Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 821 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). На фото: "Киногруппа в освобожденном Выборге. Апрель 1940 года". На фото: операторы Е. Учитель, Ф. Печул, редактор Б. Совранский. Фото из собрания автора.
Учитель Ефим Юльевич (1913–1988).
Оператор и режиссер документального кино. Еврей. Член ВКП(б) с 1940 г. Народный артист СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР. В 1935 окончил операторский факультет ЛИКИ. С 1935 – ассистент оператора, с 1937 – оператор Ленинградской студии кинохроники.
В годы войны – фронтовой оператор. Снимал события на Ленинградском фронте, в блокадном Ленинграде. Участвовал в создании картин «Ленинград в борьбе», «День войны», «Комсомольцы», «Прорыв блокады Ленинграда», «Снятие блокады Ленинграда», «Лагерь смерти Клоога», «Бои на Карельском перешейке».
В служебной характеристике 1944 г. отмечалось:
«За время работы с 1 июля 1942 г. по 31 декабря 43 г. он снял 51 сюжет, из них 15 с оценкой "хорошо", 27 "удовлетворительно". К лучшим работам относятся "Учеба лыжников", "Раскинулось море широко", "Пища на передовые", "Братья Шумовы", "Перебежчик", "В районе Мги", "Комсомольский расчет", "Ответ на просьбу", "Боевая подготовка", "Пожар резервуара". Большая доля работы т. Учителя вошла в кинофильм "Ленинград в борьбе". Он является одним из ведущих операторов хроники. Тов. Учитель хорошо справился со съемками боевых действий при снятии блокады Ленинграда.
<…>Просим установить тарификацию кинооператора 1-й категории хроники».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 191. Л. 23.)
Награжден орденом Ленина, орденом Отечественной войны I степени, орденами Красной Звезды и Октябрьской революции, медалями.
МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ
«В деревне Лядвино обнаружено колоссальное количество самоваров, собранных в одно место для отправки в Германию...»
«ТРОФЕИ»
Ленинград-кинохроника
Монтажный лист №№ 73, 74
Операторы: Л. Изаксон, С. Масленников, Е. Учитель
В боях за Ленинград на Ленинградском фронте уничтожено и захвачено много техники врага.
В материале снято.
Операторы Масленников С., Изаксон Л., Учитель Е.
Незаверенная копия. Машинопись.
«В ЭСТОНСКОМ КОРПУСЕ»
2 февраля 1944 г.
Монтажный лист №№ 121, 122, 123, 124
Оператор: Я. Марченко, М. Сегаль
Весь посылаемый материал снимался для фильма и представляет ряд эпизодов, предшествующих бою, который должен был быть снят по мере вовлечения частей Эстонского корпуса в широкие и большие боевые операции.
Основной акцент в силу этого сделан на съемках людей, эстонцев, готовых к бою за освобождение своей земли от немецких захватчиков.
В материале имеются следующие 8 эпизодов:
Строй представителей полков. Знаменосцы проходят с развернутыми знаменами вдоль строя. Вручение знамен командирам полков. Получают знамена.
Знаменосцы со знаменами расходятся по своим местам. Командир поздравляет части с вручением знамен. Марш с развернутыми знаменами.
Строй танкистов на фоне танков. Вручение знамени. Колонна танков с развернутым знаменем уходит на передовую.
Снято 180 метров.
Строй бойцов с оркестром и венками подходит к могиле, где похоронены бойцы и офицеры Эстонской части, павшие в боях. Возложение венка на могилу.
Герой Советского Союза майор Мери читает клятву, которую повторяют бойцы (см. приложение). После клятвы бойцы поют «Интернационал».
Снято 90 метров.
Проход расчетов. Привал. Чтение приказа о награждении бойцов. Отличившимся бойцам вручаются ордена.
Движение частей по дороге: пехотинцев, минометчиков, артиллеристов, автоматчиков, лыжников.
Всего по эпизоду (4 и 5) снято 210 метров.
В землянке за столом разбирают карты. В землянку входит офицер связи и докладывает о выполнении приказания.
Командир дивизии и начальник штаба сидят за столом. Выходят из землянки с группой офицеров, садятся в машину. Машины уходят в места расположения частей. НП дивизии. Группа офицеров на наблюдательном пункте.
Бойцы автоматчики, готовые к походу, ожидают приказа выступления. За столом капитан Миллярт1 пишет письмо семье. Аккордеонист – сержант Савлаук – исполняет эстонскую песню о милой, которая ждет его возвращения.
Входит связной, передает приказ, и все уходят.
Всего в эпизоде (6, 7 и 8) снято 180 метров.
Вместе с материалом посылаю также ноты и слова эстонской песенки, которую поет в землянке сержант тов. Савлаук, и текст клятвы, данной бойцами на могиле героев.
Все это прошу передать тов. Копалину И.П.
Нач. киногруппы
2-го Прибалтийского фронта Р. Гиков.
Незаверенная копия. Машинопись.
1 Возможно, Милляр.
«ЛАГЕРЬ СМЕРТИ»1
«Ленинград-кинохроника»
Монтажный лист № 1319
Операторы: Иванов, Учитель
В 45-ти километрах от города Таллина немцами был организован лагерь для советских граждан, в местечке Клоога.
В лагере находилось 650 женщин и 750 мужчин, кроме этого было большое количество детей (шестьдесят человек детей).
19 сентября 1944 года при отходе немецких войск из Эстонии ими было совершено преступление следующего содержания: рано утром часть лагеря была отправлена в лес. Кроме того, к ним присоединили прибывших из других лагерей 1500 человек. Всех их партиями гнали в лес и сжигали на специальных кострах. Несмотря на желание немцев скрыть свои следы зверского преступления, им это не удалось.
Снято:
Операторы Иванов, Учитель.
Незаверенная копия. Машинопись.
1 Клоога (эст. Klooga) – концентрационный лагерь (так называемый «трудовой лагерь»), организованный нацистами на территории оккупированной Эстонии недалеко от поселка Клоога, расположенного в 38 км к западу от Таллина.
Лагерь существовал с сентября 1943 года до освобождения советскими войсками в сентябре 1944. Был частью комплекса из 20 лагерей на территории Эстонии, главным из которых был концлагерь Вайвара. Внешнюю охрану лагеря нес 287-й эстонский полицейский батальон.
Через лагерь прошли многие финны-ингерманландцы, перемещаемые во время войны из Ленинградской области через Эстонию в Финляндию.
«ГРАЙФЕНУАГЕН[1]. ШТЕТТИН[2]»
Монтажный лист № 724
Оператор: Учитель
Пленка: «Орто-Рапид» – 175 м. СЧС-2, эм. № 36 – 90 м, [америк.] «Панхром» – 150 м, СЧС-2, эм. № 520 – 150 м
Съемки производились в районе 70-й армии, действовавшей на центральном направлении фронта. 22 апреля в 7 часов утра началась артподготовка и форсирование Одера в районе города Грайфенуаген.
Снято:
1) Общие, средние и крупные планы стреляющей тяжелой артиллерии.
2) Стреляющие батареи 76 мм орудий, расположенных вдоль берега реки Одер. Командует огнем лейтенант Архименков Иван Тимофеевич (снят крупно на фоне цветущей яблони).
3) Батарея тяжелых минометов ведет огонь по ту сторону Одера. Крупные, средние и общие планы.
4) Вид на Одер через снарядную пробоину. Наводят переправу. На переднем плане проносят надувные лодки. Мимо идущих к Одеру двигаются обозы с бревнами.
5) НП командующего 65-й армией генерал-полковника Батова. На наблюдательный пункт приехал генерал-полковник Федюненский для совместных действий 65-й и 2-й ударной армии. Генерал-полковник Батов и генерал-полковник Федюненский (в кожаном пальто) наблюдают за ходом боя по форсированию Одера.
6) Допрос первых пленных немцев (снято синхронно), взятых за Одером.
Допрашивают: зам. начальника разведотдела 65-й армии подполковник Полевой Петр Филиппович. Переводчик капитан Фридман Александр Ефимович.
7) Панорама по местности, на другом берегу Одера горящие немецкие танки.
8) Штеттин. Безлюдные улицы города. В первые часы после капитуляции немцев (снято 10 планов). Памятник Вильгельму на центральной площади города.
9) Возвращающиеся семьи немцев в Штеттин. Беседы бойцов и офицеров с жителями города (средние и крупные планы).
10) Горящие дома и улицы Штеттина после ухода немцев.
Оператор Учитель.
Заверенная машинописная копия.
1 Грайфенхаген (нем. Greifenhagen, Грыфино, Польша).
2 Щецин (нем. – Штеттин) – крупный польский город, расположенный недалеко от западной границы государства и в часе езды от балтийского побережья. У города оказалась сложная историческая судьба – в ходе столетий побывал составе Швеции и Германии. По итогам Первой мировой войны Щецин остался в составе Германии, сначала в Веймарской республике, а потом и в нацистской Германии. Польское население начало подвергаться репрессиям, были закрыты польские учебные заведения и культурные центры. Щецин был освобожден Красной Армией 26 апреля 1945 года, всего за две недели до капитуляции Германии. В том же году по решению Потсдамской конференции он перешел в состав Польши. Городу было возвращено польское название Щецин; исторический центр был восстановлен. Щецин стал центром одноименного воеводства, с 1999 года по настоящее время – центр Западно-Поморского воеводства.
«ОТВЕТНЫЙ ВИЗИТ ФЕЛЬДМАРШАЛА МОНТГОМЕРИ МАРШАЛУ РОКОССОВСКОМУ»
10 мая 1945 г.
Монтажный лист
Опер.: Котляренко – 81 м, Учитель – 70 м, Смирнов – 105 м, Шоломович – 90 м, Качурьян – 40 м, Трояновский – 105 м
Всего снято 491 м
Большой метраж объясняется тем, что командование специально высказало пожелание о наличии большого числа операторов, а, следовательно, и количества снятого.
10 мая 1945 г. фельдмаршал Монтгомери в ответ на посещение его Рокоссовским посетил последнего. При этом встреча их носила весьма торжественный облик.
К линии прибывает фельдмаршал. Там его встречает генерал-лейтенант танковых войск Панфилов (снято у Котляренко и Учителя).
Затем фельдмаршал следует в расположение маршала Рокоссовского. Рокоссовский, начальник штаба фронта генерал-полковник Богомолов, член Военного совета фронта генерал-лейтенант Субботин и другие встречают гостя и сопровождающих его. От места остановки машин, под звуки маршей все следуют к выстроенному почетному караулу. Это конногвардейцы генерал-лейтенанта Осликовского.
Начальник почетного караула гвардии полковник Шевченко (снят у Смирнова и Трояновского). У Трояновского снят оркестр, играющий английский гимн (снят на 24 метра).
После принятия рапорта почетного караула маршалы проходят к трибуне, откуда они наблюдают церемониальный марш.
У трибуны построены командармы и ряд генералов 2-го Белорусского фронта. По окончании парада все следуют к зданию, где состоялся прием в честь фельдмаршала. Во время следования к зданию, был дан салют – 19 залпов (снимал Качурьян). У входа в здание фельдмаршал и маршал задержались. В это время фельдмаршалу преподносят 2 букета живых цветов.
Рокоссовский преподносит Монтгомери свой портрет на память о встрече.
Внутри здания состоялся прием, на котором Рокоссовский и Монтгомери обменялись речами.
После банкета Монтгомери присутствует на концерте ансамбля красноармейской песни и пляски.
После концерта фельдмаршал Монтгомери покидает резиденцию маршала Рокоссовского.
Съемки Трояновского и Шоломовича внутри здания произведены при очень плохом свете и необходимо внимание лаборатории, чтобы вытянуть эти кадры.
Машинопись. Незаверенная копия.