Операторы и работники фронтовых киногрупп. Чикноверов Иван Александрович


Операторы и работники фронтовых киногрупп. Чикноверов Иван Александрович

01.03.2020

В. И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 830 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Бойцы Красной Армии на улицах венгерской столицы". Фото из архива автора.

Чикноверов Иван Александрович (1911–2004).

Оператор документального кино. Армянин. Родился в Асха­баде в семье служащих. Беспартийный. Заслуженный деятель искусств Казахской ССР.

В 1940 окончил ЛИКИ. В 1937–1940 – оператор киностудии «Туркменфильм / Ашхабадской студии художественных и доку­ментальных фильмов.

Фронтовой операторский путь Чикноверова начался задол­го до объявления войны в частях Среднеазиатского военного округа. С ними он прошел по Ирану, снимал в частях английской армии, которая вела военные действия против фельдмаршала Роммеля, а также в гурских войсках (это были специальные части армии Великобрита­нии).

Затем Чикноверов был переведен в группу кинооператоров 3-го Украинского фронта. Вместе с войсками Иван Александрович освобождал почти все города Украины. Он видел разрушенный Киев, горящий Харьков, сожженные сады Винниччины, почти полностью уничтоженный Днепропетровск.

Запечатленные Чикноверовым кадры включены в фильмы «Битва за нашу Со­ветскую Украину», «Освобождение Одессы», «Разгром Ясско-Кишиневской группы», «Вена», а также киновыпуски «Взятие Бухареста» и «Освобождение Будапешта». Немало чикноверовских эпизодов вошло в 15-ю и 16-ю серии киноэпопеи «Великая Отечественная».

Начальство съемками Чикноверова, видимо, все же было недовольно. И, когда весной 1945-го решался вопрос об итоговой оценке его работы, в Москву из киногруппы ушла телеграмма с резолюцией не повышать профессиональную категорию:

«Оператор Чикно­веров в условиях фронта себя не проявил зпт нет решительности и настойчивости в ра­боте зпт перед трудностями теряется тчк Боевой материал почти не снимал тчк Оставьте старой категории тчк Ешурин Гуров».

(РГАЛИ. Ф. 2456. Оп. 1. Д. 191. Л. 39.)

И вот чудеса – почти одновременно оператор получил поистине образцовую характе­ристику от начальника киногруппы 3-го Украинского фронта Р.Г. Кацмана:

«Работа опе­ратора Чикноверова представляет собой образец честного, высокосознательного выпол­нения долга оператора-фронтовика. Чикноверов работает смело и четко, как правило, находясь в передовых, сражающихся частях.

В Ясско-Кишиневской операции он работал вместе со Стояновским и полностью обе­спечил высококачественное отражение событий на участке Днестр – Лиманы – Аккер­ман – Измаил – Тульча – Констанца. В результате этих высоко оцененных съемок он был переведен в операторы второй категории».

Болгарские и югославские (Белград) съемки Чикноверова были также хорошо оцене­ны:

«В трудных условиях боев по взятию Секешфехервара, а также при отходе из этого города Чикноверов проявил энергию, настойчивость и смелость.

Каждое задание Чикноверов выполняет организованно, "с душой". Во всей работе от­личается исключительной скромностью и моральной чистотой.

Нач. киногруппы 3-го Украинского фронта Кацман».

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 8.)

После войны работал на Алма-Атинской студии художественных и хроникальных фильмов.

Награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ

«Героям Дуная – слава!

СЮЖЕТ ДЛЯ ЖУРНАЛА «НОВОСТИ ДНЯ»

27 марта 1945 г.

Киногруппа 3-го Украинского фронта

Монтажный лист № 504

Операторы: С. Стояновский, И. Чикноверов

 Снято – 220 метров, пленка «Суперпан».

Пленку списать со Стояновского – 120 метров, с Чикноверова – 100 метров

В конце марта 1945 года в придунайских городах Венгрии Мохаче, Пакше и Дунафёльдваре были торжественно открыты памятники – обелиски в честь героев, воинов 4-й гвар­дейской армии, павших при форсировании Дуная в декабре 1944 года.

Снято:

  1. Торжественный митинг у обелиска в городе Мохач. На митинге присутствовали де­легации от частей 4-й гвардейской армии, части болгарской армии и офицеры мадьяр­ской армии, <…>, а также население города.

Выступление члена Военного совета армии гв. генерал-майора Семенова.

На трибуне группы Героев Советского Союза, получивших это звание за форсирование Дуная.

Надпись на обелиске.

Общий план – панорама на реку Дунай и памятник.

  1. Торжественный митинг в гор. Пакш в честь открытия обелиска.

Общий план – панорама реки Дунай и митинг у обелиска.

Салют из зенитных орудий.

Возложение венков.

Средние и крупные планы наших солдат и офицеров, гражданского населения.

  1. Торжественный митинг у обелиска в Дунафёльдваре.

Момент опускания чехла с обелиска.

Надписи на памятнике.

Детали памятника.

Возложение венков.

Общие и средние планы присутствующих.

Кинооператоры Стояновский, Чикноверов.

Подлинник. Машинопись. Подпись – автограф.


Материалы по теме