Опубликовано: "Цена кадра. Советская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Документы и свидетельства" (Авторы-составители: В.П. Михайлов, В.И. Фомин; Министерство культуры Российской Федерации, НИИ Киноискусства; Изд.: — М; «Канон+», РООИ «Реабилитация»; 2010; с. 180-181). Фото: "Роман Лазаревич Кармен снимает в блокадном Ленинграде. Весна 1942 года". Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 4587287). МАММ / МДФ.
Кармен прорвал блокаду... (Славин К. Роман Кармен: «Играю с огнем». Изд.: — М.: 1989, с. 125-127)
... Уже с триумфом шел «Разгром немецких войск под Москвой», куда вошли и съемки Кармена, а он, наполнив грузовую машину продуктами — шоколад, колбаса, икра, консервы, мука! — пересек (снимая, конечно) Ладогу — почти пустынную на вид дорогу жизни.
Комитет по кинематографии «уполномочивал товарища Кармена Р.Л. проверить состояние работы по кинохроникальным съемкам в городе Ленинграде, создать постоянные фронтовые группы и поручал возглавить создание большого документального фильма «Оборона Ленинграда».
С каким ликованием встретили ленинградские хроникеры — восковые, прозрачные, хрупкие (обнимая их, Кармен боялся, что они могут сломаться) — своего товарища из выстоявшей и победившей Москвы! А что для них значил грузовик с продуктами, собранный их московскими друзьями, которые и сами-то жили впроголодь!.. Эти «кремневые» (слова Кармена) ребята плакали и смеялись.
И первое, что сделал Кармен, увидев снятые ими блокадные кадры, было чисто в его духе. Он передал через Совинформбюро, написал в газеты о несломленных ленинградских летописцах блокады, о беспримерном мужестве и стойкости великого и прекрасного города на Неве, который навсегда останется в кадрах тех, кого он так горячо прижимал к сердцу... Юзик Хмельницкий, Ефим Учитель, Сережа Фомин, Володя Страдин, Валерий Соловцев...
Многие информационные агентства опубликовали его статью о том, в каких невыносимых условиях создавался фильм «Ленинград в борьбе».
«Наравне со всем населением операторы получали скудный хлебный паек... (На черновике статьи Кармен зачеркнул слова: «125 грамм хлеба в день» — по всей вероятности, еще нельзя было приводить цифры блокадного пайка.) Стояли жестокие морозы. Утром с Каменного острова, где помещалась студия хроники, взвалив на плечи аппарат и запас пленки, уходил в город оператор Ефим Учитель. Вместе с ним уходили по другому маршруту операторы Фомин, Страдин, Дементьев... Они шли по улицам города, окутанного ледяным дыханием суровой зимы, снимали кадр за кадром, согревая мерзнущий аппарат на своей груди. Нелегко полуголодному, усталому человеку пройти с грузом на плечах больше десятка километров. Но не было дня, чтобы не проходил по улицам города медленной походкой человек с киноаппаратом».
Кармен, как всегда, аккуратно вел дневник, фиксируя все, что казалось ему важным для жизни и работы осажденного города.
«...Появился новый финал фильма — всепобеждающее шествие весны по улицам пережившего тяжелую блокадную зиму Ленинграда...
Мне рассказывали, что сейчас, именно в эти дни перелома к лучшему, многие люди, не выдержав минувших испытаний, умерли. Я решил поехать на кладбище.
Жуткая картина предстала перед моими глазами. На Пискаревском кладбище вырытые экскаваторами глубокие траншеи — параллельные, длиной в триста метров, — были заполнены трупами, зашитыми в белые простыни, одеяла. Этих мертвецов я снимал на улицах Ленинграда, когда их везли, везли, везли...
Снимая тогда, я понимал, что вряд ли эти ужасные кадры появятся на экране. И вместе с тем я был убежден, что снимать нужно. Для истории».