Операторы и работники фронтовых киногрупп. Котляренко Леонид Тихонович


Операторы и работники фронтовых киногрупп. Котляренко Леонид Тихонович

09.03.2020

В. И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с.   734-735 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото из архива автора. 

Котляренко Леонид Тихонович (1917–1969).                     

Оператор документального кино. Русский. Член ВЛКСМ. Окон­чил с отличием операторский факультет ВГИКа в 1940. Начал ра­ботать на Центральной студии кинохроники.

С июня 1941 г. – ассистент оператора первой категории на Юж­ном фронте, с сентября 1942 г. – оператор Закавказского, затем Северо-Кавказского фронтов.

«Являясь ассистентом, – отмечало начальство в его служеб­ной характеристике, – непрерывно снимает самостоятельно, до­бивается ярких съемок боевых эпизодов. В горах Кавказа бле­стяще заснял операцию по разгрому немецкого отряда, показав в съемке немецких солдат в бою, уничтожаемых нашими автоматчиками, что, учитывая сложность военных съемок, достигается чрезвычайно редко. Проявляет энергию, иници­ативу».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 115. Л. 12.)

С октября 1944 г. Котляренко был переведен в киногруппу 2-го Белорусского фронта. И тут его работа оценивалась очень строгим Трояновским почти стихами:

«Тов. Котляренко хороший оператор, его фронтовые съемки, как правило, отражают углубленную вдумчи­вую работу автора над темой.

За время работы на 2-м Белорусском фронте с июля 1944 г. он сделал ряд хороших сюжетов, связанных как с освобождением Белоруссии, так и с операциями в Польше.

Особенно хорош был его материал – форсирование Нарева и бои за Рожан.

Его работа в период зимнего наступления мною оценена быть не может, так как от­зывов о материале мы еще не имеем. При оценке этого периода его работы необходимо учесть, что ему пришлось быть на очень сложном и оказавшемся неблагодарным с изо­бразительной и событийной точек зрения направлении.

Характеризуя поведение и облик оператора Котляренко, надо особо подчеркнуть его скромность, дисциплинированность и большую требовательность к себе. Отмечая отсут­ствие каких-либо отрицательных моментов в поведении Котляренко за весь отчетный период, подчеркиваю, что его положительный облик оператора-фронтовика служит при­мером для других в группе.

В дополнении к этой положительной оценке надо прибавить, что Котляренко смелый опе­ратор. Имеет 8 боевых вылетов на разных самолетах, в том числе, и на штурмовиках. Свою смелость проявлял неоднократно, например, работая в сложных условиях летней операции по окружению противника восточнее Минска, когда фактически не было фронта и тыла, а всюду в лесах находились группы противника. Имея задание снимать ликвидацию этой группировки, он с оператором Смирновым и шофером, втроем, ездили по дорогам и лесам, выискивая эпизоды вылавливания немцев. Натыкались на них сами, брали в плен и параллельно снимали.

Можно было бы привести еще ряд примеров смелой работы, как в Польше, так и в Восточной Пруссии.

Котляренко – один из операторов, которые в своей практической работе постоянно от­талкиваются от тех знаний, которые ими приобретены в киноинституте. Другие операторы группы часто к нему обращаются за всевозможными справками по вопросам техники съемки и другим профессиональным вопросам.

Военным советом фронта Котляренко награжден орденом Красной Звезды. Котляренко достоин перевода в операторы второй категории.

Начальник киногруппы 2-го Белорусского фронта (Трояновский).

19 марта 1945 г.».

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 72.)

После войны – оператор ЦСДФ.

Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени, медалью «За отвагу».


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ

Снимает Леонид Котляренко. Южный фронт. 1943 год. Фото из архива автора.

«ОГНЕВОЙ ШКВАЛ» (НОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОГНЕМЕТЧИКОВ)

1 сентября 1943 г.

Северо-Кавказский фронт

Монтажный лист № 1121

Асс. оператора: С. Стояновский, Л. Котляренко

Снято 150 метров, пленка «Изопанхром», эм. № 134

(Пленка списывается по 75 метров с каждого оператора)

Для дикторского текста

С горной местности северо-восточнее Новороссийска противник укрепил свой перед­ний край большим количеством дзотов, опоясался колючей проволокой, глубоко зарылся в землю. Успешную борьбу с немецкими огневыми точками ведут наши огнеметчики. Действуя в составе штурмовых групп, огнеметчики прорываются вплотную к дзотам и запускают огнен­ную струю в амбразуры. От такого огненного «душа» немцам в земле становится основатель­но жарко, и редко кто из них потом может поделиться своими впечатлениями о пережитом.

Снято:

Наблюдательный пункт огнеметного батальона. За укрепленной полосой противника, за­секая огневые точки, ведут наблюдение майор Сухих – командир сводного огнеметного батальона, лейтенант Булейко (отмечает огневые точки на схеме) и старший лейтенант Кобзарев.
Через каше бинокля мы видим один за другим несколько немецких дзотов и систему проволочных заграждений.
Огнеметчикам совместно с штурмовыми группами приказано уничтожить засеченные вражеские дзоты. На выполнение боевого задания идут штурмовые группы. В строю вид­ны фигуры огнеметчиков с баллонами за спиной. Наступившая темнота дала возможность незаметно нашим бойцам пробраться вплотную к вражеской обороне. Видно, как вперед устремились штурмовые группы автоматчиков и гранатометчиков. Растерявшиеся нем­цы не успели даже открыть огня. Энергичными бросками штурмующей группы сожгли и разрушили несколько вражеских огневых точек.
Утром следующего дня с наблюдательного пункта были видны результаты ночного удара. Клубы дыма поднимались над тем местом, где еще вчера были немецкие укре­пления. Лейтенант Булейко вычеркивает из схемы вражеской обороны уничтоженные дзоты противника.

Асс. оператора С. Стояновский, Л. Котляренко.

Снято в районе высоты 114,1 северо-восточнее Новороссийска.

Подлинник. Машинопись. Подпись – автограф.

Подчеркнутые строки зачеркнуты цензурой.

«НА КУБАНИ ПРОРВАНА НЕМЕЦКАЯ ОБОРОНА – "ГОЛУБАЯ ЛИНИЯ"»

20 сентября 1943 г.

Северо-Кавказский фронт, 56-я армия

Монтажный лист

Ассистенты операторов: Л. Котляренко, С. Стояновский

Снято – 425 метров, пленка – «Панхром», эм. №№ 134, 154, пленку списать с Котляренко – 350 м, со Стояновского – 75 м

Снято:

  1. Действия 22-го стрелкового корпуса.

1) Перебежки бойцов, автоматчиков, пулеметчиков, минометчиков на рубежи штурма «Голубой линии».
2) Проходы танков с десантами через боевые порядки наступающих рот на рубеже накопления. 3) Окапывание бойцов на достигнутых позициях. 4) Атака – бросок батальона с фланга обороны противника.

  1. Действия 63-й отдельной танковой бригады.

1) Проходы танков, которые развертываются для атаки.
2) Высадка танкового десанта (мотострелкового батальона) на нейтральной полосе.
3) Штурм танками, во взаимодействии с пехотой, вражеских высот.

  1. «Голубая линия».

1) Трупы немцев в месте прорыва.
2) Подбитые орудия и танки врага.
3) Инженерные сооружения: проволочные заграждения, бетонированные доты, система дзо­тов, траншей с огневыми ячейками, хода сообщения полного профиля, минные поля.

Немцы назвали ее многозначительно – «Голубой линией». Она должна была олице­творять их надежды на Кубани. Они расхваливали ее своим солдатам и офицерам, а те хвастались укреплениями, мощью инженерных сооружений и заграждений, силой и системой огня.
Долго создавалась эта линия. Еще когда бои велись на дальних подступах, немцы сгоняли сюда население, рыли траншеи, строили блиндажи, доты и дзоты.
Но мы взяли ее. Вот она, эта линия. Из этих траншей уже не изрыгается металл. Линия мертва. Сила советского оружия, воля наших бойцов и командиров оказались крепче бетона. Советские воины прорвали «Голубую линию» и отбросили противника на Запад.[1]

  1. Трагедия кубанских станиц.

1) Станица Молдавская.

Все население от грудного ребенка до глубоких стариков гитлеровцы угнали в раб­ство. Все в станице – от самой маленькой хатки до колхозных и общественных зданий – совершенно разрушено. В станическом театре (большое 2-этажное здание) устроили ко­нюшню, а при отходе немцы его подорвали. Подорвали колодцы, сплошь минировали тропинки, дороги, улицы, дворы и огороды. Станица мертвая, не осталось ничего живого.

2) Станица Киевская.

Эта станица также превращена гитлеровцами в пустыню. В цветущей кубанской ста­нице все взорвано, сожжено, разрушено. Школу и здание стансовета фашисты разрушили для строительства кирпичной дороги (сняты полуразобранные стены). Для этой же цели они заставляли население разбирать печи. Сначала трудоспособное население угнали в фашистское рабство, а потом выселили всех и все имущество разграбили. Гитлеровские разбойники предпочли грабить без свидетелей.

В материале имеются съемки станицы Баканской. Сняты следы прямых попаданий наших бомб во вражеские эшелоны.

Оператор Котляренко.

Ассистент оператора Стояновский.

Подлинник. Машинопись.

___________________________
1. Материал этих съемок получил высокое одобрение Главкинохроники. В заключении руководства Главка говорилось: «Панораму танковой атаки мы расцениваем, как безус­ловную удачу операторов. Эти кадры производят сильное впечатление. Огонь, который ведут массы движущихся машин, десантники, приготовившиеся к бою, соскакивающие с танков, засняты с большой выразительностью. Тов. Котляренко и Стояновский дали в этих съемках представление об основных осо­бенностях преодоления “Голубой линии” – массированном танковом наступлении, силе вражеской обороны. Хуже, поверхностно заснята прорванная немецкая укрепленная полоса. Не отсняты укрепления, окопы, блиндажи». (ГЦМК. Ф. 26.)

 «АТАКА ТАНКОВ НА ТАМАНСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ»

16 октября 1943 г.

Северо-Кавказский фронт

Монтажный лист

Эпизод для фильма «Битва за Кавказ и Кубань»

Кинооператор: Л. Котляренко[1]

Пленка – «Панхром», эм. № 154

Снято – 110 метров

Сняты действия 5-й гвардейской Новороссийской танковой бригады.
Массированным ударом танки атакуют позиции противника. В процессе боя с танков сбрасывается десант, который действует на берегу моря. Показаны действия 414-й Анапской стрелковой дивизии. Атака вражеских высот.

Примечание: материал снят совместно с кинооператором тов. Пойченко.

Кинооператор Котляренко.

Подлинник, машинопись. Подпись – автограф.
_________________________
1. Операторы Котляренко и Пойченко снимали на пленке, которая не может обеспечить высокое фотографическое качество – это СЧС-2 с бедным содержанием серебра. Судя по многим сделанным пробам, материал интересен, так как снимался в сильный песчаный бу­ран (Новороссийский норд-ост). Операторы приняли все меры, чтобы сделать правильную экспозицию, но боюсь, что из-за низкого качества пленки материал будет серым.
Необходимо в лаборатории принять все меры для максимально контрастной проявки.
Начальник киногруппы СКФ Трояновский.

«ОТВЕТНЫЙ ВИЗИТ ФЕЛЬДМАРШАЛА МОНТГОМЕРИ МАРШАЛУ РОКОССОВСКОМУ»

10 мая 1945 г.

Монтажный лист

Опер.: Котляренко – 81 м, Учитель – 70 м, Смирнов – 105 м, Шоломович – 90 м, Качурьян – 40 м, Трояновский – 105 м

Всего снято 491 м

Большой метраж объясняется тем, что командование специально высказало пожелание о наличии большого числа операторов, а, следовательно, и количества снятого.
10 мая 1945 г. фельдмаршал Монтгомери в ответ на посещение его Рокоссовским по­сетил последнего. При этом встреча их носила весьма торжественный облик.
К линии прибывает фельдмаршал. Там его встречает генерал-лейтенант танковых войск Панфилов (снято у Котляренко и Учителя).
Затем фельдмаршал следует в расположение маршала Рокоссовского. Рокоссовский, начальник штаба фронта генерал-полковник Богомолов, член Военного совета фронта генерал-лейтенант Субботин и другие встречают гостя и сопровождающих его. От места остановки машин, под звуки маршей все следуют к выстроенному почетному караулу. Это конногвардейцы генерал-лейтенанта Осликовского.
Начальник почетного караула гвардии полковник Шевченко (снят у Смирнова и Трояновского). У Трояновского снят оркестр, играющий английский гимн (снят на 24 метра).
После принятия рапорта почетного караула маршалы проходят к трибуне, откуда они наблюдают церемониальный марш.
У трибуны построены командармы и ряд генералов 2-го Белорусского фронта. По окончании парада все следуют к зданию, где состоялся прием в честь фельдмаршала. Во время следования к зданию, был дан салют – 19 залпов (снимал Качурьян). У входа в здание фельдмаршал и маршал задержались. В это время фельдмаршалу преподносят 2 букета живых цветов.
Рокоссовский преподносит Монтгомери свой портрет на память о встрече.
Внутри здания состоялся прием, на котором Рокоссовский и Монтгомери обменялись речами.
После банкета Монтгомери присутствует на концерте ансамбля красноармейской пес­ни и пляски.
После концерта фельдмаршал Монтгомери покидает резиденцию маршала Рокоссов­ского.

Трояновский.

Съемки Трояновского и Шоломовича внутри здания произведены при очень плохом свете и необходимо внимание лаборатории, чтобы вытянуть эти кадры.

Машинопись. Незаверенная копия.


Материалы по теме