Памяти ушедшего товарища и талантливого режиссера Сергея Литовца


Памяти ушедшего товарища и талантливого режиссера Сергея Литовца

30.04.2020

Опубликовано: www.unikino.ru 30.04.2020.

В сломанный микроскоп он видел удивительный мир…

Мы ленивы и нелюбопытны, к себе это так же отношу. Традиционно коллеги Сергея Литовца связывали его с операторских цехом, и — формально — это верно: классическое ВГИКовское образование, да причем учеба у самого Вадима Юсова — одно это внушало уважение — « о, это операторская школа». Но мало кто толком знал, что у Сергея Литовца — больше двадцати режиссерских работ. И первая же, вроде бы простая, но атмосферная и странноватая «Диалоги в электричке» удостоена многих призов на самых главных российских фестивалях, плюс — ни много ни мало! — приза за лучший режиссерский дебют на кинофестивале «Россия». Там композитором была Татьяна Литовец, жена, творческий человек, тоже режиссер, она и далее писала музыку к его фильмам.

Уже живя в Москве, он был тесно связан и много работал на родной Казанской студии, там же до последнего времени занимался фотопроектами — альбомами, выставками, книгами. Он ведь был прекрасный фотограф. А его черно-белая фотосерия о обитателях Свияжского дома для душевнобольных — отдельный шедевр.

Опять же — что мы знаем о своих коллегах?.. Сергей после окончания ВГИКа, у выдающегося Мастера, не стал козырять дипломом (а в советское время ВГИКОвским дипломом в Казани вполне можно было козырять, и это сразу давало плоды — молодых поддерживали беспрекословно). Он же тихонечко устроился … санитаром в дурдом. Понаблюдать жизнь, научиться полюбить людей, вот таких, которых вроде и любить-то не за что… Это дало мощный импульс человеколюбия и — духовной зрелости.

Потому пришел на Казанскую студию кинохроники через год уже не столичный студентик, но — зрелый, повидавший жизнь и ее горести муж.

Только вот время было самое плохое для начала творческого пути… Выпало, что лучшие, самые плодотворные его, пост-институтские годы — это развал студии, развал страны, общий швах… Это незаметная трагедия всего нашего поколения.

Только в начале двухтысячных заявил о себе, сразу — сильно и дерзко. Начиная с «Диалогов…» много снимал и ставил, теперь уже в Москве. Не в заполошные 90-ые, когда возникали дутые авторитеты и дутые проекты, но в 2013-14 году — снимал документальные фильмы за границей, в Испании и Колумбии. С игровым кино, к которому стремился, складывалось не так просто, зато активно работал над тем, что соответствовало его духовному миру — это фильмы о Терешковой и академике Чазове, о Льве Гумилеве и Петре Первом. Мы с ним создали трогательный мультик по ингушским сказкам, что оценили фестивали. Ну а еще у него был самый его любимый фильм — короткометражка по прозе замечательного стилиста, писателя Дениса Осокина — «В сломанный микроскоп мы увидим Казань». В нем он весь — в играх светотени и играх смыслов, в загадке и попирании правил кино, выдумывая свои. Нечто подобное прорывалось и в другой «странной» игровой картине — «Инзеень-малина», но там он был лишь оператором.

Он был не просто придирчив, а сверпридирчив к картинке. Потому что просто не мог снимать абы как, лишь бы снять. Когда попадал в недружелюбную для оператора локацию — отсутствие света, плохие фоны, — замыкался, останавливал весь процесс. Потом находил решение. Так из захламленной кузницы в Ингушетии он выдедал с помощью света атмосферный завораживающий мир. А однажды в обычном скучном магазине, натащив откуда-то ковров, светильников и кувшинов, создал пещеру Али-бабы. Я не мог насмотреться на него…

Да, он был непростой, с ярко выраженным чувством собственного достоинства. Гордился своей родословной, она, в традициях Российской империи, смешала в нем кровь ссыльных поляков и алтайских киржаков.

Был непростой, потому на каком-то этапе перестал общаться с фестивалями, что дают главную оценку работам документального цеха, и призы. Обижен был и на оценку своего, как теперь оказалось, последнего документального фильма — «Степан Щеколдин. Человек, который спас Воронцовский дворец». Фестивали и телеканалы фильма пугались: герой — вроде как «коллаборант» — не выполнил сталинский приказ сжечь дворец графа Воронцова, а вместо этого сохранил его, но при немцах.. А я, очарованной историей Сергея о русском интеллигенте Щеколдине, одним махом написал сценарий, в этом году мы с планировали подавать проект на игровые субсидии.

Режиссером должен был быть Сергей.

Хотел он все-таки сделать игровой фильм и о своей эпопее в Свияжской психбольнице, о ее необычных обитателях, которые его многому научили. Я начал писать сценарий… Но кто этот фильм теперь сделает, кроме Сергея?..

Свияжск. 1991 год. Автор фото: Сергей Литовец. Фото из архива К. Шачневой.

Несправедливо поздно мы встретились… Нам было комфортно вместе, что редко встречается у нашего брата-творца… Строили совместные планы, он был полон энергии и шутливо, иронизируя над собой, но и трогательно, надеялся на новую большую работу.

Он был большой и сильный… уже в коме боролся за жизнь, удивляя врачей, три недели.

Сохраним память о нашем товарище.