«Слишком много покойников… Часть эпизодов с гробами надо будет изъять»

Из стенограммы обсуждения фильма «Оборона Ленинграда» у секретаря ЦК ВКП(б) А.А. Жданова. 17 апреля 1942 г.

«Слишком много покойников… Часть эпизодов с гробами надо будет изъять»

11.02.2020

Опубликовано: "Цена кадраСоветская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Документы и свидетельства" (Авторы-составители: В.П. Михайлов, В.И. Фомин; Министерство культуры Российской Федерации, НИИ Киноискусства; Изд.: — М; «Канон+», РООИ «Реабилитация»; 2010; с. 181-182). Фото: кадр из фильма "Ленинград в борьбе" (1942).

 «Слишком много покойников… Часть эпизодов с гробами надо будет изъять»

Из стенограммы обсуждения фильма «Оборона Ленинграда» у секретаря ЦК ВКП(б) А.А. Жданова 1

 17 апреля 1942 г.

Тов. ПОПКОВ: Трудно разобраться потому, что часть эпизодов вообще не схвачена, а то, что есть поставлено разбросано, не соответствует одно другому. Например такой эпизод: идет Андрей Александрович в шапке-ушанке по коридору, а эпизоды и до и после показаны летом. Это неправильно.

Насчет покойников. Куда их везут? Причем, их очень много показано. Впечатление удручающее. Часть эпизодов с гробами надо будет изъять. Я считаю, что много не нужно показывать. Зачем вереница?

Показана вмерзшая в дорогу машина. Этот момент можно отнести к нашим внутренним непорядкам. Это не характерно. Затем показано, что на трамвае образовался лед до самой крыши. Очевидно, где-то недалеко ударило или взрыв был, облили водой, и замерзло. Нет надобности это показывать.

Снимает кинооператор Роман Кармен. Ленинград. Март 1942 года. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино).

Промышленность, энтузиазм трудящихся города Ленина совсем не показаны. Это одно из главных упущений картины. Мы не видим производства, не видим, как работают рабочие. Хорош штрих, когда рабочий руки греет во время работы на станке. Но это было зимой, а, осень, когда народ своим энтузиазмом перевернул все нормы, когда давали фронту минометы, ППД, танки, снаряды — ничего не показано. Кинохроника в каждом журнале показывает как страна работает, показывает снабжение фронта.

По-моему, целый ряд событий в картине просто перепутан, нет последовательности. С одного на другое перескакивают вне хронологического порядка.<…>

Это хорошо, что показан момент как берут воду на улицах, но отдельные моменты, мне думается, надо изъять. Или, скажем, идет человек и качается. Неизвестно почему он качается, может быть, он пьян. Это сгущает краски, создает тяжелое впечатление. Этот момент, по-моему, надо изъять. .<…>

Кажется в 5-ой части пытались показать оборону Ленинграда. Она не вышла. Бледно получается. Я большего ждал, Не закончено, не оформлено. Картину нужно много систематизировать. <…>

Тов.КУЗНЕЦОВ.

У меня следующие замечания. Правда, сейчас трудно давать полную оценку потому, что нет текста. Текст многое дополнил бы. Но, несмотря на это, можно сказать, что картина не отражает действительного положения вещей. Она не в тон действительности и борьбы идет и в таком виде картину выпустить на экраны страны нельзя.

Получается чересчур много трудностей. Разваленный город, разбомбленный, захламленный, кругом пожары, все покрыто льдом, снегом, люди едва движутся, а борьбы не показано.

Оборона не показана. Разве это оборона? Скажут, вот правители, довели город до какого состояния. Направление взято неправильное. Показываются мрачные стороны, а действительная жизнь — борьба с трудностями, борьба за то, чтобы сохранить город, народ, — не показана. Картина вообще рассчитана на легкость: смотрите, мол, в Ленинграде мрут 1-й, 3-й, 10-й — вроде хвастаемся, а мы вот живы остались. <…>

Секретарь ЦК ВКП(б) Андрей Жданов в Смольном в дни блокады Ленинграда. 1942 год. Автор фото: В. Темин. Источник фото: МАММ / МДФ.

Тов.ЖДАНОВ.

В картине переборщен упадок. Вплоть до торчащих машин! Выходит все рухнуло. Показаны композитор, художник, писатель и прочее. Это еще не все. На этом же фоне надо показать, что Ленинград жил вместе с фронтом. Знаем, что голодали, а все-таки разгромами немцев под Орлом, под Тулой интересовались, это подбадривало народ. Один— два штриха таких нужно дать, это не трудно. Люди говорили, что голодаем, но живем надеждой на нашу победу. Правда заключается не в том, что люди жили, а в том, что они не теряли веру. В картине и в седьмой части не видно, что люди в создавшийся обстановке не теряли веры. <…>

С точки зрения картины, картина не удовлетворяет. Она представляет из себя большую кашу. Все дело надо привести в систему.

РГАСПИ. Ф. 77, оп .1. Д. 770. Л. 1-10.

1 Полный текст стенограммы опубликован  в книге «Кино на войне. Документы и свидетельства». С.210-214.


Материалы по теме