Операторы и работники фронтовых киногрупп. Арабов Маматкул Абдукадырович


Операторы и работники фронтовых киногрупп. Арабов Маматкул Абдукадырович

15.05.2020

В. И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемий «Золотой орел» и «Ника». Лауреат 18 премий профессиональных премий. Автор книг, выставок и документальных фильмов по истории отечественного кино. В 2020 году передал в Государственный центральный музей кино коллекцию сохранившихся монтажных листов советских фронтовых операторов 1942-1945 гг.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 660 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). На фото кинооператоры 1-го Украинского фронта: Маматкул Арабов (слева) и начальника киногруппы 1 УкрФ Михаил Ошурков (с кинокамерой). 1944-1945 гг. Фото из семейного архива Шарофат Арабовой.

Арабов Маматкул Абдукадырович (1921–1999)

Оператор документального кино. Заслуженный деятель искусств УзССР. Араб. Родился в г. Бухара. Социальное происхожде­ние – из служащих. Член КПСС с 1959 г. Отец репрессирован (1938). После окончания школы учился в строительном техникуме. В 1943 окончил операторский факультет ВГИКа. Был направлен в киногруппу 1-го Украинского фронта. Участвовал в съемках для фильмов «В Верхней Силезии», «Берлин», «Парад Победы». Сни­мал уличные бои в Бреслау.

«За прошлый период с июля – декабрь 1944 г. его работа была плохой, недисциплинированной. В декабре 1944 г. прика­зом по Центральной студии кинохроники ему был объявлен строгий выговор с предупре­ждением, что в случае повторения фактов недисциплинированности он будет отчислен из состава фронтовой киногруппы и кинематографии.

Начальник киногруппы 1-го Украинского фронта майор Ошурков».

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 31.)

«Недисциплинированность» – не самый великий грех в работе фронтового оператора. А снимал Маматкул Арабов смело и профессионально. Особенно отличился он, снимая уличные бои в Бреслау.

 В 1946–1961 – оператор Сталинабадской студии художественных фильмов, в 1962–1990 – на Узбекской киностудии документальных и научно-популярных фильмов.


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ

«Артиллеристы выкатывают орудия на прямую наводку и рас­стреливают дома-доты...»

«НА ПОДСТУПАХ К БРЕСЛАУ»

1-й Украинский фронт

Монтажный лист № 552 к сюжету «Бреслау»

Операторы: Павлов А., Арабов М.

Метров 300

Наши войска, форсировав реку Одер, создали на западном берегу плацдарм.

Нами снят ряд моментов форсирования реки Одер, строительство нового моста у г. Олау. Бои на дальних подступах к г. Бреслау – а, именно на плацдарме, носят крайне ожесточенный характер, противник пытается держаться за каждый населенный пункт, за каждый дом, остановить наше наступление.

Отважные артиллеристы прямой наводкой расстреливали дома, превращенные в доты.

Нами снято: артиллеристы выкатывают орудия на прямую наводку и расстреливают дома-доты. Видны разрывы и результаты обстрела – пробоины в домах. После огневого налета славные пехотинцы кидаются в атаку.

Нами снято: начало атаки на один из населенных пунктов, занятого противником и превращенного в опорный пункт обороны. Огонь артиллерии и натиск гвардейцев-пехотинцев обеспечил продвижение наших частей и техники вперед к г. Бреслау.

Противник пытается всеми средствами остановить продвижение наших частей – взры­вает капитальные мосты над автострадой и речками, поджигает свои села и дома, но ничем нельзя остановить наступление на Бреслау.

Нами снято продвижение наших техники и войск на фоне пожаров горящих домов; объезды взорванных мостов.

Операторы Павлов А., Арабов М.

Подлинник. Автограф. Без даты.

«Огнеметчики поджигают дома с засевшими фрицами...»

«БОИ В БРЕСЛАУ» (продолжение 3)

11 апреля 1945 г.

1-й Украинский фронт

Монтажный лист № 550

Асс. оператора: Арабов М.

Снято:

  1. Пулеметчик и фаустник части Влоха ведет огонь по противнику.
  2. Огнеметчики поджигают дома с засевшими фрицами.
  3. Идущие на штурмовку дома пехотинцы и огнеметчики.
  4. Продвижение по лестничной клетке и квартирам.
  5. Артиллерия на подступах к аэродрому Бреслау, горящий аэродром вдали, огонь из орудий прямой наводкой, разрывы снарядов.

Огонь из 203 мм орудия прямой наводкой.

Пожары в городе и на машиностроит. заводе, пленные на территории завода.

Из самоходного орудия выносят раненого командира машины гв. лейт. комсомольца [нрзб.] Виктора и погружают в санитарную машину.

Аэродром с догорающими машинами и разбитыми при взлете, ибо город был блоки­рован и с земли, и с воздуха.

Ангары со стоящими там машинами.

Ночные кадры работы прожекторов и звукоулавливателей, и зенитных орудий. Дви­жение и панорама по ночным разбитым улицам Бреслау. Пожары ночью.

Доска боевых новостей. Подходит снайпер Павлюк – герой дня, о нем говорит «мол­ния». Он убил 115 немцев – кавалер 3-х орденов Славы – товарищи поздравляют его с 3-й наградой.

Траншеи через улицы, обстреливаемые противником.

Проходы по ним санитаров с носилками, посыльных с термосами для обедов и авто­матчиков.

Асс. оператора Арабов.

P.S. Использование трофейных танкеток-торпед. Их запуск автоматчиком в дом, где засели немцы, движение танкетки и взрыв дома. Наши офицеры осматривают новые трофеи наших войск – танкетки-торпеды.

Арабов.

Подлинник. Автограф.

Подчеркнутые строки о применении огнеметов вычеркнуты цензурой.

«Приходилось выбивать противника из каждого дома, каждого эта­жа и каждой комнаты...»

К СЮЖЕТУ «БОИ В БРЕСЛАУ»

13 марта 1945 г.

Монтажный лист

Оператор: Арабов

Ожесточенные бои юго-западнее города увенчали соединение наших частей, двигав­шихся с юга и с севера, после этого наши части подошли вплотную к городу.

Начался штурм города.

Противник, зная свою обреченность, сопротивлялся всеми силами, забаррикадировав улицы, мосты, создав завалы, превратив каждый дом в дот.

Нашим частям приходилось выбивать противника из каждого дома, каждого этажа и каждой комнаты.

Бои носили ожесточенный характер.

Мною снято (одновременно снимали опер. Быков и Павлов, и Сущинский):

Огонь артиллерии на окраине города.

Огонь минометов на окраине города.

Разрывы.

Радист на чердаке поддерживает связь НП с штабом (мл. сержант Трошин Иван Дан.). Перебежки бойцов по горящим улицам и у дамбы, и через дамбу (железн. дорогу). За­баррикадированный мост у дамбы. Его расчищают пленные немцы. Общий план горяще­го города и улиц. Движение самоходок по ним. Огонь из них по домам-дотам и разрывы (командир машины гв. ст. л-т Синеглазов).

Огонь из пушки, стоящей на прямой наводке. После огня поднимается и перебегает пехота (общий план).

Штаб Энского полка. Командир полка – подполковник Ключанский за картой дает за­дание майору Григоряну. Наблюдает за горящим городом в стереотрубу.

Минуты затишья – обед у артиллеристов. Боевая тревога – все бегут к орудию (орудие старшины Чернышева).

Огонь из орудия прямой наводки и разрыв в доме. Горящий дом. Идет прославлен­ный артиллерист – мастер прямой наводки старшина Борис Семенович Немов, тяжело раненый, он с трудом, шатаясь, падая, идет. Его перевязывают и уносят на носилках (на носилках снял опер. Павлов). За героизм в уличных боях Немов представлен к званию Героя Советского Союза.

Огонь пулеметного расчета Белицкого Виктора Александровича – сержанта-комсомольца.

Получив ранение, он тут же сидит, и его перевязывают, уносят.

Взрыв баррикады-завала саперами ст. лейт-та Сидорова (момент закладывания тола снят Павловым).

Идет раненый сапер, который только что подложил тол под завал – коммунист, ст. сер­жант Брагин Иван.

Пленные фольксштурмовцы. Бегут к нам в тыл под охраной. Выходят с поднятыми руками из дома.

Использование трофейного оружия – «фаустпатрон». Готовит к выстрелу мл. лей­тенант, командир роты коммунист Пономарев Василий Данилович. Он же стреляет из «фаустпатрона» в горящий дом, где засели немцы. Выносят ползком с поля боя раненого комсомольца Румянцева санитары Дорохов и Писарев.

Арабов.

P.S. На фоне горящего дома идет немецкая семья банковского работника – Ганса Мюллера. Она идет с белым флагом – сдается на милость победителей, после того как потеряла двоих сыновей – «завоевателей мира».

P.P.S. В материале имеется 30-метровый ролик из предыдущего материала «Встречи в Кракове».

Подлинник. Автограф.

Подчеркнутые строки вычеркнуты цензурой.

«ВЗЯТИЕ БРЕСЛАУ»

12 мая 1945 г.

Монтажный лист

Асс. оператора: Арабов

1000 м

Снято:

  1. Парламентеры. Встреча их на переднем крае. Их проходы.
  2. Пленение коменданта города генерала от инфантерии Нигофа. Его проходы через передний край. Встреча с генерал-майором Захаровым – оказались старыми знакомыми. Не раз армия Нигофа была бита частью ген. Захарова под Бердичевым.
  3. Вступление наших войск в город, капитулировавшие части противника, их проходы по городу.
  4. Встречи в городе: проезды и проходы, прощание немецких солдат и офицеров на улицах города.
  5. Пожары – взрывы.
  6. Виды города, мосты, ратуша.
  7. Памятник Вильгельму[1], Фридриху Вильгельму и Бисмарку. Последний памятник ушел на сплавы и снаряды во время осады города. Остался только постамент и надпись.
  8. Эпизод из быта на переднем крае. Бойцы в ожидании атаки. Их командир – гв. л-т Манацигонен Аршовир из гор. Еревана, Мартиусского р-на села Еренус[2] – перед боем рассказывает армянские анекдоты.
  9. Парад победы в армии, взявшей город Бреславль. Говорят: командующий и член В/Совета ген.-лейтенант Глуздовский и ген.-майор Клоков. Проходы и парад частей. Вы­ступление ансамбля на параде.

Асс. оператора Арабов.

Подлинник. Автограф

_______________________
1. Западная и южная части Бреслау были украшены бронзовыми конными статуями Фридриха Великого (1842), а не Вильгельма, как написал оператор, и Фридриха Вильгель­ма III (1861), работы скульптора Кисса.

2. Возможно, имеется в виду Мартунинский район (в котором было село Еранос).