«Зрители не видят героической обороны Ленинграда...»

Письмо Р. Г. Кацмана директору Ленинградской студии кинохроники Г. С. Халипову. 28 марта 1942 г.

«Зрители не видят героической обороны Ленинграда...»

06.02.2020

Опубликовано: "Цена кадраСоветская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Документы и свидетельства" (Авторы-составители: В.П. Михайлов, В.И. Фомин; Министерство культуры Российской Федерации, НИИ Киноискусства; Изд.: — М; «Канон+», РООИ «Реабилитация»; 2010; с. 175). Фото: "В цехе завода. Девочка укладывает болванки снарядов. 1942 год". Автор фото: В. Тарасевич. Источник: МАММ / МДФ.

«Зрители не видят героической обороны Ленинграда...»

Письмо Р. Г. Кацмана директору Ленинградской студии кинохроники Г. С. Халипову

28 марта 1942 г.

Директору Ленинградской студии кинохроники тов. Халипову

Горячий, дружеский привет!

Следовало бы Вам написать официальное письмо, очень строгое и ругательное, но решил все это передать через тов. Кармена, да к тому же к Вам отправлены подробные указания тов. Большакова.

К сожалению, несмотря на все наши указания и, в частности, на мои письма, — положение не изменилось. До сих пор в Москву ничего Вы не присылаете и зрители так и не видят героической обороны Ленинграда.

Изолировав себя от нас, ничего не сообщая о том, как идет у Вас работа — Вы ставите в нелепейшее положение не только зрителя, но и нас, и себя, ленинградских кинооператоров. А знать это мы должны. И, главное, должны получать от Вас материал. Непонятно, почему до сих пор не прислан материал для проявки в Москву, несмотря на то, что нам сообщил тов. Шумилов.

Должен сказать откровенно, положение таково, что если бы Вы находились в иной обстановке, мог быть поставлен вопрос об укреплении руководства Ленинградской студии. Очень, очень обидно, что, работая в такой тяжелой обстановке, Вы не даете того, что могли бы дать. Если уж в современном Ленинграде Вы снимаете — надо снимать главное и чтобы эти съемки видела страна. А она их не видит.

Всю работу по кинохронике в Ленинграде уполномочен наладить Кармен. Вы должны ему в этом помочь. Все это он будет делать в тесном контакте с Вами. А самое главное — создать замечательный документальный фильм об обороне Ленинграда. Фильм поручается Вашей студии, под руководством Кармена как режиссера фильма. Часть работы по фильму будет происходить в Москве. Пусть Вас это не ущемляет. От этого не исчезнет марка Ленинградской студии на фильме.

Для того, чтобы немного поддержать кинохроникеров, Комитет посылает продукты. Нужно будет их распределить. Часть выдать работникам вообще, а, главное, обеспечить тех, кто будет работать над фильмом.

Несколько слов о Беляеве. Вы уже второго человека зачисляете в дезертиры. Неправильно делаете. О Донце я Вам уже писал, Беляев официально отозван через Политуправление Наркомата Военно-морского флота и временно направлен на другой участок фронта, после чего будет снова откомандирован в Ленинград. <...>

Используйте как следует приезд Кармена, помогите ему, выправьте положение со съемками. Нужно сделать все, чтобы был создан замечательный фильм об обороне Ленинграда.

Привет всем хроникерам Ленинграда, уверен, что с приездом Кармена будет обеспечен перелом. Вы начнете нам писать, информировать о работе и присылать материал.

Еще раз жму руки

                                                                                               Кацман

 Р.S. Мне сообщил Бердакин1 о том, что с женой Вашей все в порядке: жива, здорова, живет во Фрунзе. Очень волновалась о Вас, недавно пошла к ней телеграмма.

Необходимо сообщить, как живет семья Масленникова, мать Марченко и другие родственники ваших работников, работающих в киногруппах вне Ленинграда. Ко мне поступали от них неоднократные запросы. Сообщите тов. Гроберу, что его телеграмму переслал брату, который сейчас работает в киногруппе Северного флота.

Москва, 28 марта 1942 г.

РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 100. Л. 2— 2 об.

1 Бердакин  Мирон Савельевич (1906 (по другим данным — 1896 г. - Прим. ред. сайта) — ?) — начальник производственного отдела Главкинохроники.