Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 791 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Фронтовые кинооператоры: М. Гольбрих (Украина), Оття Рейзман (Белоруссия). 1942-1943 г.г." Фото из семейного архива Ларисы Кучеровой (Гольбрих).
Оператор документального кино. Полька. Член ВКП(б) с 1947 г. Родилась в семье рабочего-столяра. До 1917 отец работал столяром, мать – домохозяйка. После революции отец работал в Государственном Белорусском Театре и со временем стал актером (умер в Москве в 1940 г.).
Выпускница операторского факультета ВГИКа (специальность – «оператор документального кино»), в кино с 1927 – ученица в кинолаборатории кинофабрики «Белгоскино». Работала помощником и ассистентом оператора на «Союзкинохронике» с 1932 г. Оператор с 1935 года. Снимала автопробег, а также работу шахтеров Кузбасса. 21 февраля 1938 г. в Москве О. Рейзман была арестована, 15 марта 1938 г. московское УКРМ (Управление Рабоче-Крестьянской милиции) рассматривало ее дело по статье 58–10 ч. 1 УК РСФСР. Дело прекратили, О. Рейзман была освобождена.
Во время войны большую часть съемок произвела в тылу немецких войск, вместе с Марией Суховой и Николаем Писаревым работая в отрядах белорусских партизан. Рейзман была свидетельницей гибели Марии Суховой в одном из боев. После освобождения Белоруссии была командирована для съемок военных репортажей в Венгрию, а позднее в Словакию.
Служебная характеристика на Рейзман в период ее работы в составе киногруппы 2-го Украинского фронта (с декабря 1944 г.) носит, мягко говоря, сдержанный характер:
«Оператор Рейзман дисциплинированный, но малоинициативный работник. За период с декабря 1944 по февраль 1945 г. (работала в паре с оператором Гольбрихом) не отличалась ни особой производительностью, ни качеством. В период Будапештской операции она снимала артиллерию, находясь, таким образом, на некотором удалении от передового края. Оценка будапештского материала, полученная из Москвы, показывает, что в снятом материале т. Рейзман нет подлинных боевых кусков.
4 марта 45 г.».
Снятые на фронте материалы включены в фильмы: «Освобождение Советской Белоруссии» (1944), «Разгром Японии» (1945), «Освобожденная Чехословакия» (1945), «Будапешт» (1945).
За съемки в тылу врага была награждена медалью «Партизану Отечественной войны» I степени, за съемки боев при взятии Будапешта – орденом Отечественной войны II степени, медалями.
(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1992. Л. 105; Ф. 2944. Оп. 28. Д. 1244. Л. 3, 6, 17, 19.)
После войны работала на Центральной студии документальных фильмов.
«Несколько изменились задачи партизан. От мелких засад и диверсий партизаны, в связи с наступлением Красной Армии, строят оборонительные рубежи...»
«ПАРТИЗАНСКИЙ КРАЙ» (для фильма «Советская Беларусь»)
4 января 1944 г.
Монтажный лист № 5353
Оператор: Рейзман
Пленка «Панхром», контрастн. эм. № 172 – 300 м, СЧС-1, эм. № 28 – 150 м
1-й эпизод.
Снято в бригаде «Железняк» – партизанское пополнение. Из деревень, находящихся под контролем партизан, идут в леса все, могущие держать оружие, для того, чтобы преградить путь отступающему немцу.
Снято – прощание в деревне. Уход в лес. Приемная комиссия. Командир отряда и комиссар знакомят вновь прибывших с задачами партизан.
Сняты отец с сыном, ушли вместе (знакомятся вдвоем с немецким автоматом).
2-й эпизод.
Несколько планов строительства оборонительных рубежей.
3-й эпизод.
Партизанская оборона. Несколько изменились задачи партизан. От мелких засад и диверсий партизаны, в связи с наступлением Красной Армии, строят оборонительные рубежи и держат оборону для встречи с отступающими частями. Снятые планы показывают дзоты и окопы партизан в подготовительном периоде. О занятии обороны докладывает командир отряда – Конев – штабу бригады Мельникова.
4-й эпизод.
Белоруссия не покорилась, белорусы ушли в леса. Мирное население построило лесные деревни.
5-й эпизод.
Мирное население убегает в лес от бомбежки.
Рейзман.
Незаверенная копия. Машинопись. Без даты.
«Иностранцы в партизанах»
«СЪЕМКА ДЛЯ КАРТИНЫ "СОВЕТСКАЯ БЕЛАРУСЬ"»
Февраль 1944 г.
Монтажный лист № 128
Оператор: Рейзман
150 м
Эпизод № 1.
Группа партизан – французов, бельгийцев, чехов, австрийцев и немцев – обратилась с письмом к солдатам и офицерам немецкой армии о добровольном переходе на сторону Красной Армии и к партизанам.
Выступают:
1) В черном полушубке с новым автоматом француз Жорж Дус – уже 6 месяцев воюет в рядах партизан, добровольно перешел к нам.
2) В немецкой форме выступает австриец Франц Штаг – 10 месяцев воюет в рядах партизан, доброволец.
3) Читает обращение немецкий инженер, добровольно приехавший к нам на немецкой машине Эрнст Швебе. Подписывает обращение бельгиец Жорж Давид (в полушубке с карабином).
2-й эпизод.
Немец, член фашистской партии, пойманный партизанами на месте преступления при насилии женщин и поджоге деревни. Партизанским судом приговорен к смертной казни через повешение.
3-й эпизод.
Разбитый немцами районный центр Ушачи во время летней карательной экспедиции.
4-й эпизод.
Несколько планов партизанской деревни. Провод по деревне «языков».
Оператор Рейзман.
Незаверенная машинописная копия.
«В результате обходного маневра наших войск немцы ночью вынуждены были оставить город...»
«В БОЯХ ЗА БРНО»
Монтажный лист № 659
Оператор: Рейзман
Снято – 820 метров, пленка – «Суперпан»
Минометчики 81-й дивизии ведут огонь по вражеским позициям в деревне Вайкендорф.
В районе переправы гвардии подполковник Скоробогатов и командир полка Герой Советского Союза полковник Козяренко ставят задачу. Полк по тревоге выходит на реку Морава для отражения контратак танков противника. Под прикрытием дымовой завесы части переправляются через Мораву. На Мораве бойцы вместе с мирным населением строят мост, взорванный при отступлении немцами. <…>
На фоне горящего города пехота продвигается вперед. Минометчики 333 дивизии ведут огонь по городу. 76 мм бьют прямой наводкой по окраине города, в которой засели немцы.
На улице студенты приветствуют нашего бойца.
Девушка обняла артиллериста.
С Цитадели снят город Брно – столица Моравии.
Оператор Рейзман.
Подлинник. Автограф. Без даты.
«Партизанский край»
«ДЛЯ ФИЛЬМА "СОВЕТСКАЯ БЕЛАРУСЬ"»
Монтажный лист № 87
Оператор: Сухова [1]:
5, 6, 7. У входа в деревню партизан проверяет пропуск у местных жителей, направляющихся в партизанскую деревню.
Салют партизан. Последняя клятва у гроба товарища.
III. Эпизод – «Партизанский лагерь отряда».
Пленка эм. № 180 – 60 метров.
На десятки километров тянется партизанская оборона. Партизаны зорко охраняют свой край и готовы в любую минуту принять бой. Снято – оборона на высотке. Занятие обороны в окопе. В окопе партизаны. Партизаны занимают дзот. Пулеметчики в обороне. Общий план замаскированной высотки.
Снято: импорт. «Дюпон» – 90 м, «Союз» пл., эм. № 40 – 90 м.
Операторы Рейзман, Сухова:
Проходы по разрушенному немцами местечку Ушачи.
(Материал неразрушенного местечка Ушачи находится в остатках «Народных мстителей» – это освобожденный партизанами районный центр.)
Оператор Сухова.
Это снят первый ознакомительный материал, завтра выезжаем на боевые задания.
Незаверенная копия. Машинопись.
__________________________________
1. Эти съемки в партизанском отряде оказались для оператора Марии Суховой последними. Она погибла 4 мая 1944 г. во время выхода партизанского отряда из окружения.
Сохранились воспоминания фронтового оператора Оттилии Рейзман, которая находилась в том же отряде и оказалась свидетельницей гибели своей подруги:
«Время от времени немцы проводили карательные экспедиции против белорусских партизан. В начале мая, в преддверии летнего наступления Советской Армии, они оттянули в тыл даже части 3-й танковой армии и бросили их против партизан. Партизаны оборонялись отчаянно, но кольцо сжималось, и, в конце концов, нас согнали в район железной дороги, где в лесу на одном квадратном километре собралось 80 тысяч человек – партизаны, дети, женщины, старики, а еще на том же ”пятачке“ сгрудились лошади, коровы, домашний скарб.
Партизаны были полностью окружены. В тяжелых боях прошел день, прорваться не удалось. По мере возможности Маша Сухова и я снимали все, что могли.
А потом вдруг я увидела такое, что невозможно забыть: немцы спустили собак, и на нас помчались сотни овчарок. Тут уже было не до съемок: в таком состоянии снимать невозможно. Поэтому я стреляла по собакам – как все. И Маша стреляла из автомата. Это был шквальный огонь, ни одна овчарка не прорвалась, ни одна не вернулась... Вечером нас построили и сказали:
– Мы прорвемся сейчас или все здесь останемся.
Прорываться надо было через хорошо охраняемую дорогу. Немцы знали, что окружили партизан, и не могли не знать, что мы будем прорываться. Поэтому, чтобы лучше видеть в темноте живые мишени, они зажгли две деревни. Вот между ними и надо было прорываться. Мы шли с головной группой, где было около 80 автоматчиков. Я одной рукой держала на плече камеру, другой – уцепилась за ремень радиста. А Маша шла за командиром бригады В.Е. Лобанком и тоже держалась за его ремень.
Что такое ночной прорыв? Считанные мгновения ураганного огня. И бега, что есть силы. Автоматчики разорвали кольцо окружения, и через горловину метров в двести вырвалась большая часть партизан. А Маша Сухова во время прорыва погибла.
В том лесу, откуда мы вырвались, еще много-много лет на деревьях виднелись скелеты: мирные жители забирались на деревья и прятались в ветвях, думая, что уберегутся, но утром в лес вошли фашисты и перестреляли всех – тысячи людей...»
(Не забыто! С. 57.)
По свидетельству одного из партизан, вырвавшегося из окружения, Сухова получила тяжелое ранение в живот и просила застрелить ее, чтобы избавить от мучительной смерти. Была ли исполнена эта ее последняя просьба, осталось неизвестным.
Эту версию рассказывает в своей книге воспоминаний «Сквозь огонь и стужу» участник тех же событий кинооператор С.С. Школьников («Русский дом». Эстония. Таллин. 2007.)
3. Имеется в виду Лобанок В.Е.