Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 676-677 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Первые дни штурма Берлина. 1945 год". Автор фото: Аркадий Левитан. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 7374706 (Музей кино).
Бровин Константин Петрович (1913–1991).
Оператор документального и художественного кино. Родился в Москве. Русский. Член ВКП(б) с 1942 г.
В 1934–1935 – техник одного из московских трестов. В 1939 окончил операторский факультет ВГИКа, стал ассистентом оператора, а затем оператором «Мосфильма». В августе 1940 г. был призван в ряды РККА, где служил до апреля 1942 г. В 1942–1945 – оператор фронтовых киногрупп. Снимал сюжеты для СКЖ и Летописи.
Его работа в киногруппе Карельского фронта (1942) была оценена начальством следующим образом:
«За 6 месяцев – 7 сюжетов (1 – боевой, 2 – СКЖ, 1 – Летопись, 3 – Фильмотека). Бровин молодой оператор с некоторым опытом самостоятельной съемки фронтовых сюжетов. Снимает обычно в паре с другим ассистентом примерно равной квалификации. Долгое время Бровин не давал материала соответствующего требованиям СКЖ. Съемки его неровные по фото, неглубокие и незаконченные по содержанию. Примеры: "Танки в Карелии", "Снайперское оружие". В первом проходящие танки снимались в отрыве от боевой обстановки. Вне связи с событиями и фактами. Во втором – отсутствие результативных кадров, иллюстрирующих меткость снайпера.
Хорошо сделана его последняя работа "Хозяйка квартиры". Оператор выбрал интересную тему и удачно разрешил ее. Он показал установку пушки на 4-м этаже дома и стрельбу с этой огневой позиции. В сюжете есть ряд кадров, убедительно рисующих обстановку и характер стрельбы с этой огневой позиции, убедительно рисующих обстановку и характер борьбы за населенный пункт. Этот последний сюжет говорит о том, что у Бровина есть возможности для роста как фронтового корреспондента хроники».
Последующая работа оператора эти авансы подтвердила: «За второе полугодие 1943 г., работая в киногруппе 1-го Украинского фронта, заснял 16 сюжетов. Из них 3 использованы в СКЖ, остальные в фильме "Орловская битва" и "Украина".
За время своей работы на фронте тов. Бровин подтвердил неоднократно свою способность к производству самостоятельных съемок. Он имеет хорошую общую профессиональную подготовку. Владеет техникой своего дела, умеет снимать кадры, яркие в изобразительном отношении. Съемка на переднем крае не является ведущей линией его работы. Однако такие сюжеты, как "Переправа через Днепр" и "Южнее Малино", говорят о том, что тов. Бровин обладает достаточной настойчивостью для работы в боевых порядках.
Ст. редактор Попов.
Считаю правильным перевод тов. Бровина в асс. кинооператора 1-й категории.
Нач. фронтовых групп Главкинохроники Трояновский. 31.3.44 г.».
(РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 28. Д. 203. Л. 37.)
Съемки Бровина вошли в фильмы «Народные мстители», «Битва за нашу Советскую Украину», «Дети войны», «Верхняя Силезия», «В логове зверя», «Берлин», «Разгром Японии» и др.
После войны работал на «Мосфильме». Оператор фильмов «Путь славы», «Заговор обреченных», «Легенда о ледяном сердце», «Неподдающиеся», «Мертвые души», «Самогонщики», «Совершенно секретно», «Деловые люди», «Операция "Ы" и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница». «Комитет 19-ти» и др.
Награжден орденами Красной Звезды* и Отечественной войны II степени.
______________________________________
* По данным информационного портала Министерства обороны РФ «Память народа». Бровин К. П. награжден двумя орденами Отечественной войны II степени (1945 и 1985 гг.).