18.04.2020


Автор:
Д. Фирсова, Г. Гурков

Генрих Иосифович Гурков (13 июня 1933, Москва — 14 февраля 1994, Москва). Лауреат журналистских премий и призов кинофестивалей. Член СК СССР — СК России. Член КПСС.
Микоша (Фирсова) Джемма Сергеевна (27 декабря 1935, Самарканд — 08 мая 2012, Москва) — актриса, кинорежиссер, общественный деятель. Лауреат Государственной премии СССР (1973) и Ленинской премии (1980). Член СК СССР — СК России. Беспартийная.

Опубликовано: «СВИДЕТЕЛЬСТВО ОБВИНЕНИЯ» (Изд-во «Знание», Москва, 1983, 64 с.). Physicists at a Manhattan District-sponsored colloquium at the Los Alamos Laboratory on the Super in April 1946.

Продолжение.

…Ослепительный свет необычайной, неземной яркости залил тучи и горы в районе Аламогордо, в пустынном уголке штата Нью-Мексико. Огненный шар превратился в зловещее облако, напоминавшее своей  формой некий чудовищный гриб. Часы показывали 5 часов 30 минут утра. Начинался день 16 июля 1945 года. День рождения атомной бомбы.

Застыв, словно в столбняке, вцепился в одну из стоек контрольного поста и, не отрываясь, смотрел на клубившееся, менявшее форму ядовитое облако Юлиус Роберт Оппенгеймер, научный руководитель «сверхлаборатории», которой было поручено реализовать носивший гриф высшей секретности Манхеттенский проект. Биографы бомбы и её творцов утверждают, что в этот момент ему вспомнилась строка из древнего индийского эпоса: «Я становлюсь смертью, сокрушительностью миров». Так говорил божественный Кришна, повелевающий судьбами смертных. Пройдут годы, и «отец атомной бомбы» Оппенгеймер, бесконечно уставший, морально опустошённый, изломанный преследованиями тех, кому он вложил в руки чудовищное оружие, произнесёт горькие слова: «Мы сделали работу за дьявола».

Да, никто до момента взрыва не мог с полной достоверностью предсказать, подтвердятся или будут опровергнуты предварительные расчёты. Одно было ясно любому из учёных, имевших отношение к Манхэттенскому проекту: в арсенал средств уничтожения вошло новое оружие, принципиально отличающееся от всех прежних.

Прежние убивали человека, многих людей.

Это было способно убить человечество.

 «…В 40-50 метрах от сада Сюккеён, напротив радиостанции, стояла обугленная женщина. Огонь поразил её на бегу, одна нога ещё была приподнята, а в руках женщина крепко сжимала ребёнка…»

«…В районе Матоба мы оказались перед кварталом, где по обеим сторонам улицы стояли храмы. Теперь здесь было море огня. Пути вперёд не было, только узкая тропинка, да и та вряд ли проходимая. Одежда, которую мы раньше смочили водой, уже высохла и могла вот-вот вспыхнуть от пожара. Но нельзя было терять время. Мы снова смочили одежду водой, которую нашли в бомбоубежище, и отчаянно побежали сквозь огонь. Я молилась, просила бога помочь мне. Когда же мы добежали до места, мы оглянулись и посмотрели назад. То было самое ужасное зрелище, которое я когда-либо видела в своей жизни. Даже там, где мы остановились, повсюду лежали мёртвые тела…»

«…Человек, лежавший на спине на улице, видимо, погиб, как только сбросили атомную бомбу. Его рука была поднята к небу, и пальцы горели странным голубым пламенем…»

Мы цитируем воспоминания очевидцев атомной бомбардировки Хиросимы, собранные Японской радиовещательной корпорацией. Многие из тех, кто прислал воспоминания, – инвалиды. Они были искалечены 6 августа 1945 года. В день, когда пилотируемый командиром 509-го авиаполка 20-й1 воздушно армии США полковником Тиббетсом бомбардировщик «В-29», носивший имя «Энола Гей», в 2 часа 45 минут по местному времени стартовал с острова Тиниан, а в 9 часов 15,5 минуты сбросил над Хиросимой бомбу, которую кощунственно окрестили «Малыш».

В сентябре 1976 года отставной генерал ВВС Тиббетс, ныне президент одной компании в штате Огайо, принял участие в имитации атомной бомбардировки Хиросимы над техасским городом Харлинген. Жертв, естественно, не было. А когда репортёры спросили о 6 августа, о Хиросиме, Тиббетс, краснощёкий плотный солдафон с круглыми, как пуговицы глазами, заявил: «Я не провёл ни одной ночи без сна из-за того, что осуществил бомбардировку Хиросимы. Поседел я лишь теперь, занимаясь бизнесом».

МНЕНИЕ УЧЁНОГО

«Наш мир стоит перед кризисом, всё значение которого ещё не постигли те, кому дана власть выбирать между добром и злом. Освобождённая от оков атомная энергия всё изменила; неизменным остался лишь наш образ мыслей, и мы, безоружные, движемся навстречу новой катастрофе».

Альберт Эйнштейн

Трудно представить себе политика или военного, который держа курс на войну, исходил бы при этом из поражения собственной страны или собственного лагеря. Но во что обойдётся победа? Предварительный расчёт потерь никогда не был точен, и цена победы неизменно оказывалась много выше, чем предполагалось, не говоря уже о цене непланировавшегося поражения. История однозначно это подтверждает.

Вот горькие и красноречивые цифры: в войнах XVIII века в Европе погибло 3 миллиона человек; в войнах XVIII века – 5 миллионов; в войнах XIX века – 6 миллионов.

Потом наступил XX век со своими масштабами войн и жертв.

Первая мировая война 191-1918 годов – 10 миллионов погибших.

Вторая мировая война 1939-1945 годов – 50 миллионов.

Но возможно ли учесть все потери, которые наносит война, которые увечат жизни народов через годы и десятилетия после того, как отгремят победные салюты?

Война – это солдаты, погибшие, не успев стать отцами. И это – неродившиеся дети. В 1954-1955 учебном году в советских школах в первых четырёх классах обучалось на 6 миллионов 970 тысяч детей меньше, чем 1950-1951 учебном году. На сорок процентов меньше! Перепись 1959 года даёт такие сведения: мужчин в СССР насчитывается 45 процентов ко всему населению. Женщин соответственно – 55 процентов. Женщин на 20,7 миллионов больше. Была война…

СТАТИСТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Соединённые Штаты Америки за всю свою историю, с 1776 года, потеряли в войнах 650 тысяч человек – меньше, чем ленинградцы за 900 дней блокады. В ходе второй мировой войны жертвы среди гражданского населения США составили шесть человек, случайно убитых при взрыве японской бомбы.

По подсчётам экономистов, за годы второй мировой войны Советский Союз лишился около 30 процентов своего национального богатства. Национальное богатство Англии уменьшилось на 0,8 процента, Франции – на 1,5 процента. Для США она означала бум в экономике, в результате которого их удельный вес в промышленном производстве капиталистического мира возрос с 1,4 процента в 1937 году до 62 процентов в 1947 году.

Не о войне думал наш народ. Но она была навязана нам – та долгая война, которая получила название «холодной».

Сам термин «холодная война» был изобретён советником по внешнеполитическим вопросам правительства США банкиром Бернардом Барухом, а в широкий обиход пущен известным американским публицистом Уолтером Липпманом, озаглавившим так серию своих статей.

Датой официального объявления «холодной войны» принято считать речь Уинстона Черчилля в марте 1946 года в американском городке Фултоне – речь, произнесённую перед избранной аудиторией во главе с Гарри Трумэном. Черчилль, в первые годы Советской России призывавший «задушить большевистское дитя в его колыбели», фактически лишь модифицировал свой тогдашний призыв, приспособив его к условиям ядерного века.

…Уинстон Черчилль стоял рядом с улыбающимся Трумэном на веранде своей фултонской резиденции и поднимал перед камерами руку с образующими букву V пальцами. V – первая буква английского слова «виктории» – «победа». V – первая буква немецкого слова «фергельтунгсваффе» – «оружие возмездия». Сокращённо – «Фау».

1115 ракет типа «Фау-1» и «Фау-2» достигли Великобритании, неся смерть и разрушение, в том числе 60 обрушились на страну Черчилля в первую неделю января 1945 года. Ко времени фултонской речи конструктор «Фау» Вернер фон Браун уже несколько месяев работал в США, куда была доставлена техническая документация из нацистского исследовательского центра Пенемюнде. Противники становились союзниками, союзники – противниками. Замышлялись новые ракеты, которые должны были полететь к новым целям. А для начала в США был опробован и испытанный аппарат – «Фау-2»…

ДЕКЛАРАЦИИ О НАМЕРЕНИЯХ

Гарри Трумэн: «Хотим мы этого или не хотим, мы обязаны признать, что одержанная нами победа возложила на американский народ бремя ответственности за дальнейшее руководство миром». Уолтер Липпман: «В наше время всё яснее и яснее будем видеть, что существует новая держава, которой как стране, обеспечивающей мир, суждено быть преемником Рима и Британии, и что её миссия состоит в том, чтобы приготовить себя для выполнения этого предназначения. Я говорю, конечно, о Соединённых Штатах Америки».

На полях сражений второй мировой войны солдаты антифашистского фронта сражались насмерть, веря, что само понятие «война» после разгрома фашизма исчезнет из жизни человечества. Что может быть потом, кроме мира? Какие ещё нужны кровавые уроки?

Шёл 1943 год, когда аккуратный человечек с оттопыренными ушами и зализанным пробором по фамилии Форрестол, в ту пору заместитель военно-морского министра США, рассуждая о послевоенном устройстве, изрёк следующую сентенцию: «Понятия «безопасность» больше не существует, вычеркнем это слово из нашего лексикона. Запишем в школьные учебники изречение: мощь, подобно богатству, либо используется, либо утрачивается». Сам он, естественно, не предлагал её утратить. Он намеревался её использовать…

Психиатры ещё не приглядывались к Форрестолу. Позднее, когда он станет министром обороны, они это сделают. Прыжком в окно госпиталя Форрестол завершит свою карьеру, и опасная должностная близость одержимого антикоммунизмом маньяка к кнопке ядерной войны не приведёт к вселенской катастрофе. Он уничтожит себя, не успев уничтожить мир.

Находясь на посту министра обороны Форрестол 10 июля 1948 года потребовал представить правительству «всестороннюю оценку национальной политики» в отношении Советского Союза. Аналитический документ под названием «Цели США в отношении России» был утверждён 18 августа 1948 года как совершенно секретная директива Совета национальной безопасности, носившая номер 20/1. Она была рассекречена и впервые опубликована в США в 1978 году. Заглавный тезис, касающийся, как подчёркивается в документе, «основных целей в отношении России», звучит так: «Свести до минимума мощь и влияние Москвы…» Далее следует расшифровка этого тезиса: «Речь идёт прежде всего о том, чтобы Советский Союз был слабым в политическом отношении по сравнению с внешними силами, находящимися вне пределов его контроля».

Как достичь этого?

Атомной бомбе, монополией на которую политики и военные США предполагали пользоваться достаточно длительное время, отводилась функция главного «аргумента».

В 1949 году комитет начальников штабов разработал план войны под кодовым названием «Дропшот». Первый этап войны стратегами из Вашингтона рисовался так: 300 атомных и 250 000 тонн обычных бомб должны были превратить в руины важнейшие советские города, уничтожить до 85 процентов советской промышленности и подготовить вторжение в СССР наземных сил созданного к тому времени Североатлантического пакта. В комментариях исследователей, получивших доступ к тайным планам Пентагона через четверть века после их составления, подчёркивалось: «Дропшот» был не только планом атомного разгрома России, но предусматривал оккупацию громадной страны американскими войсками и уничтожение корней большевизма».

Когда Роберту Оппенгеймеру вручали грамоту «За заслуги», которой была  награждена Лос-Аламосская лаборатория, он в ответной речи сказал: «Если атомным бомбам будет суждено пополнить арсенал средств уничтожения, то неминуемо наступит время, когда человечество проклянёт слова «Лос-Аламос» и «Хиросима». Люди нашей планеты должны объединиться, или они погибнут. Ужас и разрушения, посеянные последней войной, диктуют нам эту мысль. Взрывы атомных бомб доказали её со всей жестокостью».

Среди работавших в Лос-Аламосе был физик Эдвард Теллер. В 1946 году от выступил перед коллегами с лекцией о возможности создания водородной бомбы, мощь которой теоретически безгранична. Рядом с супербумбой, которую Теллер нежно именовал «деткой», хиросимская бомба выглядела бы чем-то вроде детской хлопушки.

В 1949 году вопрос о термоядерном оружии обсуждался в правительстве США.

Против проектов создания водородной бомбы выступили известнейшие учёные Америки, включая Оппенгеймера. Ферми призвал президента Трумэна публично отказаться от создания термоядерного оружия и обратиться к СССР с предложением принять такое же обязательство.

Решение руководства США, как и следовало ожидать, оказалось иным. Что мог знать тот же Ферми о готовом уже плане «Дропшот», в который столь логично вписывалась «детка» Теллера? 31 января 1950 года Трумэн отдал Комиссии по атомной энергии приказ: начать работы по созданию водородной бомбы. 1 ноября 1952 года на маленьком островке посреди Тихого океана было взорвано устройство, в ту пору ещё слишком громоздкое, чтобы его можно было доставить куда-либо самолётом. Водородная бомба существовала.

ФОРМУЛА УСПЕХА?

Журнал «Ю.С. ньюс энд Уорлд рипорт»: «Правительственные планировщики считают, что они нашли магическую формулу для почти бесконечных хороших времён. Они начинают задаваться вопросом, не существует ли в конце концов чего-то вроде вечного двигателя… «Холодная война» – вот катализатор. «Холодная война» – автоматическое экономическое подспорье. Поверните кран, и публика потребует новых затрат на вооружение… Если полностью использовать потребности «холодной войны», они окажутся почти безграничными».

Итак, «Холодная война» в качестве «вечного двигателя» экономики, науки, техники? В качестве средства обеспечения благополучия США?

АРГУМЕНТ ПРОТИВ

Американский писатель Д. Аллен: «С одной стороны, мощный толчок получило военное применение атомной энергии, развивающее лишь в одном направлении науку и технику, с другой стороны, было сильно замедлено развитие науки в целом и применение её достижений в широких областях экономического и социального прогресса. Ядерная наука в Соединённых Штатах является военнопленным, которому лишь иногда, но обязательно под надзором, разрешают выходить из тюрьмы на прогулку…»

«Холодная война», развязанная империализмом, лихорадочно раскручивала механизмы гонки вооружений. Новые и новые системы оружия запускались на конвейер. Действие вызывало противодействие, на оружие отвечали антиоружием, а на антиоружие – антиоружием.

Хроника гонки вооружений даёт однозначный ответ на вопрос: кто был инициатором, кто виноват?

Стокгольмский международный институт по исследованию проблем мира (СИПРИ) выделяет следующие значительные рубежи в послевоенной гонке вооружений:

1945 год. США испытывают и применяют атомную бомбу. Через четыре года атомное оружие создаёт Советский Союз.

1952 год. Соединённые Штаты первыми производят термоядерный взрыв. Через год Советский Союз испытывает транспортабельную термоядерную бомбу.

1957 год. В октябре Советский Союз запустил первый в мире искусственный спутник Земли. Западные эксперты расценивают это как опережающий рывок в создании межконтинентальных ракет. В комментариях политиков, учёных, военных отмечалось, что до этого США могли рассчитывать на свою географическую неуязвимость.

1960 год. Вступает в строй первая американская атомная подводная лодка с баллистическими ракетами. Советский Союз приступает к созданию своего подводного ракетного флота через четыре года.

1970 год. США начинают оснащать межконтинентальные баллистические ракеты разделяющимися боеголовками. Через пять лет развёртывание аналогичных систем начал Советский Союз…

День сегодняшний: нейтронная бомба, крылатые ракеты, самолёты-«невидимки»… Инициаторами создания новых систем оружия снова выступают Соединённые Штаты.

Миф о техническом и научном отставании СССР похоронен. Но стремление продолжать политику с позиции силы не было сдано в архив.

ВОЗЗВАНИЕ К РАЗУМУ

«Мы должны научиться мыслить по-новому. Мы должны спрашивать себя не о том, какие шаги надо предпринять для достижения военной победы того лагеря, к которому мы принадлежим, ибо таких шагов больше не существует; мы должны задать себе другой вопрос: какие шаги можно предпринять для предупреждения военного конфликта, исход которого будет катастрофическим для всех его участников».

Это строки из манифеста Рассела-Эйнштейна – документа, с которым обратились к мировой общественности выдающиеся учёные. Строки эти написаны более четверти века назад. Они сегодня актуальнее, чем когда-либо…

Продолжение следует...