, киновед Ирина Николаевна Гращенкова.

– Илья Вениаминович был вашим преподавателем?

– Не совсем так. Мы, студенты-киноведы ВГИКа, учились по его книгам. Когда я оглядываюсь на наших педагогов, понимаю одно: это были люди высочайшей культуры, с университетским образованием. Илья Вениаминович Вайсфельд, Валентин Константинович Туркин, Николай Михайлович Иезуитов – выпускники МГУ. Иосиф Львович Долинский окончил Варшавский университет, который в то время находился в Ростове-на-Дону. И эту культуру они сумели привнести в наш киноинститут. Вайсфельд был выпускником авангардного и популярного тогда факультета искусствоведения, затем окончил аспирантуру НИКФИ и вошел в кино. Гораздо меньше известна его довоенная деятельность. В конце 30-х годов Илья Вениаминович работал в редакторском корпусе строящегося «большого» «Мосфильма», как тогда говорили, где в то время снимали фильмы Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Абрам Роом. Видимо, кинофабрика дала ему представление о кинематографе как о мощном кинопроцессе, и это потом выразилось в педагогике Вайсфельда. Во время войны он не воспользовался бронью и ушел воевать, работал во фронтовой газете. Вайсфельд соединил в себе журналиста и солдата. Ему досталось в послевоенный сталинский период, во времена борьбы с космополитизмом. С 1946 года и практически до конца своей жизни он преподавал во ВГИКе. Вайсфельд относился к поколению тех, чьи культура и человеческий потенциал помогли пережить все трагические перипетии истории страны и стать смелыми, утверждающими и ищущими педагогами, у которых счастье было учиться.

– Как получилось, что вы начали работать вместе?

 – Я окончила ВГИК в 1967 году. В конце года позвонил Илья Вениаминович, сказал, что читал мою дипломную работу, которая показалась ему очень интересной. Он предложил: «В рамках Союза кинематографистов мы создаем Совет по кинообразованию, и я приглашаю вас работать с нами». Я сразу согласилась. Оглядываясь назад, понимаю, что Илья Вениаминович был наделен большим организаторским талантом, потому что из ничего, на общественных началах – без комнаты, без своего телефонного аппарата – была создана всесоюзная культурная институция!

 – Сколько человек работало в Совете?

– Нас, входящих в «команду» Ильи Вениаминовича, было трое. Во ВГИКе Вайсфельду ассистировала Людмила Александровна Кожинова – живая, быстрая, все у нее горело в руках, и она занималась связями с институтом, чисто организационной работой. Юрий Николаевич Усов работал после ВГИКа в научной структуре – НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук – и занимался связями с педагогической наукой. Я, работающая в это время в секторе социологии искусства во Всесоюзном научно-исследовательском институте искусствознания (ВНИИИ), занималась научной частью работы – разрабатывала программы заседаний, «круглых столов», готовила публикации. Это было продолжение нашей профессиональной работы в новой форме связи с культурой, искусством, со страной, людьми, и нам это все было интересно и дорого.

– Вайсфельд считается основателем кинообразования в России, но ведь ВГИК уже существовал к тому моменту...

– Народного, а не профессионального. Могу сказать: как Иосиф Долинский, мой учитель в киноведении, так и Илья Вайсфельд – мой учитель в деле народного кинообразования. Он продумал эту систему для школ и вузов. Целью было вовсе не готовить киноведов, режиссеров. Мы стремились к тому, чтобы публика научилась самостоятельно определять, что хорошо, что плохо, что искусство, что массовая культура. То есть воспитать культурного и творческого зрителя, способного к акту сотворчества. Не будет этого творческого контакта – останется ленивый потребитель фильма, который будет грызть попкорн, пить воду, болтать, целоваться, и картина пройдет мимо него.

В связке были школа и вуз. Педагогов для предмета «Основы киноискусства», как мы его назвали, должен был готовить институт. К киноведу прикреплялся преподаватель педагогического вуза или университета – мы работали с учебными заведениями Москвы, Тбилиси, Еревана, Тарту, Вильнюса. Мне повезло, потому что Илья Вениаминович сказал, что мой спарринг–партнер – педагог физики Роман Гузман из экспериментальной школы Академии педагогических наук. Так появился наш профессиональный «дуэт».

В тандеме с Гузманом мы сделали очень хороший школьный кинофакультатив. Я предлагала какие-то искусствоведческие вещи, а он их перекодировал на педагогику, потому что знал школьников, их интересы, сленг, и понимал, что надо поправить, возвысить или погасить. Так рождались наши программы, созданные на основе мирового кино. У Юрия Николаевича Усова, напри- мер, был тандем с Юрием Михайловичем Рабиновичем из педагогического института в Кургане. К слову, Рабинович был учителем Геннадия Поличко, который потом работал в Москве. Эти творческие тандемы, связывающие педагогику и искусство, и были главным коньком нашего Совета.

– Ваша деятельность распространялась только на российские города?

– Мудро то, что это было сделано при Союзе кинематографистов, потому что можно было использовать его отделения в республиках. Каждый год мы выезжали в новые города и объездили весь Советский Союз. Через Союз кинематографистов СССР мы выходили на республиканские школы, педагогические вузы и университеты, а также кинотеатры, чтобы провести, как принято сейчас говорить, мастер-класс и показать, как проводятся киносеансы со вступительным словом и последующим об- суждением просмотренного. Каждый год мы обсуждали в республиках разные темы: вопросы кинофонда, как смотреть и анализировать фильм, как строить обсуждение картины. И, конечно же, мы бесконечно подпитывались теми идеями и теми силами, которые были в республиках. Практически это был Всесоюзный совет по кино- образованию.

Кроме того, мы были в постоянной связи с Академией педагогических наук, от которой у нас выступали Сергей Апполинариевич Герасимов, Ролан Антонович Быков и другие. Они очень охотно встречались с учителями. Тогда было какое-то более миссионерское отношение к искусству и к собственному существованию в искусстве. Люди охотно приезжали представить свою картину, с кем-то поговорить, кому-то что- то рассказать, не требуя за это оплаты.

Это была система. Должна сказать, что мы часто и много говорим справедливо горьких, отчаянных и критических слов о советской эпохе, но грех было бы не отметить, а может даже и не позаимствовать удивительное системное мышление того времени. Может быть, оно было направлено не столько на благо, сколько на удержание всех процессов в идеологических рамках. Но при этом система, которая существовала до конца 80-х годов, давала удивительные результаты.

– Илья Вениаминович, генерируя идеи как руководитель Совета, давал ли вам возможность проявлять творческую инициативу?

– Конечно. Моя кандидатская была по культуре 20-х годов, и меня тогда очень увлекла история Общества друзей советской кинематографии, которое в 1934 году прекратило свое существование. И я предложила Илье Вениаминовичу: «Давайте создадим Общество друзей кино (ОДК), но мирового масштаба, а не просто советского». Мне хотелось заниматься киноклубами как уникальной формой, позволяющей не просто преподавать основы киноискусства, но прежде всего активизировать аудиторию для диалога, размышления. «Давайте сделаем ОДК как единство трех объединений – федераций кинолюбителей, кинообразования и киноклубов». Моя идея заключалась в том, чтобы соединить три желания: быть хорошим зрителем, самому что-то снять как кинолюбителю и передать кому-то приобретенные знания. И Вайсфельд сумел провести это предложение в решение съезда Союза кинематографистов СССР.

В ноябре 1988 года в Москве прошел учредительный съезд Общества друзей кино СССР (ОДК СССР), созданного как добровольный и равноправный союз любительских объединений – Федерации киноклубов (ФКК), Федерации непрофессиональных кинематографистов (ФНК) и Ассоциации деятелей кинообразования (АДК).

– Чем занималось ОДК?

– В ОДК мы работали очень дружно и масштабно. Силами трех направлений организовывали выезды по городам Подмосковья, Тульской, Рязанской областей с фильмами, лекциями, устраивали показы на площадях для молодежи. Мы шли с картинами в детские дома, приюты для престарелых, школы, институты – это называлось «Кинопробег». В аналогичном режиме провели мероприятия на Алтае, в шукшинских местах.

В конце 80-х ОДК Союза кинематографистов создал свой киноклубный прокат не показанных по стране фильмов. К тому же, нам было выделено четыре квартиры – в одной из них, на улице Симонова, располагался офис, где мы разрабатывали кинопрограммы, куда привозили фильмы; остальные квартиры в Москве получили иногородние руководители организаций. Новая генерация руководства Союза ценила киноклубы, ведь в годы застоя именно там многие из них могли показать свои фильмы, лежавшие на «полке».

Союз кинематографистов помогал Федерации киноклубов и людям, которые жили показами уникальных фильмов, и духовно, и творчески, и даже немного материально. В то время количество киноклубов доходило до трехсот! Сейчас они сохранились во Владимире, Ярославле, например. Только что отмечал пятидесятилетие киноклуб в Рыбинске, где я выступала.

Процессы, происходившие в нашем Союзе кинематографистов в эпоху перестройки, были новаторскими, но во многом утопическими. Например, идея создать систему общественно-государственного управления кинематографом. Но идея осталась только на бумаге и в светлых головах людей.

Почему я вспоминаю обо всем этом? Во-первых, чтобы воздать должное Вайсфельду, юбилей которого мы в этом году отмечаем, и, во-вторых, напомнить, что в нашем Союзе кинематографистов были времена, были люди и были идеи, которые являлись мощными могучими социокультурными проектами.

– В конце 80-х годов Илья Вениаминович был президентом Ассоциации деятелей кинообразования и медиапедагогики России, правопреемницы той самой институции при Союзе кинематографистов. А как долго просуществовало ОДК?

– Вайсфельд никогда не боялся ничего нового, был открыт к предложениям. Это была замечательная работа. К сожалению, недолгая, потому что рухнул Советский Союз, и все распалось

А ведь какой был масштаб по всей стране! Кинообразователей больше было на Украине, кинолюбителей – в Прибалтике, в Средней Азии роскошные киноклубы.

– Возможно ли воссоздание подобной институции в современных условиях?

 – Мне думается, возможно. Но на но- вой информационной базе, в новом формате как общение в социальных сетях – главное «взнуздать» Интернет и заполнить его культурой и кинообразованием. Но задача остается прежней – формировать зрителя, а не потребителя искусства.

Беседу вела Ирина Измайлова