08.04.2020


Автор:
С. Остроумова

Из книги «Фронтовой кинорепортаж». – НИИ теории и истории кино Госкино СССР, 1977 год. На фото: В. Сущинский снимает в Севастополе. Фото из архива В. И. Фомина.

Благодарим И.Г. Никитину (компьютерный набор текста) за помощь в подготовке материала.

Около 250 кинодокументалистов снимали на фронтах Великой Отечественной войны историческую битву советского народа с гитлеровскими захватчиками. Мы расскажем об одном из фронтовых кинооператоров – Владимире Сущинском.

Он родился 27 сентября 1912 года в городе Саранске в семье ветеринарного врача Сущинского Александра Гавриловича. В Саранское Владимир окончил школу первой ступени, школу-десятилетку и в 1930 г. энергетический техникум. Потом работал техником в Управлении Волжского речного флота в г. Куйбышеве, затем во Всесоюзном тепловом институте; в 1935-1936 годы служил в Красной Армии.

Демобилизовавшись, поступил во Всесоюзный Государственный институт  кинематографии на операторский факультет. Учёбу по ВГИКе он называл лучшими годами своей жизни. Здесь шлифовалось его профессиональное художническое мастество, которое так ярко он проявил в годы воны.

Большое влияние на него оказал старейший русский кинооператор профессор А. А. Левицкий. Сущинский очень любил его и считал своим старшим другом.

Владимир Александрович мало чем отличался от своих  товарищей-студентов. Жил в общежитии, любил Москву, её улицы, театры, увлекался импрессионизмом.

Летом 1941 года, окончив ВГИК, он выехал, в составе съёмочной группы Центральной студии кинохроники, в Сочи. Но разрешения на съёмки долго не было, и группа переехала в Пятигорск, где Сущинский снял свой первый сюжет. Об этой съёмке он писал: «Сегодня днём снимали для «Пионерии» племянницу Лермонтова вместе с пионерами в домике, где жил Лермонтов. Сегодня же снимал место дуэли Лермонтова и Мартынова» (Письмо к М.К. Измайловой от 28 июня 1941 г.).

В Пятигорское и застала его война. Некоторое время группа продолжала съёмки, затем была отозвана Центральной студией кинохроники в Москву. В августе Сущинский был мобилизован в ряды Красной Армии.

Всеми силами Владимир Александрович стремился попасть на фронт; он подаёт заявление о зачислении во фронтовую киногруппу, просит «направить… туда, где развёртываются события (Письмо к М.К. Измайловой от 14 февраля 1942 г.).

В феврале 1942 года его часть была направлена на Карельский фронт. Здесь ему присвоили звание сержанта, он был назначен командиром орудия.

В мае 1942 года Сущинский был зачислен на Центральную студию кинохроники ассистентом оператора 2-й категории. 31 мая он прибывает в киногруппу Волховского фронта, которой руководил А. Лебедев.

Здесь и были сделаны его первые фронтовые киносъёмки. 2-8 июня он снял свои первые 260 метров, составившие три сюжета: «Переправа через р. Волхов», «Клятва гвардейцев» и «Начальник Волховской переправы». Съёмки оказались удачными (все вошли в фильм «День войны»), хотя у оператора не было ещё опыта съёмок в фронтовых условиях. В своих письмах он писал: «Нахожусь на подступах к Ленинграду, привожу в порядок «Аймо». Сегодня вечером выедем на съёмку Слуцкого «День войны». Мне трудно сейчас войти в дела, т.к. ни территории, ни людей я не знаю…» (Письмо к М.К. Измайловой от 2 июня 1942 г.)

Постепенно накапливался опыт. До конца 1942 года Владимир Сущинский снял ещё 12 сюжетов, они вошли в Союзкиножурнал. В своих съёмках оператор стремился показать обстановку переднего края, многообразие фронтовой жизни. В воинских частях привыкли к оператору, люди забывали, что их снимают. Так рождалась правда репортажа.

На Волховском фронте, в 70-ти километрах от Ленинграда, Сущинский делает ряд интересных съёмок: «Год спустя», «Ледостав на Волхове», «Агитатор переднего края» и др. В характеристике, написанной начальником фронтовой киногруппы в конце 1942 года, отмечалось:

«Т. Сущинский в своей работе проявляет напористость, инициативу  и снимает в любой обстановке. Т. Сущинский молодой оператор, в съёмках которого есть признаки настойчивой работы над собой. Т. Сущинский имеет все данные для творческого роста и, по-видимому, обещает стать подлинным корреспондентом хроники».
(Архив Министерства культуры СССР, ф. 4, 1942, оп. 2, д. 1)

Тогда же Сущинскому было присвоено звание инженера-капитана, а 28 января 1943 г. он был переведён из ассистентов оператора 2-й категории в ассистенты оператора1-й категории (Архив Министерства культуры СССР, ф. 1, оп. 3, д. 1, л. 89).

Новый 1943 год ознаменовался новыми творческими успехами. В этом году оператор снял более 10 сюжетов:

«Прорыв блокады Лениграда», «В дивизии генерала Овсянникова», «У засохших лип», «Бои в районе Мги». Особенно выделялась его работа в период прорыва блокады Ленинграда; оператор снимал, находясь непосредственно в боевых порядках войск, осуществлявших прорыв в районе Синявино, снял встречу Волховского и Ленинградского фронтов. За проявленное во время съёмок мужество и отличную операторскую работу был награждён медалью «За оборону Ленинграда».
(Архив Министерства культуры СССР, ф. 31, оп. 1, д. 3, л. 101)

Бытовая сторона фронтовой жизни редко в то время была объектом кинорепортажа, тем интереснее съёмки Сущинского. В Сюжете «У засохших лип» он запечатлел фронтовую прачечную, организованную ивановскими добровольцами-ткачихами.

«Оператор хорошо сумел показать работу прачечной, – отмечали редакторы Главного управления кинохроники в Москве. – Планы женщин, занимающихся стиркой, хороши композиционно. В кадрах очень много воздуха, ощущение свежести природы, это придаёт материалу элемент какой-то чистоты, что служит удачным подчёркиванием темы».
(Личный архив Б.В. Тимофеева)

После прорыва блокады Ленинграда войска Волховского фронта продолжали успешное наступление в районе южнее Ладожского озера.

Наиболее примечательной работой этого периода являются съёмки боёв за Мгу. Здесь в полной мере раскрылось творческое мастерство оператора и его необыкновенное мужество. Сам он писал об этих съёмках:

«Борьба за населённый пункт Поречье и восточную часть дома отдыха шла несколько дней. Это была борьба в траншеях, блиндажах, в развалинах большого посёлка… и характерна это борьба была тем, что проходила она в огненном мешке, созданном нашей и вражеской артиллерией».
(Архив ЦСДФ, Отдел кинолетописи, оп. 3, д. 22, л. 110)

В этих условиях и снимал оператор артиллерийский бой, наступление нашей пехоты (с 23 июля по 18 августа 1943 года).

Обстановка была исключительно сложной. Все позиции противника были расположены на возвышенности, что очень затрудняло действия наших частей. Высокая плотность вражеского огня заставляла бойцов прижиматься к земле. Но мужественный оператор нашёл в себе силы подняться и, стоя, снимал солдат. Сущинский шёл вместе с передовыми частями армии, снимал в траншеях, только что отвоёванных у гитлеровцев.

Снимать приходилось в пасмурную погоду, вечером, в острых ситуациях. Посылая однажды материал на студию в Москву, оператор сделал приписку к монтажному листу:

«Ввиду того, что съёмка производилась в непосредственных боевых условиях – перезарядка некоторых кассет производилась не в перезарядном мешке, т.к. это было невозможно из-за трудностей расположиться и того, что камера, руки, были в кусках грязи и пыли, – возможен брак».
(Архив ЦСДФ, Отдел кинолетописи, оп. 3, д. 22. 112)

Но брака не было.

За проявлённое во время съёмок мужество и творческое мастерство Сущинскому в конце 1943 года было присвоено звание оператора.

После боёв за Мгу на Волховском фронте наступило затишье и Сущинкий обратился к руководству с просьбой перевести его на другой, более активный участок фронта. Эта просьба была удовлетворена, и в начале сентября 1943 года он прибыл на 4-й Украинский фронт в киногруппу М. Трояновского.

«Во время обследования группы руководством киностудии в период боёв за Мелитополь – писалось в одном отчёте – было установлено, что т. Сущинский, добывая боевые кадры, большую часть своего времени проводит в авангарде наступающей пехоты, деля с рядовыми бойцами трудности и опасности боевой жизни».
(Архив Министерства культуры СССР, 1944, ф. 4, оп. 2, д. 2, л. 1)

С войсками 4-го Украинского фронта Сущинский был на Днепре, форсировал Сиваш, снимал освобождение Крыма, пришёл на Карпаты.

С сентября 1943 до конца 1944 года Сущинский снял более 20 сюжетов. Среди них: «Ликвидация последнего левобережного плацдарма немцев на Днепре», «На Сиваше», «Бои за Крым», «Симферополь», «Бои на подступах к Севастополю и в Севастополе», «Материалы к освобождению Польши», «Война идёт на Карпатах», «Гаубицы полковника Павленко на Карпатских высотах» и др.

Во время боёв за левобережье Днепра Сущинский снимал танковые бои, наступление пехоты, врывался вместе с бойцами в окопы врага и превосходно показал возросшую силу удара советских войск и масштабы разгрома гитлеровских армий. За съёмки боевых действий на левом берегу Днепра Сущинскому была присуждена премия.

Оператор думал о новых съёмках. Он писал оператору Г. Асланову:

«За материал февральской прислали телеграмму – сюжет занял первое место и дали премию 3000 рублей. Лучше бы вместо этих 3000 снять ещё 300 метров боевого материала».
(Письмо к оператору Г. Асланову от 22 и июня 1944 г.)

В марте 1944 года Сущинский снимал переправу наших войск через Сиваш. Форсирование Сиваша, как и съёмки, проводились в чрезвычайно трудных условиях, под непрерывным обстрелом вражеской артиллерии и авиации. Аппарат оператора запечатлел мрачную водную пустыню. Через Сиваш переправляется артиллерия, танки, подразделения автоматчиков, миномётчиков, артиллеристов; вязнут в грязи ноги бойцов, навёртываются комья грязи на колёса машин, но, преодолевая все трудности, пехота и такнки на паромах, лодках и вброд идут через Сиваш – «ворота Крыма». Эти кадры производят огромное впечатление и надолго остаются в памяти.

В апреле 1944 года Сущинский снимал бои в Крыму. Снова оператор видел великий труд воинов, стойкость и выдержку наших людей и всё это фиксировал на плёнку. В монтажном листе, где Сущинский описывал снятое в Крыме, есть примечание:

«Ввиду того, что 8/V-44 г. в самом начале наступления я был контужен разорвавшимся снарядом при артналёте, – съёмочный материал неполный».
(Архив ЦСД, Отдел кинолетописи, оп. 4, д. 33, л.95)

Оператор не мог ходить, у него была контузия позвоночника. Но фронт стремительно продвигался вперёд и Сущинский занял место в танковых частях, которые с боями двигались к югу. Он снимал из люка танка.

В мае 1944 года, снимая бои за Севастополь, он вошёл в город в рядах 2-го батальона 843-го стрелкового полка и снял первый ворвавшийся в город танк и водружение красного флага над Севастополем. Это был, как говорили тогда, «репортаж высокого качества».

Решением ВЦСПС и Комитета по делам кинематографии при СНК СССР Сущинский был отмечен как победитель социалистического соревнования фронтовых кинооператоров. Вместе с частями Красной Армии оператор пошёл на Карпаты, снимал освобождение Польши, бои за Ужгород.

В Ужгород он попал одним их первых, вместе с танковыми частями. Посылая плёнку в Москву, он писал:

«В настоящий материал входят съёмки событий, развёртывавшихся перед наступающей танковой бригадой. Стремительность движения вперёд и нахождение оператора среди десанта на танке, следить с которого и заниматься съёмкой попадающихся интересных эпизодов было невозможно, делают материал отрывочным, неполным. Возможно, найдутся и совершенно несвязанные планы. Надеюсь на имеющийся у других операторов материал и выражаю надежду, что в общем комплексе эти отдельные планы свяжутся».
(Архив ЦСД, Отдел кинолетописи, оп. 4, д. 41, л. 134)

В этом замечании весь Сущинский: снимая материал, он не думал об опасности, грозившей ему, а беспокоился только о том, чтобы материал как можно лучше отражал происходящие события.

В снятом в конце 1944 года сюжете «Гаубицы полковника Павленко на Карпатских высотах» оператор выразительно показал работу орудийных расчётов прославленного артиллерийского полка, пришедшего от Кубани. Сюжет был принят для журнала «Новости дня», оператору была присуждена премия. В конце 1944 года Сущинский был награждён орденом Красного Знамени. За выдающиеся съёмки на фронтах в 1943-1944 годы ему было присвоено звание Лауреата Государственной премии.

1 января 1945 года Сущинский был переведён в киногруппу М. Ошуркова (1-го Украинского фронта). С частями фронта оператор прошёл Польшу и Чехословакию. По-прежнему он входил в город с передовыми частями. К этому времени он вырос в крупного мастера документальных съёмок, самоотверженно, мужественно выполнял свой долг перед Родиной, был примером талантливого и смелого фронтового кинорепортёра, заслуженно пользовался уважением своих товарищей-хроникёров, бойцов и командиров частей и соединений, где ему приходилось работать.

В январе 1945 года Сущинский снял три сюжета: «Победы на высоте Ченстохов», «Краков», «Катовицы». Все эти сюжеты были отмечены премиями.

В феврале части 1-го Украинского фронта подошли к Бреслау (Вроцлаву). Город был приспособлен врагом для длительной обороны. Жестокое сражение развернулось на улицах. Бои шли за каждый перекрёсток, за каждый дом, за груды развалин.

Во время съёмок боёв за Бреслау Владимир Сущинский погиб. За проявленную безграничную храбрость и высокое профессиональное мастерство В. А. Сущинский посмертно был награждён Орденом Отечественной войны 1-й степени. Приказом Комитета по делам кинематографии при СНК СССР от 12 марта 1945 года Центральной студии документальных фильмов было предложено «смонтировать из лучших работ Сущинского спецвыпуск для показа среди работников советской кинематографии в учебных целях» (Архив Министерства культуры СССР, ф. 31, оп. 1, д. 37, л. 37).

В мае 1946 г. на экраны вышел документальный фильм «Фронтовой кинооператор» режиссёра М.Е. Славинской, в него были включены кадры из лучших съёмок Сущинского, начиная с Волховского фронта и кончая боем за Бреслау.

Боевой кинорепортаж Владимира Сущинского с фронтов Отечественной войны вошёл в золотой фонд летописи героической борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками.

Могила Владимира Сущинского под номером 14 на участке советских солдат на кладбище Куле (Ченстохов). 2020 год. Фото польских краеведов Мацея Хышко и Збигнева Бернацкого.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ФРОНТОВЫХ КИНОСЪЁМОК В.А. СУЩИНСКОГО

1942 год

2 июня. «Переправа через р. Волхов»

11 июня. «Клятва гвардейцев», 30 м.

12-13 июня. «Начальник Волховской переправы», 197/159 м (в числителе – метраж негатива, в знаменателе – метраж позитива).

13-14 июня. «Окопная рация».

13-14 июня. «Неотправленное письмо»,60 м.

15 июня. «Дзоты летят на воздух», 35 м.

15 июня. «Фронтовой дом отдыха, 100/62 м.

12 июля. «Слёт снайперов», 270 м.

14, 16 августа. «Советские патриотки», 130/130 м.

15 августа. «Славный юбилей», 70/70 м.

31 августа. «Листовка», 210м.

25-31 августа. «Агитатор переднего края».

15 октября. «Отважные побеждают», 130/100 м.

20 октября-3 ноября. «На подступах к Ленинграду», 107/107 м.

24 октября. «Герой огневых наступлений», 130/55 м.

21 ноября. «Ледостав на Волхове», 103/35 м.

25-27 ноября. «Год спустя», 130/100 м.

1943 год

3 января. «Встреча, митинг ленинградцев и волховцев», 130 м.

1 февраля. «Материалы к прорыву блокады Ленинграда», 80/80 м.

2-9 февраля. «Наши асы», 89 м.

6 февраля. «В дивизии генерала Овсянникова», 105/105 м.

18 февраля. «Южнее Ладожского озера», 337/316 м.

23 апреля. «Севернее озера Ильмень», 268/115 м.

17 мая. «У засохших лип» 140/110 м.

25 июня. «Поиск белой ночью», 160 м.

25-27 июня. «Боевая красноармейская», 119/113 м.

8 июля. «Делегаты героического Ленинграда у воинов Волхова – защитников Ленинграда», 185 м.

23-25 июля. «Наступление в районе Мги», 180 м.

13-14 августа. «Наступление к Мге», 130 м.

18 августа. «К боям в районе Мги», 150 м.

Декабрь. «Раскопка могил и ям, скрывавших зверств немецких захватчиков в г. Мелитополе», 30 м.

1944 год

22 января. «Снайперы в наступлении. Иван Бочаров», 140/130 м.

Январь. «Ликвидация немецкого плацдарма на левобережье», 202/174 м.

7-9 февраля. «К разгрому последнего немецкого плацдарма на левобережье», 320/315 м.

1-12 марта. «На Сиваше».

8-10 апреля. «Бои за Крым».

2 апреля. «В Бахчисарае», 210 м.

13 апреля. «В Симферополе», 210 м.

23-25 апреля. «На подступах к Севастополю», 180 м.

6 мая. «Фронтовая выставка художников 4-го Украинского фронта», 211/185 м.

10 мая. «Бои на подступах к Севастополю и в Севастополе», 490/200 м.

14 мая. «Митинг в освобождённом Симферополе».

22-23 мая. «Форсирование Сиваша. Штурм Турецкого вала».

10 июня. «Открытие памятника погибшим при форсировании Сиваша».

Июль. «Митинг во Львове», 150/137 м.

9-16 сентября. «Война идёт на Карпатах».

21 сентября. «Война идёт по Карпатам», 500/560 м.

Октябрь. «Материал к освобождению Польши», 150/105 м.

Ноябрь. «Бои за Ужгород и в Ужгороде», 420/380 м.

7 ноября. «7 ноября в Закарпатской Украине», 155/135 м.

12, 14, 15 ноября. «Гаубицы полковника Павленко на Карпатских высотах», 170/155 м.

12, 15, 16 декабря. «К боям за г. Кошица», 250/250 м.

1945 год

18 января. «Победа за Вислой – г. Ченстохов», 445/341 м.

22 января. «Краков», 240/636 м.

29 января. «Катовицы», 704/636 м.

22 февраля. «Бои  за Бреслау». 550 м.

 


Материалы по теме