ФРОНТОВОЙ «ОСКАР»

Газета «Союзное вече» №18 (609), 7-13 мая 2015 года.

ФРОНТОВОЙ «ОСКАР»

02.04.2020


Автор:
Лев Платонов

Опубликовано в газете «Союзное вече» №18 (609), 7-13 мая 2015 года. Фото: "Первый «Оскар», который получила наша страна в 1943 году в номинации «Лучший документальный фильм»". Фото: из архива Музея кино.

С началом Великой Отечественной войны вместе с маршевыми ротами на фронт уходили и операторы кинохроники – передовой отряд нашей кинематографии.

Они проделали весь длинный и тяжкий военный путь от западных границ СССР до берегов Волги и от Волги до Берлина и Эльбы. Многие из них погибли. За время войны кинооператоры отсняли свыше 3,5 миллионов метров плёнки. Они зафиксировали события, ставшие достоянием истории, создали величайшие документальные ценности. К этой сокровищнице и сегодня вновь и вновь обращаются сценаристы и режиссёры. Кроме того, за годы войны было создано и выпущено на экраны более 500 номеров различных киножурналов, 67 короткометражных и 34 полнометражных военных фильма...

18 февраля 1942 года на экраны советских кинотеатров вышел документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Смотрели его и в воинских частях перед отправкой на фронт.

Одним из операторов этой знаменитой киноленты был мой отец – Александр Эльберт. Вспоминаю рассказы матери о его коротких командировках с фронта в Москву, чтобы сдать на студию отснятый материал. О войне говорил мало и неохотно. Наверное, хотел хоть ненадолго спрятаться от неё за стенами родного дома. Но всё же, пусть и скупо, делился с женой пережитым, осмысленным и увиденным там, на войне. В нашем доме до сих пор хранится уникальная реликвия: большой кожаный диплом «Лауреата сталинской премии» первой степени с тиснёными барельефами Ленина и Сталина.

Александр Эльберт производит съемку боевой операции разведчиков. Действующая армия. 1943 год. Фото из частного архива.

Всего их было девять фронтовых операторов[1], снимавших эту картину и заслуживших сталинскую благодарность. Датирован диплом апрелем 1942-го и подписан лично Сталиным. Как рассказывала мать, материальное вознаграждение за фильм составляли  мешок картошки и продовольственная карточка Совета министров, которая очень помогла в те трудные времена.

Необычна дальнейшая судьба этой документальной ленты. О ней забыли на долгие десятилетия, и мало кто в Советском Союзе знал о том, что она получила мировое признание. Картина «Разгром немецких войск под Москвой», как оказалось, стала первым советским фильмом, удостоенным самой престижной на планете кинопремии «Оскар». По рассказам очевидцев, произошло это в ходе пятнадцатой церемонии, проходившей 4 марта 1943 года в Лос-Анжелесе в концертном зале фешенебельного отеля «Амбассадор». Для всех присутствующих это стало настоящей сенсацией. Впервые престижная награда американской киноакадемии вручалась иностранной документальной картине[2]. В новой номинации «лучший полнометражный документальный фильм» победителем оказалась советская лента «Разгром немецких войск под Москвой». На латунной табличке заветной статуэтки выбито: «За героизм Москвы и за работу над фильмом в условиях чрезвычайной опасности». Первый отечественный «Оскар» стал признанием мужества, отваги и творческого подвига советских фронтовых кинооператоров в годы войны, главным и особым оружием которых была кинокамера.

К сожалению, дальнейшая история этого «Оскара» неизвестна – где хранятся статуэтка и диплом, нашла ли награда создателей фильма, знал ли творческий коллектив картины о ней… Очевидно, как было принято в те непростые времена, по соображениям политическим и идеологическим, об «империалистической» премии за советскую картину знали лишь те, «кому положено». А для остальных, тех, «кому не положено», включая и создателей фильма, эту информацию засекретили. Жаль – они были достойны её.

«Я просматриваю его записи к отснятым материалам, присланные с фронта монтажные листы и думаю о том, сколько мирных, наполненных солнцем и теплом кадров мог бы он снять, – говорил о моём отце выдающийся режиссёр Роман Кармен. – Даже в самые суровые дни войны он пытался запечатлеть своей камерой хоть что-нибудь, напоминающее нарушенный мир».

И эти слова кинематографиста, который сам прошёл с кинокамерой по трудным дорогам войны, безусловно, можно отнести ко всем фронтовым операторам.

Отца интересовал прежде всего человек, детали жизни людей на фронте и в тылу. В 1942 году он предложил режиссёру Михаилу Слуцкому сделать фильм об одном дне войны, о том, как работают и как воюют, что переживают, о чём думают люди в тяжкие дни войны. Фильм был создан, и назвали его «День войны». Погиб отец в конце 44-го, в Карпатах, по дороге в отпуск, домой, в Москву. Отпустили его по особому случаю: жену отвезли в роддом. Подвода, на которой он ехал, поравнялась с двумя девочками. Они попросили подвезти их до ближайшей деревни, а места на подводе не было. «Подвезите их, – попросил отец товарищей, ехавших с ним, – а я махну напрямик, быстрее будет, да и поснимаю кое-что».

Поле, через которое он пошёл и где хотел снять картины отшумевшего только что боя, оказалось заминированным. Он подорвался на первой же мине… упал с кинокамерой, которой только что отснял свои последние кадры.

А через две недели появился на свет я, которому не было суждено увидеть отца живым.

_____________________________________
1. Полнометражный документальный фильм режиссёров Леонида Варламова, и Ильи Копалина «Разгром немецких войск под Москвой» снимали 16 операторов: Иван БеляковГеоргий БобровТеодор БунимовичПавел КасаткинРоман КарменАнатолий КрыловАлексей ЛебедевБорис МакасеевБорис НебылицкийВасилий СоловьёвМихаил ШнейдеровВиктор ШтатландСемён Шер, Александр ЩекутьевАлександр ЭльбертАлексей Семин (в титрах не указан) и асс. оператора: Мария Сухова. Фильм получил Сталинскую премию первой степени в области литературы и искусства за 1941 год. Согласно Постановлению Совета Народных Комиссаров СССР «О присуждении Сталинских премий в области искусства и литературы за 1941 год» премия первой степени в размере 100.000 рублей присуждена: режиссёрам Леониду Варламову и Илье Копалину, а также кинооператорам — Теодору Бунимовичу, Георгию Боброву, Павлу Касаткину, Анатолию Крылову, Алексею Лебедеву, Моисею Шнейдерову, Александру Эльберту. (Источник: газета Правда. 1942 год, 12 апреля).
2. Для показа в США фильм был адаптирован для американского зрителя: переозвучен и перемонтирован. Название заменили на «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар»). Фильм получил в США специальные премии — Национального совета кинокритиков США и Сообщества кинокритиков Нью-Йорка за лучший документальный фильм о войне в 1942 году. В США фильм был одним из четырех победителей на 15-й церемонии вручения премии «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм».  Это был первый в СССР «Оскар». Награды в категории за «Лучший документальный фильм» вручались только в 1943 году. В номинации было представлено 25 документальных лент (как полнометражных, так и короткометражных),  из них специальных призов были удостоены четыре, среди которых были документальные картины —  «Битва за Мидуэй» («The Battle of Midway»; United States Navy), «Кокода фронтлайн» («Kokoda Front Line!»; Australian News & Information Bureau), «Прелюдия к войне» ( «Prelude to War»; United States Army Special Services) и «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар»).


Материалы по теме