Опубликовано в газете «Союзное вече» №18 (609), 7-13 мая 2015 года. Фото: "Первый «Оскар», который получила наша страна в 1943 году в номинации «Лучший документальный фильм»". Фото: из архива Музея кино.
С началом Великой Отечественной войны вместе с маршевыми ротами на фронт уходили и операторы кинохроники – передовой отряд нашей кинематографии.
Они проделали весь длинный и тяжкий военный путь от западных границ СССР до берегов Волги и от Волги до Берлина и Эльбы. Многие из них погибли. За время войны кинооператоры отсняли свыше 3,5 миллионов метров плёнки. Они зафиксировали события, ставшие достоянием истории, создали величайшие документальные ценности. К этой сокровищнице и сегодня вновь и вновь обращаются сценаристы и режиссёры. Кроме того, за годы войны было создано и выпущено на экраны более 500 номеров различных киножурналов, 67 короткометражных и 34 полнометражных военных фильма...
18 февраля 1942 года на экраны советских кинотеатров вышел документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Смотрели его и в воинских частях перед отправкой на фронт.
Одним из операторов этой знаменитой киноленты был мой отец – Александр Эльберт. Вспоминаю рассказы матери о его коротких командировках с фронта в Москву, чтобы сдать на студию отснятый материал. О войне говорил мало и неохотно. Наверное, хотел хоть ненадолго спрятаться от неё за стенами родного дома. Но всё же, пусть и скупо, делился с женой пережитым, осмысленным и увиденным там, на войне. В нашем доме до сих пор хранится уникальная реликвия: большой кожаный диплом «Лауреата сталинской премии» первой степени с тиснёными барельефами Ленина и Сталина.
Всего их было девять фронтовых операторов[1], снимавших эту картину и заслуживших сталинскую благодарность. Датирован диплом апрелем 1942-го и подписан лично Сталиным. Как рассказывала мать, материальное вознаграждение за фильм составляли мешок картошки и продовольственная карточка Совета министров, которая очень помогла в те трудные времена.
Необычна дальнейшая судьба этой документальной ленты. О ней забыли на долгие десятилетия, и мало кто в Советском Союзе знал о том, что она получила мировое признание. Картина «Разгром немецких войск под Москвой», как оказалось, стала первым советским фильмом, удостоенным самой престижной на планете кинопремии «Оскар». По рассказам очевидцев, произошло это в ходе пятнадцатой церемонии, проходившей 4 марта 1943 года в Лос-Анжелесе в концертном зале фешенебельного отеля «Амбассадор». Для всех присутствующих это стало настоящей сенсацией. Впервые престижная награда американской киноакадемии вручалась иностранной документальной картине[2]. В новой номинации «лучший полнометражный документальный фильм» победителем оказалась советская лента «Разгром немецких войск под Москвой». На латунной табличке заветной статуэтки выбито: «За героизм Москвы и за работу над фильмом в условиях чрезвычайной опасности». Первый отечественный «Оскар» стал признанием мужества, отваги и творческого подвига советских фронтовых кинооператоров в годы войны, главным и особым оружием которых была кинокамера.
К сожалению, дальнейшая история этого «Оскара» неизвестна – где хранятся статуэтка и диплом, нашла ли награда создателей фильма, знал ли творческий коллектив картины о ней… Очевидно, как было принято в те непростые времена, по соображениям политическим и идеологическим, об «империалистической» премии за советскую картину знали лишь те, «кому положено». А для остальных, тех, «кому не положено», включая и создателей фильма, эту информацию засекретили. Жаль – они были достойны её.
«Я просматриваю его записи к отснятым материалам, присланные с фронта монтажные листы и думаю о том, сколько мирных, наполненных солнцем и теплом кадров мог бы он снять, – говорил о моём отце выдающийся режиссёр Роман Кармен. – Даже в самые суровые дни войны он пытался запечатлеть своей камерой хоть что-нибудь, напоминающее нарушенный мир».
И эти слова кинематографиста, который сам прошёл с кинокамерой по трудным дорогам войны, безусловно, можно отнести ко всем фронтовым операторам.
Отца интересовал прежде всего человек, детали жизни людей на фронте и в тылу. В 1942 году он предложил режиссёру Михаилу Слуцкому сделать фильм об одном дне войны, о том, как работают и как воюют, что переживают, о чём думают люди в тяжкие дни войны. Фильм был создан, и назвали его «День войны». Погиб отец в конце 44-го, в Карпатах, по дороге в отпуск, домой, в Москву. Отпустили его по особому случаю: жену отвезли в роддом. Подвода, на которой он ехал, поравнялась с двумя девочками. Они попросили подвезти их до ближайшей деревни, а места на подводе не было. «Подвезите их, – попросил отец товарищей, ехавших с ним, – а я махну напрямик, быстрее будет, да и поснимаю кое-что».
Поле, через которое он пошёл и где хотел снять картины отшумевшего только что боя, оказалось заминированным. Он подорвался на первой же мине… упал с кинокамерой, которой только что отснял свои последние кадры.
А через две недели появился на свет я, которому не было суждено увидеть отца живым.
_____________________________________
1. Полнометражный документальный фильм режиссёров Леонида Варламова, и Ильи Копалина «Разгром немецких войск под Москвой» снимали 16 операторов: Иван Беляков, Георгий Бобров, Теодор Бунимович, Павел Касаткин, Роман Кармен, Анатолий Крылов, Алексей Лебедев, Борис Макасеев, Борис Небылицкий, Василий Соловьёв, Михаил Шнейдеров, Виктор Штатланд, Семён Шер, Александр Щекутьев, Александр Эльберт, Алексей Семин (в титрах не указан) и асс. оператора: Мария Сухова. Фильм получил Сталинскую премию первой степени в области литературы и искусства за 1941 год. Согласно Постановлению Совета Народных Комиссаров СССР «О присуждении Сталинских премий в области искусства и литературы за 1941 год» премия первой степени в размере 100.000 рублей присуждена: режиссёрам Леониду Варламову и Илье Копалину, а также кинооператорам — Теодору Бунимовичу, Георгию Боброву, Павлу Касаткину, Анатолию Крылову, Алексею Лебедеву, Моисею Шнейдерову, Александру Эльберту. (Источник: газета Правда. 1942 год, 12 апреля).
2. Для показа в США фильм был адаптирован для американского зрителя: переозвучен и перемонтирован. Название заменили на «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар»). Фильм получил в США специальные премии — Национального совета кинокритиков США и Сообщества кинокритиков Нью-Йорка за лучший документальный фильм о войне в 1942 году. В США фильм был одним из четырех победителей на 15-й церемонии вручения премии «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм». Это был первый в СССР «Оскар». Награды в категории за «Лучший документальный фильм» вручались только в 1943 году. В номинации было представлено 25 документальных лент (как полнометражных, так и короткометражных), из них специальных призов были удостоены четыре, среди которых были документальные картины — «Битва за Мидуэй» («The Battle of Midway»; United States Navy), «Кокода фронтлайн» («Kokoda Front Line!»; Australian News & Information Bureau), «Прелюдия к войне» ( «Prelude to War»; United States Army Special Services) и «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар»).