Операторы и работники фронтовых киногрупп. Рейзман Оттилия Болеславовна


Операторы и работники фронтовых киногрупп. Рейзман Оттилия Болеславовна

01.05.2020

В. И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 791 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Фронтовые кинооператоры: М. Гольбрих (Украина), Оття Рейзман (Белоруссия). 1942-1943 г.г." Фото из семейного архива Ларисы Кучеровой (Гольбрих).

Рейзман Оттилия Болеславовна (1914 (в служеб­ной характеристике годом рождения указан 1911), Минск – 1986)

Оператор документального кино. Полька. Член ВКП(б) с 1947 г. Родилась в семье рабочего-столяра. До 1917 отец работал столяром, мать – домохозяйка. После революции отец работал в Государственном Белорусском Театре и со временем стал акте­ром (умер в Москве в 1940 г.).

Выпускница операторского факультета ВГИКа (специаль­ность – «оператор документального кино»), в кино с 1927 – уче­ница в кинолаборатории кинофабрики «Белгоскино». Работала помощником и ассистентом оператора на «Союзкинохронике» с 1932 г. Оператор с 1935 года. Снимала автопробег, а также работу шахтеров Кузбасса. 21 февраля 1938 г. в Мо­скве О. Рейзман была арестована, 15 марта 1938 г. московское УКРМ (Управление Рабоче-Крестьянской милиции) рассматривало ее дело по статье 58–10 ч. 1 УК РСФСР. Дело пре­кратили, О. Рейзман была освобождена.

Во время войны большую часть съемок произвела в тылу немецких войск, вместе с Ма­рией Суховой и Николаем Писаревым работая в отрядах белорусских партизан. Рейзман была свидетельницей гибели Марии Суховой в одном из боев. После освобождения Белоруссии была командирована для съемок военных репортажей в Венгрию, а позднее в Словакию.

Служебная характеристика на Рейзман в период ее работы в составе киногруппы 2-го Украинского фронта (с декабря 1944 г.) носит, мягко говоря, сдержанный характер:

«Оператор Рейзман дисциплинированный, но малоинициативный работник. За период с декабря 1944 по февраль 1945 г. (работала в паре с оператором Гольбрихом) не отлича­лась ни особой производительностью, ни качеством. В период Будапештской операции она снимала артиллерию, находясь, таким образом, на некотором удалении от передо­вого края. Оценка будапештского материала, полученная из Москвы, показывает, что в снятом материале т. Рейзман нет подлинных боевых кусков.

4 марта 45 г.».

Снятые на фронте материалы включены в фильмы: «Освобождение Советской Бело­руссии» (1944), «Разгром Японии» (1945), «Освобожденная Чехословакия» (1945), «Буда­пешт» (1945).

За съемки в тылу врага была награждена медалью «Партизану Отечественной войны» I степени, за съемки боев при взятии Будапешта – орденом Отечественной войны II сте­пени, медалями.

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1992. Л. 105; Ф. 2944. Оп. 28. Д. 1244. Л. 3, 6, 17, 19.)

После войны работала на Центральной студии документальных фильмов.


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ

«Несколько изменились задачи партизан. От мелких засад и дивер­сий партизаны, в связи с наступлением Красной Армии, строят обо­ронительные рубежи...»

«ПАРТИЗАНСКИЙ КРАЙ» (для фильма «Советская Беларусь»)

4 января 1944 г.

Монтажный лист № 5353

Оператор: Рейзман

Пленка «Панхром», контрастн. эм. № 172 – 300 м, СЧС-1, эм. № 28 – 150 м

1-й эпизод.

Снято в бригаде «Железняк» – партизанское пополнение. Из деревень, находящихся под контролем партизан, идут в леса все, могущие держать оружие, для того, чтобы пре­градить путь отступающему немцу.

Снято – прощание в деревне. Уход в лес. Приемная комиссия. Командир отряда и ко­миссар знакомят вновь прибывших с задачами партизан.

Сняты отец с сыном, ушли вместе (знакомятся вдвоем с немецким автоматом).

2-й эпизод.

Несколько планов строительства оборонительных рубежей.

3-й эпизод.

Партизанская оборона. Несколько изменились задачи партизан. От мелких засад и диверсий партизаны, в связи с наступлением Красной Армии, строят оборонительные ру­бежи и держат оборону для встречи с отступающими частями. Снятые планы показывают дзоты и окопы партизан в подготовительном периоде. О занятии обороны докладывает командир отряда – Конев – штабу бригады Мельникова.

4-й эпизод.

Белоруссия не покорилась, белорусы ушли в леса. Мирное население построило лес­ные деревни.

5-й эпизод.

Мирное население убегает в лес от бомбежки.

Рейзман.

Незаверенная копия. Машинопись. Без даты.

«Иностранцы в партизанах»

«СЪЕМКА ДЛЯ КАРТИНЫ "СОВЕТСКАЯ БЕЛАРУСЬ"»

Февраль 1944 г.

Монтажный лист № 128

Оператор: Рейзман

150 м

Эпизод № 1.

Группа партизан – французов, бельгийцев, чехов, австрийцев и немцев – обратилась с письмом к солдатам и офицерам немецкой армии о добровольном переходе на сторону Красной Армии и к партизанам.

Выступают:

1) В черном полушубке с новым автоматом француз Жорж Дус – уже 6 месяцев воюет в рядах партизан, добровольно перешел к нам.

2) В немецкой форме выступает австриец Франц Штаг – 10 месяцев воюет в рядах партизан, доброволец.

3) Читает обращение немецкий инженер, добровольно приехавший к нам на немецкой ма­шине Эрнст Швебе. Подписывает обращение бельгиец Жорж Давид (в полушубке с карабином).

2-й эпизод.

Немец, член фашистской партии, пойманный партизанами на месте преступления при насилии женщин и поджоге деревни. Партизанским судом приговорен к смертной казни через повешение.

3-й эпизод.

Разбитый немцами районный центр Ушачи во время летней карательной экспедиции.

4-й эпизод.

Несколько планов партизанской деревни. Провод по деревне «языков».

Оператор Рейзман.

Незаверенная машинописная копия.

«В результате обходного маневра наших войск немцы ночью вы­нуждены были оставить город...»

«В БОЯХ ЗА БРНО»

Монтажный лист № 659

Оператор: Рейзман

Снято – 820 метров, пленка – «Суперпан»

  1. На реке Морава.

Минометчики 81-й дивизии ведут огонь по вражеским позициям в деревне Вайкен­дорф.

В районе переправы гвардии подполковник Скоробогатов и командир полка Герой Советского Союза полковник Козяренко ставят задачу. Полк по тревоге выходит на реку Морава для отражения контратак танков противника. Под прикрытием дымовой завесы части переправляются через Мораву. На Мораве бойцы вместе с мирным населением строят мост, взорванный при отступлении немцами. <…>

  1. Подступы к Брно.

На фоне горящего города пехота продвигается вперед. Минометчики 333 дивизии ве­дут огонь по городу. 76 мм бьют прямой наводкой по окраине города, в которой засели немцы.

  1. В результате обходного маневра наших войск немцы ночью вынуждены были оста­вить город. Немцы, поспешно оставляя город, не успели взорвать заводы, производящие вооружение. Сняты заводы Геринга «Зброёвка». Во дворе завода – дзоты. В цехе – дзоты. Людей по улицам мало, это еще ходят смельчаки. Вот пришел первый рабочий на завод «Зброёвка». Кузнец чех Францишек Прошек. Он благодарит нашего офицера за избавле­ние от немцев.

На улице студенты приветствуют нашего бойца.

Девушка обняла артиллериста.

  1. Самое высокое место в городе – Цитадель (крепость). В ней долго сидели немцы. Авиация и арт. вышибла их из укрепления. Снято прямое попадание в окно казармы.

С Цитадели снят город Брно – столица Моравии.

Оператор Рейзман.

Подлинник. Автограф. Без даты.

«Партизанский край»

Кинооператоры Союзкинохроники среди партизан. Март 1943 года. На фото (сидят): Мария Сухова (вторая слева), Оттилия Рейзман (справа на фото). Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 5831118).

«ДЛЯ ФИЛЬМА "СОВЕТСКАЯ БЕЛАРУСЬ"»

Монтажный лист № 87

Оператор: Сухова [1]:

  1. Эпизод – «Партизанская деревня». Пленка эм. № 153, 60 м. Погода пасмурная, туман.
  2. Общий план деревни, занятой партизанами.
  3. Средний план у колодца, водопой.
  4. Партизан несет воду в баню по-черному, готовит баню для партизан, возвративших­ся из операции.
  5. У калитки стоит девушка с парнем.

5, 6, 7. У входа в деревню партизан проверяет пропуск у местных жителей, направля­ющихся в партизанскую деревню.

  1. Эпизод – похороны зам. комбрига по разведке т. Тюрина из бригады «Железняк», убитого пулеметной очередью с немецкого самолета.
  2. Вынос тела из избы в партизанской деревне.
  3. Средние планы – проносы гроба по селу.
  4. Общий план с вышки.
  5. У могилы митинг – общие и средние планы.
  6. Выступление комиссара бригады «Железняк» тов. Дернушкова (секретарь райкома партии Бело… р-на[2]).
  7. Прощание товарищей. Бросают землю в могилу.

Салют партизан. Последняя клятва у гроба товарища.

  1. Средние и крупные планы близких товарищей (сняты с траурными повязками) пл. 152-100 м.

III. Эпизод – «Партизанский лагерь отряда».

Пленка эм. № 180 – 60 метров.

  1. Проходы партизан в лес. Обучение с пулеметом. Подходит командир отряда. Проход из штаба командира отряда. Средние и крупные планы занятий.
  2. Эпизод – «Оборона». Пл., эм. № 180 – 70 м.

На десятки километров тянется партизанская оборона. Партизаны зорко охраняют свой край и готовы в любую минуту принять бой. Снято – оборона на высотке. Занятие обороны в окопе. В окопе партизаны. Партизаны занимают дзот. Пулеметчики в обороне. Общий план замаскированной высотки.

  1. Эпизод – заседание представителей Центрального и Белорусского партизанского штаба вместе с комбригами партизанского края.

Снято: импорт. «Дюпон» – 90 м, «Союз» пл., эм. № 40 – 90 м.

Операторы Рейзман, Сухова:

  1. Герой Советского Союза партизан полковник Лобанов3 проводит совещание комбригов и комиссаров о предстоящем соединении с Красной Армией. Снято в помещении без света.
  2. Герой Советского Союза вместе с комбригами выбирает место для предстоящих боев.

Проходы по разрушенному немцами местечку Ушачи.

(Материал неразрушенного местечка Ушачи находится в остатках «Народных мстите­лей» – это освобожденный партизанами районный центр.)

Оператор Сухова.

Это снят первый ознакомительный материал, завтра выезжаем на боевые задания.

Незаверенная копия. Машинопись.

__________________________________

1. Эти съемки в партизанском отряде оказались для оператора Марии Суховой последни­ми. Она погибла 4 мая 1944 г. во время выхода партизанского отряда из окружения.

Сохранились воспоминания фронтового оператора Оттилии Рейзман, которая находи­лась в том же отряде и оказалась свидетельницей гибели своей подруги:

«Время от вре­мени немцы проводили карательные экспедиции против белорусских партизан. В начале мая, в преддверии летнего наступления Советской Армии, они оттянули в тыл даже части 3-й танковой армии и бросили их против партизан. Партизаны оборонялись отчаянно, но кольцо сжималось, и, в конце концов, нас согнали в район железной дороги, где в лесу на одном квадратном километре собралось 80 тысяч человек – партизаны, дети, женщины, старики, а еще на том же ”пятачке“ сгрудились лошади, коровы, домашний скарб.

Партизаны были полностью окружены. В тяжелых боях прошел день, прорваться не удалось. По мере возможности Маша Сухова и я снимали все, что могли.

А потом вдруг я увидела такое, что невозможно забыть: немцы спустили собак, и на нас помчались сотни овчарок. Тут уже было не до съемок: в таком состоянии снимать не­возможно. Поэтому я стреляла по собакам – как все. И Маша стреляла из автомата. Это был шквальный огонь, ни одна овчарка не прорвалась, ни одна не вернулась... Вечером нас построили и сказали:

– Мы прорвемся сейчас или все здесь останемся.

Прорываться надо было через хорошо охраняемую дорогу. Немцы знали, что окружили партизан, и не могли не знать, что мы будем прорываться. Поэтому, чтобы лучше видеть в темноте живые мишени, они зажгли две деревни. Вот между ними и надо было прорываться. Мы шли с головной группой, где было около 80 автоматчиков. Я одной рукой держала на плече камеру, другой – уцепилась за ремень радиста. А Маша шла за командиром брига­ды В.Е. Лобанком и тоже держалась за его ремень.

Что такое ночной прорыв? Считанные мгновения ураганного огня. И бега, что есть силы. Автоматчики разорвали кольцо окружения, и через горловину метров в двести вы­рвалась большая часть партизан. А Маша Сухова во время прорыва погибла.

В том лесу, откуда мы вырвались, еще много-много лет на деревьях виднелись скелеты: мирные жители забирались на деревья и прятались в ветвях, думая, что уберегутся, но утром в лес вошли фашисты и перестреляли всех – тысячи людей...»

(Не забыто! С. 57.)

По свидетельству одного из партизан, вырвавшегося из окружения, Сухова получила тяжелое ранение в живот и просила застрелить ее, чтобы избавить от мучительной смерти. Была ли исполнена эта ее последняя просьба, осталось неизвестным.

Эту версию рассказывает в своей книге воспоминаний «Сквозь огонь и стужу» участник тех же событий кинооператор С.С. Школьников («Русский дом». Эстония. Таллин. 2007.)

2. Так в монтажном листе.

3. Имеется в виду Лобанок В.Е.


Материалы по теме