29.04.2020

Микоша (Фирсова) Джемма Сергеевна (27 декабря 1935, Самарканд — 08 мая 2012, Москва) — актриса, кинорежиссер, общественный деятель. Лауреат Государственной премии СССР (1973) и Ленинской премии (1980). Член СК СССР — СК России. Беспартийная.

Опубликовано в газете «Московское кинообозрение» (издание В/О «Союзинформкино») за март 1987 года
(стр. 1). Благодарим Ирину Никитину (компьютерный набор текста) за помощь в подготовке материала. 

ВПЕРВЫЕ В МОСКВЕ!

ДНИ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО И НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО КИНО

В Москве открывается экспериментальный центр неигрового кино (ЭЦНК)

 

Точка зрения…

«Анализ того, что происходит в мире, на документальном материале, в тысячу раз документальнее, чем любая инсценировка этого мира. В документе остаётся навек память человеческая».

Михаил Ромм, народный артист СССР

«Документальный кинематограф может быть и сюжетно, и зрелищно острым и напряжённым, в самой его природе таится и драматизм, и сенсационность».

Роман Кармен, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда

«Время потребовало вернуть документальному факту его достоинство. В тьме ушедших веков, в связи времён люди ищут предначертаний на будущее. Искусство ищет вместе с ними. Документальному кинематографу даны огромные возможности для отражения и познания истории современности в её живых и непосредственных формах. В таком свойстве, видимо, и есть основная притягательная сила документального фильма».

Лев Рошаль, критик, драматург

«Документальное кино – это диалог между художником и жизнью. И оба собеседника должны быть на одном уровне. Но жизнь ведь не упрекнёшь в инертности. Острота  видения и масштаб мышления художника-гражданина – вот что сегодня определяет движение документального кино».

Юрий Ханютин, драматург 

«В документальном кино мы должны думать, любить и ненавидеть, совершать поступки, быть мужественными и безрассудными, одним словом, должны жить… Уметь говорить о себе правду и научиться её выслушивать…»

Александр Иванкин, режиссёр

 

«Правдой будем добывать правду»

Дзига Вертов

 

Когда 28 декабря 1895 года в парижском «Большом кафе» на бульваре Капуцинов произошёл первый в мире киносеанс, – кино родилось документальным. Первый кинокадр, он же – первый кинофильм «Приход поезда на станцию Ля Сиота», представленный братьями Люмьер, был документальным репортажем. «Жизнь как она есть» – таков девиз, которым руководствовались создатели десятой музы, и за немногим исключением все фильмы братьев Люмьер были документальными.

28 декабря 1895 года родилась прежде всего новая форма летописи – зримая память эпохи.

И если игровой фильм со временем может «постареть» и даже «умереть» – перестать представлять какой бы то ни было интерес, то чем дольше лежит в киноархиве документальный фильм или даже просто документальный кадр – тем большую ценность, больший интерес обретает запечатлённое событие.

Миллионы и миллиарды метров мировой кинолетописи вобрали в себя весь бурный и трагический двадцатый век. Но как долго «неигровой» кинематограф – документальное и научно-популярное кино воспринимался «младшим братом» игрового, хотя процессы, происходившие в этих видах кино, были не менее важны для общего становления кинематографа, а влияние его на общественное мнение, исторические и социальные факторы, а в конечном счёте – на развитие цивилизации в целом – неоценимы.

Сегодня – в самый тревожный и напряжённый период истории двадцатого века – интерес к публицистике, к проблемам жизни и науки на экране достиг своего максимума.

После двух мировых войн, в опасности третьей, люди уже не доверяют вымыслу. Они хотят знать правду и формировать свои взгляды, основываясь на фактах, а не на вольной их интерпретации. У нас интерес к документальному начал основываться с особой силой в 60-е годы, и это сказалось на судьбе всего нашего кинематографа. Тогда даже подъём в игровом кино начался с документализма, с приверженности Марлена Хуциева, Геннадия Шпаликова, Василия Ордынского, Григория Чухрая, Андрея Тарковского, Отара Иоселиани – жизненному, естественному документальному проявлению человека на экране. В их фильмы, как камертон, как проверка на достоверность, вошли документальные кадры, снятые на улицах наших городов, целые эпизоды кинолетописи.

И не случайно, что в самые критические, сложные для страны дни наши ведущие мастера игрового кино делали документальные фильмы. Юлий Райзман сделал картину «Берлин», Сергей Юткевич – ленту «Освобождённая Франция», Натан Зархи и Иосиф Хейфиц – «Разгром Японии», Александр Довженко – картины «Битва за нашу Советскую Украину» и «Победа на правобережной Украине», Сергей Герасимов возглавил Центральную студию документальных фильмов.

Режиссёры игрового кино пришли к кинодокументу: «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма, «Если дорог тебе твой дом» Василия Ордынского, «Память» Григория Чухрая, «Спорт, спорт, спорт» Элема Климова, «Алый парус Парижа» Марлена Хуциева.

Документальное кино – это скрытый лидер.

Лидерство это скрыто в глубинных процессах кинематографа и многими не воспринимается. И тем не менее именно неигровое кино первым выходит на новые проблемы, открывает новые темы, новый материал, новые характеры и даже – новый язык кино. Так, игровые фильмы шестидесятых годов стилистически, несомненно, носят на себе влияние кинодокумента. Не случайно такими яркими кинематографически, такими пронзительными человечески были, например, документальные эпизоды встречи ветеранов Великой Отечественной в фильме «Мне двадцать лет» Хуциева, или переход через Сиваш в фильме Тарковского «Зеркало».

Новая волна в научно-популярном кино установила с наукой «обратную связь», ставшую каналом взаимного обогащения и кино, и науки.

«Я и другие», «Добрый и злой», «Альтернатива», «Думают ли животные?», «Компьютер и загадка Леонардо», «Дерзайте, вы талантливы!», «Генетика и мы», «Когда исчезают барьеры», «Кто разбудит Аксолотля?», «Земля неизвестная», «Никогда не говори «никогда», «Загадки живой клетки», «По дорогам второй Вселенной», «Звезда Вавилова», «Рождение идеи. Циолковский», «След»… Эти фильмы стали не только отражением проблем, которыми живёт наука, но и попыткой «опережающего отражения».

Ещё задолго до того, как человечество узрело реальность экологической катастрофы на планете, роковые опасности абсолютизации научно-технической революции, именно документальное и научное кино в лице своих «первопроходцев» уже создавало фильмы, предупреждающие о тенденциях, которые только формировались. Это и «Биосфера. Час осознания», и «Синие атакуют планету», и «Дорогами НТР», «Загадки живой клетки». Эти фильмы предупреждали об опасности жадного, неразумного, некомпетентного «творчества» человека на своей планете. Впрочем, добряческий постулат о необходимости «покорения природы» ещё и сегодня кое для кого остаётся руководством к действию. Мы слишком долго действовали по старинной присказке: «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу…»

И не потому ли последние десятилетия неигровое кино стало пасынком нашего кинематографа, кинопроката и кинопрессы. А каким могло бы быть помощником! Если бы не приписывали ему «бежать за паровозом» и кричать о том, как паровоз хорошо бежит, вместо того, чтобы смотреть вперёд и предупреждать о грозящих на пути опасностях.

Двум видам человеческой деятельности свойственно «предощущение новой антологии мира» – одному путём опыта, другому – путём интуиции – науке и искусству, и именно в этом предощущении, там, где сходятся жизненные интересы документального и игрового кино, они сливаются воедино, становясь не просто явлением искусства, но и общественной акцией, способной повлиять на развитие исторических, социальных, экономических, культурных, научных, духовных и любых других процессов.

Сегодня уже трудно порой бывает отделить – где документальный фильм, где научный: «Плотина» и «Земля и вода», «Чтобы пахарь не уставал» и «История одного пробега», «Госпожа тундра» и «Предел», «Легко ли быть молодым?» и «Соло трубы», «Море с двойным дном» и «Цена воды», «Вечером… После свершений» и «Человек и его работа», «Июльский снег Уренгоя» и «Дефицит», «Время сеять» и «Кто исправит ошибку Деметры?», «Медвежье… Что дальше?» и «Онежская быль» – видовые различия ушли, вытесненные главным: горячей гражданственностью, острым чувством ответственности и сопричастности, страстным стремлением исправить, помочь, спасти…

В далёкие сороковые кинокамера оператора-документалиста была оружием не менее грозным, чем «Катюша». Потом, когда кончилась война, хроника, снятая фронтовыми кинооператорами в разорённых войной городах и сёлах, в лагерях смерти и бункерах пыток, стала главным свидетельством против фашистских военных преступников. «Я, фронтовой кинооператор, свидетельствую…» – было самым неопровержимым доказательством.

Последнее время документальная камера вновь обрела свой статус острейшего оружия. Только в этом году газета «Правда» дважды давала серьёзные большие материалы под рубрикой «Кинодокумент убеждает»: 22 января газета писала о фильме «Азовское море», озаглавив свой материал тревожно и императивно: «Пора спасать море», и второй раз газета решительно стала на сторону авторов фильма «Архангельский мужик», который пытался «остановить» руководство Архангельского обкома КПСС.

Оба – фильмы телевизионные.

Но каждый фильм, названный мной в общей «обойме» последних неигровых фильмов, вписывается в рубрику газеты «Правда» – «Кинодокумент убеждает». Под каждым может стоять печать: «Я, кинооператор, свидетельствую…» И как же важно, чтобы каждый дошёл до сердец людей, разума руководителей, смог стать руководством к действию.

Исторические традиции прямого и действенного участия в гражданской войне и в Великой Отечественной, в первых пятилетках и в восстановлении страны после войны, на вcех этапах строительства нашего государства сегодня ставят наше неигровое кино на  передний край борьбы за обновление и перестройку.

И когда в трудные для Советской России времена Владимир Ильич Ленин говорил, что «из всех искусств важнейшим для нас является кино», – он прежде всего имел в виду неигровое кино, обладающее ни с чем не сравнимым зарядом созидания.