Виражи успеха


У Владимира Коновалова внутренний конфликт за первенство между режиссером и его объектом твердо решен в пользу человека, события.

14.06.2016


Автор:
Виктор Васильевич Астраханцев

Режиссер литературного театра, генеалог. В настоящее время сотрудник Центрального государственного архива города Москвы. Ведущий клуба документального кино «Архикино» при ЦГА Москвы.

Опубликовано 12.01.2010 (источник: http://www.ekovideofilm.ru/)

Виражи успеха. Под таким названием прошел очередной киноклуб «Архикино» в Конференц-зале Главархива Москвы, на котором были представлены три фильма из огромной, в сто названий, фильмографии известного режиссера документального кино Владимира Коновалова
Фильм «Двое на треке» (9 мин. ЦСДФ, 1970 г.; операторы: Бялик А., Макаров А.) раскрывает технологию создания успеха, его подготовку, стратегию, психологическую борьбу, ту невидимую простому зрителю сторону спорта, которая потом проявляется для него в скоростях, внешней технике и моментах славы. Он построен, как рассказ велогонщика, чемпиона Олимпийских Игр Игоря Целовальникова, о его попытке выиграть у своего главного соперника чемпиона мира Омари Пхакадзе

Творческая группа ЦСДФ. Операторы: В. Макаров (на фото слева), В. Извеков (четвёртый слева), директор фильма Н. Галина (пятая слева), режиссёр В. Коновалов (третий справа). 70-е годы.Режиссер скупыми средствами достигает яркого эффекта отстранения скупая бытовая манера речи рассказчика, его слабо окрашенный голос и легкий акцент контрастируют с головокружительными виражами в огромной чаще трека и хитроумной борьбой соперников. 
И возникает ощущение, что все эти спортивные страсти существует сами по себе, в другом мире, в отделенном от нас пространстве, куда лишь заглянул режиссер и, никак не организуя действия, зафиксировал самые главные моменты поединка. Ведь зрителю не раскрыты рабочие моменты фильма – и то, что текст рассказа был тщательно выверен и записан задолго до съемок, и что его озвучивал известный артист, добившихся бытовой окраске речи, а для съемок одного полутораминутного заезда понадобилось несколько камер и девять дублей! Но для этого понадобится отдельный рассказ – о технологии создания самого фильма. 
У В. Коновалова внутренний конфликт за первенство между режиссером и его объектом твердо решен в пользу человека, события. У него режиссер не вылезает из-за каждого кадра, как это иногда бывает, чтобы напомнить зрителю, кто здесь хозяин. Наверное, поэтому фильм смотрится, как явление времени, рожденное само по себе, без участия режиссера и съемочной группы. 

А еще его фильмам присуща мягкость монтажа, слаженность отдельных кадров фильма между собой, отсутствие лишнего. Это заставляет задуматься об особенностях освоения профессионализма в условиях дефицита исходных материалов, как это было в 70-е годы – ведь пленки, в отличие, от цифровой техники, всегда не хватает, и это требует более четкого и цельного замысла фильма. 
И пусть Игорю Целовальникову не хватило несколько сантиметров до победы, их соперничество на этом не закончено и у них впереди немало спортивных шедевров, если рассматривать спорт через призму искусства, как это предлагает режиссер. 
Творческая судьба В. Коновалова тесно с вязана с миром спорта и искусства. Героями его фильмов, как правило, становятся творцы в стадии борьбы и душевного подъема. В одном случае это спортсмены, в другом – музыканты. 

В монтажной ЦСДФ (слева направо): Вадим Раменский, Владимир Коновалав и Владислав Микоша. Москва, 1970 год.В фильме «Чайковскому посвящается» (58 мин. ЦСДФ, 1970 год. режиссеры и авторы сценария: Коновалов В., Раменский В.; операторы: Касаткин П., Микоша В.) показано творческое ристалище 4-го фестиваля им П. Чайковского. Это редкий фильм по насыщенности на единицу метража гениальной музыкой в различных трактовках молодых и талантливых музыкантов. Тогда впервые на такой представительной площадке, как конкурс Чайковского, проявились те, которых потому будет называть звездами музыки: Е. Образцова, В. Крайнев, Т. Синявская, Г. Кремер. Это теперь о каждом их них пишут статьи и снимают фильмы, а тогда они только выходили на большую сцену. 
В фильме обращает на себя внимание высокий уровень режиссуры в показе музыкального состязания. В частности, незаметная смена исполнителей при непрерывном звучании произведения создает ощущение непрерывного потока музыки Чайковского. 
И это при монтаже фильма на монтажном столе, практически, вручную, без привычных ныне программ и компьютеров, совмещая зримый ряд с музыкальной дорожкой, записанными по отдельности! Но если принять во внимание, что операторов фильма был Владислав Микоша, и Павел Касаткин а сам фильм на фестивале в Каире был отмечен премией за высокий класс музыкального оформления, многое станет объяснимым. 
И опять у режиссера на первом плане оказывается его герой – талантливый музыкант, его трактовка, особенности творчества, его проживание напряженных моментов борьбы, переживание успеха. За короткие моменты экранного времени режиссеру удается показать индивидуальность артиста, его манеру, нерв, жизнь на сцене и за кулисами. 
А кадры фотопортретов конкурсантов, не прошедших на следующий тур, со сползающими по ним каплями дождя, станут впоследствии классикой этого жанра. 
Оба эти фильма сняты режиссером 40 лет назад и в том, что его фильмы и поныне притягивают внимание современного зрителя, есть, на мой взгляд, проявление жизнеспособности творческого метода режиссера. 
Третий фильм, показанный на киноклубе: «Минувших лет неповторимые черты» (26 мин. КВС «Юность», 2001 г.), это интересная попытка показать через кадры кинохроники и репортажной съемки напряженный ритм ХХ-го века, его контрасты и события. 
Благообразные купцы начала века сменяются черными от угля лицами неистовых шахтеров 30-х годов, сектанты-скопцы – беспризорниками, лицо побитого бомжа – пытливым творящим чудо исцеления Дикулем. 
И поверх этого группового портрета века звучат надвременные стихи Ахматовой, Цветаевой, Пастернака, отстраняя реальных героев фильма и превращая их в образы прошедшего времени. 
И вновь режиссер сосредоточен на людях – наших соотечественниках, исследуя их судьбы и ту трансформацию внутреннего мира и внешнего облика, которую они претерпевали, становясь участниками истории и ее творцами. В фильме создан своеобразный портрет-коллаж людей в жестких контрастах ХХ-го века. 
Человек, как часть мира и одновременно субъект его истории, человек как продукт его борьбы и терпения, человек творческий устремленный и деятельный – такова основная тема фильмов В. Коновалова, как она мне увиделась на кинопоказе.