Операторы и работники фронтовых киногрупп. Кун Юлий Михайлович


Операторы и работники фронтовых киногрупп. Кун Юлий Михайлович

09.02.2020

В.И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 741 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Фронтовые кинооператоры Гольбрих С.М. (слева на фото) и Кун Ю.М. изучают карту". Источник: ГОСКАТАЛОГ.ОФ (Музей кино).

Кун Юлий Михайлович (1914–1980). 

Оператор документального и художественного кино.

Родился в селе Солдатское Курской губернии. Русский. Беспартийный. В 1937 окончил операторский факультет ВГИКа. Начинал работать на «Мосфильме». Был ассистентом опера­тора на фильмах «Ленин в 1918 году», «Подкидыш», «Зори Па­рижа», «Дело Артамоновых».

На фронте с февраля 1942 г. Участник съемок важнейших операций на Южном участке фронта. Снимал сюжеты для СКЖ и Кинолетописи. Принимал участие в съемках фильмов «Битва за нашу Советскую Украину», «Победа на Украине», «Победа на Юге», «В Румынии» и др. Особенно отличился в период битвы за Будапешт, проявив боль­шую смелость и выдержку при съемке уличных боев.

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 121.)

После войны продолжил работу на «Мосфильме». Снял фильмы «Мичурин» (совместно с Л. Косматовым), «Илья Муромец» (совместно с Ф. Проворовым), «Спортив­ная честь» (совместно с Л. Косматовым). Был оператором комбинированных съемок на фильме «Жуковский». Как режиссер поставил фильмы «Озорные повороты» (совместно с К. Кийском), «Укротители велосипедов».

Лауреат Сталинской премии за фильм «Мичурин».

Награжден орденами Красной Звезды (1943), Отечественной войны, Трудового Крас­ного Знамени.


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ

«Взятием Синельниково наши войска перерезали немцам последний железнодорожный путь в Крым...»

«СИНЕЛЬНИКОВО»

21 сентября 1943 г.

Юго-Западный фронт

Монтажный лист № 1272

Оператор: Кун

Синельниково – крупный жел. дор. узел.

Взятием Синельниково наши войска перерезали немцам последний железнодорож­ный путь в Крым. Съемки произведены немедленно после изгнания немцев из города. Город безлюден.

Немцы, отступая, увели с собой часть жителей, часть населения прячется по окрестно­стям (позднее Синельниково с вернувшимися жителями стали снимать операторы Ешу­рин, Грачев).

Сняты:

Разрушения, пожары в районе станции, взорванные станционные постройки. На же­лезнодорожном пути лежат подорванные семафоры.

Пехотные части через Синельниково проходили ночью.

Утром снято движение артиллерии на запад от Синельниково к Днепру.

Снят кадр:

На первом плане сожженные и разрушенные немецкими варварами дома мирного на­селения. Дом Зинаиды Емельяновны Пащенко. Зинаида Емельяновна Пащенко хлопочет у уцелевшей печки, готовит пищу. Мимо руин проходит советская артиллерия.

Снято негативной пленки «Союз» 125 м.

21.09.43 г.

Кун.

Подлинник. Автограф.

«На местах разгрома 320-й немецкой дивизии»

«БАЛАКЛЕЯ»[1]

Юго-Западный фронт

Монтажный лист

Опер.: Ю. Кун

Этот материал был снят мною 13 июня и отправлен самолетом в Москву. Самолет на пути разбился, и материал с другими вещами оказался на складе авиачасти, где он был мною случайно обнаружен.

Судя по пробам, он не засвечен, и я сдаю его в проявку, поскольку он представляет исторический интерес.

На местах разгрома 320-й немецкой пехотной дивизии в г. Балаклея и вблизи города снято:

Стоят в поле остовы нем. автомашин и техники. Давно сгнили трупы фашистов, через рамы машин проросли полевые цветы.

Эмблема 320-й нем. дивизии – червонный туз. Сняты эти эмблемы на машинах, вблизи растут украинские подсолнухи.

Снята боевая жизнь г. Балаклея. Во многих сводках Совинформбюро упоминался этот город, и потому я считал, что показ его зрителю представляет интерес. На расстоянии 800 м от города стоят немцы, в городе нет ни души гражданского населения – здесь передовая.

По скрытным дорогам движется пополнение на передовую в город.

Улицы просматриваются врагом. Идет пехота гуськом в теневой стороне домов. Дви­жется артиллерия.

Орудие 122 мм сержанта Осокина, замаскированное сверху накатом, ведет огонь через видный за ним город Балаклея по немцам.

В центре города огневая позиция минометной роты ст. лейтенанта Белоуса. Миномет­чики ведут огонь.

Кочующее орудие (76 мм) сержанта тов. Иванова ведет огонь, меняет огневую позицию.

Все кадры сняты документально, и расчеты не тратили зря боеприпасы, а вели скор­ректированный огонь, но случайные разрывы снарядов в кадре поймать не удалось, а организовывать «фугасы» не представилось возможным.

Если бы сейчас снять несколько кадров гор. Балаклея, живущего спокойной жизнью советского города, а к ним дать кадры, что недавно здесь была передовая, то мне кажет­ся, что мог бы получиться сюжет.

Ю. Кун.

Автограф.

1. Город Балаклея Харьковской области был освобожден частями 6-й армии Юго-Западного фронта 6 февраля 1943 г.

 «ЛОЗОВАЯ ОСВОБОЖДЕНА»

1 сентября 1943 г.

Юго-Западный фронт

Монтажный лист № 1219

Оператор: Ю. Кун

В материале снято:

Разрушения и пожар в Лозовой. Немцы уходили и уничтожали все жилые и прочие постройки. Разрушения на станции Лозовая. На рельсах и мосту висят подвешенные то­ловые шашки, которые немецкие разбойники не успели взорвать при поспешном бегстве. Войска проходят по разрушенной Лозовой. Население беседует с бойцами и офицерами Кр. Армии.

Всего снято нег. пл. 112 м.

Примечание: кроме того, с этим же материалом посылается съемка укреп. района немцев в районе Изюма (Изюмский плацдарм).

Подлинник. Автограф.

«Немцы хотели «прикарманить» Краматорский машинострои­тельный завод...»

«КРАМАТОРСК. ГОРЛОВКА. ДЗЕРЖИНСК»

Юго-Западный фронт

Монтажный лист №№ 179, 1180

Оператор: Ю. Кун

В материале снято:

Кор. № 1: разрывы авиабомб на переднем крае. Брошенное гитлеровцами орудие и уби­тый фриц, на рукаве у него значок участника боев за Крым. Работа и продвижение артилле­рии разных калибров. Проводят группу пленных немцев по переправе через Донец.

Кор. № 2: трупы фашистов под Краматорском. В одном плане панорама с общего вида Краматорска на труп. Пейзаж Донца утром. Разрушения на Краматорской ТЭЦ.

Кор. № 3: Краматорская. При отходе немцы взрывали и сжигали все шахты, заводы, фабрики и жилые дома. Население угоняли с собою, прикрывая свой отход. Снято: на­селение, отбитое Красной Армией у немцев, возвращается в родной город, а навстречу ему на Запад идет армия-освободительница. Немецкое кладбище. Немцы хотели «при­карманить» Краматорский машиностроительный завод – панорама с вывески «Фридрих Крупп – новый Краматорский завод» (надпись на немецком языке) на общий вид завода.

Кор. № 4: Горловка, Дзержинск – общие виды шахт и терриконов. Разрушения. Здание немецкой угольно-промышленной конторы со свастикой. Панорама взорванного и раз­

рушенного немцами Горловского химического комбината. Добыча угля из шахт вручную. Таким способом немцы заставляли шахтеров добывать уголь. После изгнания оккупантов шахтеры по своей инициативе продолжают работать на этих шахтах, давая уголь, пока не восстановлены большие шахты. Шахтеры идут восстанавливать шахту (на фоне террикона).

Всего снято 435 метров пленки.

Примечание: со своего участка фронта я был переброшен в Донбасс с опозданием, когда передовые части наших войск уже вышли за пределы Донбасса.

Оператор Ю. Кун.

Подлинник. Автограф.

«Переправляются сходу через Днепр в самом широком его месте...»

«ФОРСИРОВАНИЕ ДНЕПРА»

30 сентября 1943 г.

Юго-Западный фронт

Оператор: Ю. Кун

Части Красной Армии ген.-лейт. Шлемина, отогнав немцев от Донца к Днепру, пе­реправляются с ходу через Днепр в самом широком его месте (южнее Днепропетров­ска).

Противник ведет интенсивный артиллерийский и минометный огонь с высот проти­воположного берега. Переправа происходит ночью. Оператор снял переправу понтонов с людьми и техникой вечером, в минуты до наступления темноты. Кроме того, снята батарея, поддерживающая форсирование, вдали виден изгиб Днепра. Трофейные орудия нового типа (кал. 88 мм, обр. 43 г.). Сняты разбитые пароходы Днепровской флотилии и виды Днепра с левого и правого берега.

Израсходов. пл. «Союз» 210 м.

Ю. Кун.

Подлинник. Автограф.

Подчеркнутые строки зачеркнуты цензором. 

«Здесь нашли смерть и похоронены и немцы, и итальянцы (кресты с памятником), и венгры (крупные планы крестов), под каждым кре­стом десятки трупов...»

«ДНЕПРОПЕТРОВСК»1

27 октября 1943 г.

3-й Украинский фронт

Монтажный лист № 1432

Оператор: Ю. Кун

Посылается как материал.

В материале снято:

Возвращение по криворожской дороге в город отбитого Кр. Армией у немцев на­селения Днепропетровска; немцы при отступлении не успели увезти и бросили груду книг технической библиотеки Горного института.

Вокзал «Днепропетровск» с немецкими надписями, разрушенный.

Вблизи от вокзала обгорелые трупы двух детей и матери и отдельно мужчины – нем­цы, чтобы замести следы своих злодеяний, обливали горючим и сжигали трупы замучен­ных и убитых ими людей.

Кладбище «завоевателей». Показана лоскутность фашистской армии – здесь нашли смерть и похоронены и немцы, и итальянцы (кресты с памятником), и венгры (крупные планы крестов), под каждым крестом десятки трупов.

Снято 150 м пленки «Союз».

Примечание: я был переброшен в Днепропетровск по его освобождении и снимал этот материал как вспомогательный к материалу Ешурина, Капкина, бывших с армией под Днепропетровском до его освобождения.

Кроме того, посылаю как материал фрагменты, показывающие работу понтонеров. Понтонеры наводят мост через Днепр. Дополнительный материал есть у Родниченко, производившего совместную съемку.

Снято 45 метров. Пленка «Союз».

Примечание: как этот, так и предыдущий материал, снят на полустационарном аппа­рате, которым наградило меня командование. Аппарат имеет дефекты, и в случае техни­ческого брака прошу сообщить немедленно.

Ю. Кун.

Подлинник. Автограф.

1. Днепропетровск был освобожден 25 октября 1943 г.

«Дороги запружены тысячными толпами пленных мадьяр и нем­цев, направляемых в тыл...»

«НА БУДАПЕШТСКОМ НАПРАВЛЕНИИ»

2-й Украинский фронт

Монтажный лист №№ 1660, 1661

Операторы: Кун, Яцун

Всего снято – 1220 метров

Опер. Кун – 550 м. Опер. Яцун – 670 м

Войска 2-го Украинского фронта переправились через Тиссу и вышли в долину реки Дунай.

Мощные моторизованные колонны, форсировав водный рубеж, устремились на сто­лицу Венгрии – Будапешт.

Венгры поодиночке, пачками и целыми подразделениями сдаются в плен. Дороги за­пружены тысячными толпами пленных мадьяр и немцев, направляемых в тыл.

Последний сателлит Германии, Венгрия, скоро так же, как и другие ее союзники, будет выведена из строя и обращена против гитлеризма.

В материале снято:

  1. По фронтовым дорогам Венгрии движутся мощные колонны моторизованных во­йск Красной Армии. Бесконечными вереницами идут советские танки, движутся ар­тиллерия с расчетами на автомашинах; бегут броневички с учетверенными крупно­калиберными пулеметными установками; колонны автомашин подвозят боепитание к переднему краю.
  2. У города Сегеда войска и техника переправляются через национальную реку Вен­грии – Тиссу. Не дожидаясь окончания строительства моста, артиллеристы переправля­ются на пароме.
  3. Артиллерия с огневых позиций ведет огонь по очагам сопротивления противника.
  4. Огонь ведут учетверенные установки крупнокалиберных зенитных пулеметов на броневичках. Огонь ведется по наземным целям.
  5. Панорама по переднему краю обороны противника. Видны разрывы от артиллерии, «катюш» и авиабомбежки на протяжении 2-3 км по фронту.
  6. На рассвете крупные соединения наших танков накапливаются на исходных позици­ях для атаки. В утреннем тумане проползают силуэты броневиков и танков к исходному рубежу.
  7. Танкисты получают последние указания от командира.
  8. Танки пошли в бой. Между танками видны разрывы. Пехота спешивается и бежит за танками.
  9. По линии железной дороги, по шоссе и по другим фронтовым дорогам идут тысяч­ные колонны пленных мадьяр и немцев.

Примечание для лаборатории: большая часть материала снята на рассвете утром и днем в дождливую и пасмурную погоду. Просьба проявить, согласно указаниям на ко­робках.

Операторы Кун, Яцун.

Незаверенная копия. Машинопись.

«БОИ ЗА БУДАПЕШТ»

Секретно

15 января 1945 г.

Операторы: Ю. Кун, Е. Яцун

Всего снято 1000 метров. Ю. Кун – 520 м, Е. Яцун – 480 м

Продолжая развивать наступление по Восточному берегу Дуная, войска 2-го Украинского фронта танковыми силами с боями вышли в междуречье р. Ипель и Грон, северо-западнее Эстергома, и создали угрозу окружения немецко-венгерских войск в районе Будапешта.

В материале сняты танковые бои севернее Будапешта и уличные бои в городе.

  1. Танки на марше.
  2. Используя складки местности, танкисты выводят машины на исходные позиции. В этой лощине сосредоточилось до 2-х танковых батальонов.
  3. Танки на исходных позициях.
  4. Сигнал: 3 красных ракеты взвились в воздух. Наступление началось.
  5. Танки тронулись с исходных позиций.
  6. Танки пересекают передний край наших траншей. Пехота поднимается и устремля­ется за танками.
  7. Перебежки пехоты.
  8. Общие планы боя. Противник ведет огонь по танкам. Между танками видны разры­вы. Пехота рассыпалась по полю.
  9. Генерал-лейтенант Ахманов (справа) и Герой Советского Союза полковник Штанько на КП.
  10. Действия отдельных танков.
  11. Горящий немецкий танк.
  12. Трупы убитых немцев.
  13. Колонны пленных немецких и венгерских солдат.
  14. Проход пехоты, артиллерии, танков и казачьих частей по населенному пункту. Уличные бои в Будапеште.
  15. На венгерской надписи «Budapest» автоматчик пишет: «Будапешт».
  16. Улица, простреливаемая противником. Артиллеристы стоят, прислонившись к стен­кам.
  17. Длиннофокусным объективом сняты вспышки стреляющей из завода немецкой минометной батареи.
  18. Только что раненые бойцы и офицеры эвакуируются на ближайший перевязочный пункт.
  1. Замаскированная вывесками и рекламами артиллерия большой мощности стоит на улицах города.
  2. Гражданское население помогает выводить пушки на прямую наводку.
  3. Артиллерия ведет огонь.
  4. В городе затруднения с питанием. Гражданское население грабит магазины; делит свежее [мясо] убитых лошадей.
  5. Одиночные фигурки с ведрами изредка перебегают пустынные улицы и площади.
  6. Таща за собой вещи, население эвакуируется с переднего края в кварталы, уже занятые нашими войсками.
  7. Немецкие самолеты сбрасывают на парашютах боеприпасы и горючее окруженной группировке.
  8. Артиллеристы метко расстреливают парашюты. Горящий груз падает на головы немцев.
  9. Молодые, обветренные лица. Подтянутые ремни. Новые автоматы – это идет све­жее пополнение на передний край.

Операторы Ю. Кун, Е. Яцун.

Подлинник. Автограф.

«ПОСЛЕДНЯЯ КРЕПОСТЬ ФЕОДАЛИЗМА»

13 мая 1945 г.

2-й Украинский фронт

Монтажный лист № 899

Оператор: Кун

В поместье одного из самых богатых землевладельцев Венгрии графа Эстерхази нель­зя было войти никому. Оно обнесено высокой стеной, и даже его служащие и управляю­щий не имели права гулять в парке графа.

Граф настолько высоко ценил свою аристократическую особу, что даже на станцию проложил отдельную дорогу, по которой никто, кроме него, не мог ездить. Всего у графа было 27 000 хольдов земли и 36 рыбных озер, в поместье, кроме старого замка семьи Эстерхази, находится роскошный дворец, куда летом съезжалась аристократия Венгрии.

Крестьяне графа, работавшие на него, получали на семью 4-6 человек 45 филлеров – 15 копеек – в день и мизерное количество продуктов.

В материале снято:

  1. Пейзажи парка, озера, дворца и старого замка графа – здесь до прихода Красной Армии, освободившей Венгрию, была святыня, куда не мог войти никто – сейчас здесь будет оборудован дом отдыха для актеров национального драматического театра Вен­грии. В старом замке сняты кандалы, применявшиеся предками графа к непокорным батракам.
  2. Чаяния и мечты трудящихся венгров-земледельцев сбылись – венгерское прави­тельство издало и проводит в жизнь закон о перераспределении земли.

В парке замка графа Эстерхази 13 мая 45 года <…> состоялся раздел земли и вручение грамот на владение ею.

Янош Кертэс вручает грамоты крестьянам: Яношу Кадару и Лайошу Шаркази, и дру­гим. Янош Кадар (с большими усами) прячет грамоту в карман. После вручения состоя­лись танцы (танцуют чардаш) под цыганский оркестр. Крестьяне в национальных костю­мах западной Венгрии.

  1. Янош (?) Шаркази, который раньше не имел ничего, теперь производит первую па­хоту на своей собственной земле.

Поблизости от его поля виден горевший немецкий бронетранспортер. Неподвижный памятник недавнего изгнания немцев из Венгрии. Янош с тестем пашет на быках, жена с двумя сыновьями дает ему напиться воды. Мирный труд воцарился в Венгрии.

Снято 240 м негативной пленки.

Оператор Ю. Кун.

Подлинник. Автограф.


Материалы по теме