28.02.2020

В. И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 659-660 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото из архива автора.

Амиров Гильван Гильмутдинович (1916–1991). 

Оператор документального кино. Первый кинооператор Баш­кортостана, Заслуженный работник культуры РСФСР (1977), За­служенный деятель искусств БАССР (1948).

Родился в г. Уфе. Пятнадцатилетним подростком поступил на фабрично-технические курсы при Ялтинской киностудии «Востоккино», которые успешно закончил в 1934 году. Работал помощником, ассистентом кинооператора Уфимской студии ки­нохроники. Снял такие кинофильмы как «Цветущая Башкирия», «Второе Баку», «Песни о Башкирии», «Славный юбилей» и дру­гие. Впервые в республике им был снят звуковой (синхронный) фильм о пребывании в Башкирии легендарного папанинца Эрнеста Кренкеля. Снимал сюжеты для киножурналов о тружениках и хлеборобах, рабочих заводов, о проводах зем­ляков на фронт в 1941 году.

Письмо  заместителя начальника Главного управления по производству хроникально-документальных фильмов Комитета по делам кинематографии Романа Кацмана оператору Уфимской студии кинохроники Г. Амирову по поводу его просьбы о переводе на другую киностудию. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 17290466 (ГЦМК КП-18397/384).

В годы Великой Отечественной войны Амиров был фронтовым кинооператором на 2-м Украинском фронте в составе съемочной группы под руководством известного кинематографиста Романа Кармена. Запечатлел эпизоды сражений на территории Румынии, Венгрии, Болгарии, Югославии. Последние военные кадры – об освобождении Венгерско­го парламента от фашистов.

«После взятия Будапешта, – вспоминал оператор, – (здесь я заснял штурм здания парла­мента) мне предоставили краткосрочный отпуск в Уфу. Приехал к семье в конце апреля, здесь и встретил день Победы. Со мной повсюду и всегда было мое боевое оружие – кинокамера. Я снимал в Уфе этот незабываемый день. Разве забудется всеобщая радость! Эти кадры были затем показаны в киножурнале "Поволжье" и на всесоюзном экране».

Сюжеты фронтовых съемок Амирова вошли в многосерийную киноэпопею «Великая Отечественная» (производство СССР – США, 1979).

После войны работал начальником и оператором Уфимского корпункта Куйбышев­ской студии кинохроники, а в 1955–1965 работал на Свердловской киностудии.

 

МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ      

«Подготавливается большая сокрушительная операция на подсту­пах к столице Венгрии – Будапешту...»

«НА ПОДСТУПАХ К БУДАПЕШТУ»

Ноябрь – декабрь 1944 г.

2-й Украинский фронт

Монтажный лист № 1657

Оператор: Амиров Гильван

Аппарат: СК-1. Пленка СЧС-2. Метраж – 500 м

Содержание сюжета:

Наши войска продолжают наступательные операции в центральной части Венгрии.

Бесконечной вереницей идут наши артиллерия и танки к передовому краю.

Подготавливается большая сокрушительная операция на подступах к столице Вен­грии – Будапешту. Подтягивается наша боевая техника. Нужно уничтожить плацдарм немцев на подступах к Будапешту.

Начинается артиллерийская подготовка. Наша замечательная артиллерия бьет из всех калибров. Вот расчеты двухмиллиметровых большой мощности орудий в течение двух-трех минут выпускают снаряды, сокрушающие доты и дзоты немцев. Один расчет за другим дают залпы по немецкой обороне. Огромные стволы, подымаясь ввысь, дают точную цель своей работы. Тут же работают противотанковые орудия, они поражают тан­ки и пехоту противника, работают интенсивно, точно и без промаха.

Вот начали работать 76-миллиметровые пушки, а за ними вслед начали крошить пе­хоту противника наши минометчики. Здесь успели подъехать и тачанки. Они крошат нем­цев и мадьяр у ворот Будапешта.

Наши герои – танки – пошли в наступление после тщательной артиллерийской обра­ботки переднего края противника.

Несмотря на мощный противотанковый огонь противника, наши танки идут все впе­ред и вперед.

Нашим танкам нет никаких препятствий. За танками в атаку идет наша славная пе­хота, преодолевая все препятствия. Противник оставил на «своем» аэродроме десятки сожженных самолетов, тысячи бомб. Безвыходное положение у мадьяр, они пачками сдаются в плен.

10/XII–44 г.

Оператор Амиров.

Незаверенная копия. Машинопись.

«Танк подходит вплотную к очагу сопротивления и в упор стреля­ет по амбразуре одного из домов... Угол дома обваливается, и обломки засыпают танк...»

«В БУДАПЕШТЕ»[1]

Монтажный лист № 85

Оператор: Г. Амиров

Снято 420 м

В жестоких уличных боях советские войска овладевают квартал за кварталом. Сра­жение идет за каждый дом. Впереди идут артиллеристы и танкисты. Батарея гвардии лейтенанта Героя Советского Союза Яровикова.

Солдаты выкатывают орудие на прямую наводку. Немцы отстреливаются из авто­матического оружия и минометов. На помощь артиллеристам приходят танкисты. Танк подходит вплотную к очагу сопротивления и в упор стреляет по амбразуре одного из домов, превращенных гитлеровцами в огневую точку. Угол дома обваливается, и облом­ки засыпают танк. В облаках дыма и пыли танк продолжает вести огонь. Сопротивление сломлено. В пролом устремляется пехота.

19 января 1945 года восточная часть города, Пешт, была осво­бождена от немецких войск. Гитле­ровцы, взорвав мосты, продолжали сопротивление в западной части – Буде.

Подлинник. Машинопись.

________________________
1. В ходе боев за Будапешт войска 2-го Украинского фронта взяли в плен 110 000 солдат и офицеров противника во главе с немецким командующим будапештской группой войск генерал-полковником Карлом Пфеффер-Вильденбрухом и его штабом. (Из сообщения Совинформбюро 14 февраля 1945 г.)


Материалы по теме