ВСТРЕЧА С МАЙЕЙ ПЛИСЕЦКОЙ

2 мая 2016 года исполнился год, как великая балерина ушла из жизни.

31.05.2016

Владимир Кремень

Автор:
Владимир Кремень

Киновед, сценарист, режиссёр-документалист; многие из его работ посвящены теме "Балет и кинематограф".

Искусство балета мимолетно. Оно существует только в тот миг, пока длится танец. Передать словами то, что видит зритель на сцене почти невозможно. Как пытаться пересказать музыку.
Великие артисты понимали это. Они старались сохранить свое искусство в учениках для последователей грядущих поколений, пользуясь языком живой пластики.
В начале XX века на помощь балету пришел кинематограф. Он первым сумел запечатлеть движение. Майя Плисецкая, как никто другой понимала важную роль кино для сохранения танцевального искусства. Почему именно о ней идет рассказ?

Недавно, мой друг и однокурсник по ВГИКу - киновед - Алексей Голубев рассказал о работе над сайтом, посвященным документальному кино и ЦСДФ (#МузейЦСДФ; - прим. ред). Зная о приверженности теме балета в кино, он дал мне посмотреть фильм Василия Катаняна о Плисецкой ("Майя Плисецкая" (1981); полнометражный; новая редакция фильма 1964 года;  — прим. ред.).

С этой великой балериной мне довелось познакомиться и работать во время создания диафильма о ней в 1986 году.

Может быть, она и не стала бы разговаривать, но ей порекомендовал меня еще один мой одноклассник, еще по Московскому академическому хореографическому училищу – Борис Ефимов. В то время - он солист Большого театра и постоянный партнер Плисецкой во всех балетах.
Для меня Плисецкая была самой яркой балериной не только в классике, но и в современной хореографии. Ее танцевальная энергия захлестывала и закручивала в смерч зрителей. Равнодушия к Плисецкой быть не могло.
Мы встречались с Майей Михайловной и обсуждали будущий диафильм. Встречи проходили не только в Большом театре, но и дома - на нынешней улице Тверской. И каждый раз она удивляла.

Однажды встреча была назначена в Правительственной, бывшей Царской ложе, ГАБТа. Когда она вошла, я увидел разъяренную фурию. Одетая в черный кожаный обтягивающий костюм, она не только лицом, но и всем телом выражала свой гнев. В чем дело?

Оказывается ее партнер, с которым она должна была танцевать, посмел заболеть ветрянкой. Она так и выразилась – посмел, употребив и еще одно сильное слово для определения его ничтожности.
Пытаться объяснить ей, что приход болезни не зависит от воли человека, было бессмысленно. Она понимала только, что срывается ее спектакль. Их в то время, не без влияния Ю.Н. Григоровича, и так оставалось немного.
Раздражена она была и тем, что на Телевидении руководство запретило показ очень интересного фильма, сочетавшего игровое кино с хореографией о композиторе и художнике Чюрленисе ("Зодиак" (1986); полнометражный; производство Литовской киностудии по заказу Гостелерадио СССР; режиссер: Йонас Вайткус; в фильме использованы картины, музыка, литературное наследие литовского живописца и композитора Микалоюса Константинаса Чюрлениса (1875-1911); хореография - Майи Плисецкой; — прим. ред.) 
Тут я узнал два самых бранных слова у Плисецкой: идиоты и импотенты. Потому, что начальники ТВ увидели в танце эротику.

Перескакивая на несколько лет вперед, к тому времени, когда мы в Гостелерадиофонде снимали историю телевидения, в интервью известного ученого и телеведущего программы «Очевидное невероятное» Сергея Капицы мне довелось услышать удивительную историю о ругательствах Майи Михайловны.
Прошла очередная телепередача, гостем которой у Капицы стала Плисецкая. Они спускались по лестнице античного зала Пушкинского музея и что-то обсуждали. За кадром шла музыка, а не их разговор.
Каково же было удивление руководства ТВ и программы, когда их засыпали возмущенными письмами. Это были глухонемые зрители. Они прекрасно разобрали по движениям губ то, что говорила на крупном плане великая балерина.

Майя Плисецкая прекрасно разбиралась в кино. Ее мать была известной киноактрисой. Сама Плисецкая признавалась, что старалась смотреть все кинокадры с танцем. Ее знаменитый «Лебедь» был навеян съемкой Веры Каралли в немом кино.

Плисецкая была очень требовательна к себе. Она выбирала кадры только идеального исполнения. Фотографии, а для диафильма их представили лучшие фотохудожники Александр Трубицин и Дмитрий Куликов, проходили тщательную проверку. Те, что ее не устраивали, просто рвались на куски. По понятной причине, а фотографии на Кодаке в то время стоили по 50 рублей за штуку (почти половину средней месячной зарплаты) – просмотр вызывал ужас у фотографов.
Диафильм получился интересным. Майя Плисецкая была очень довольна. Вся студия «Диафильм» высыпала на улицу, когда узнали, что приехала Плисецкая. Она выкупила для подарков половину тиража и сама увезла на машине.

Возвращаясь к раннему, черно-белому фильму ЦСДФ о Плисецкой, объясню, что меня больше всего удивило в нем. Это не только подбор самых эффектных кадров с танцем, даже не лаконичный и очень точный текст сценария. И, даже не редкие кадры, где Плисецкая показывает, как жест меняет характер героя.
Самое удивительное, что мы с Плисецкой встретились гораздо раньше, чем мне казалось. В картине Катаняна есть кадры постановки балета «Спящая красавица» Юрием Григоровичем в 1963 году. Съемка ведется на сцене еще в трико и шерстянках. Репетируется сцена, когда Аврора укололась спицей колдуньи Карабос и падает замертво на паланкин, который держат четверо пажей.
Теперь я вспомнил. То, что произошло, конечно, не вошло в фильм. Мне было тогда 12 лет. Мы вчетвером поднимали паланкин, чтобы унести Аврору-Плисецкую за кулисы. Она была тогда не очень легкой. В это время у одного из мальчишек ручка паланкина выскользнула и Плисецкая кубарем покатилась по сцене к оркестровой яме. Еще несколько метров и великая балерина рухнет в чернеющий провал.
Но она остановилась. Встала, как ни  в чем не бывало, и продолжила репетицию. Кричал из зрительного зала в микрофон Григорович. Но главная головомойка ожидала нас за кулисами. Инспектор училища кричала, что мы хотели угробить великую балерину.

Майя Плисецкая была действительно великой балериной. 2 мая 2016 года исполнился год, как она ушла из жизни. Но она навсегда остается в кадрах документального, игрового кино. И даже на кадрах диафильма, который можно теперь посмотреть в интернете.

 

Фрагменты диафильма "Майя Плисецкая" предоставлены автором.

СПРАВКА

ДИАФИЛЬМ (от греч. dia — приставка, здесь означающая переход от начала до конца, и фильм ), короткометражный фильм, составленный из ряда позитивных изображений, объединённых общей тематикой. Диафильм обычно получали на обращаемых чёрно-белых или цветных киноплёнках, а также на киноплёнках с использованием отдельно негативного и позитивного процессов обработки. Диафильм смотрят через фильмоскоп (при индивидуальном пользовании) либо через диапроектор, проецируя изображение на экран. Показ озвученных диафильмов ведётся одновременно с воспроизведением фонограммы с дикторским текстом или музыкальным сопровождением. Диафильмы служили пособием для учебно-школьной, лекционной и пропагандистской работы. Большое значение имели для воспитания и развития эстетического вкуса, любознательности и трудовых навыков у детей. В СССР диафильмы выпускались студией « Диафильм » (основана в 1930 в Москве).
Компания ФГУП "ТПО "СТУДИЯ "ДИАФИЛЬМ" МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ ликвидирована 31 мая 2010 года. 


Материалы по теме