27.01.2020

В.П Михайлов, В.И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в  Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: "Цена кадраСоветская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Документы и свидетельства" (Авторы-составители: В.П. Михайлов, В.И. Фомин; Министерство культуры Российской Федерации, НИИ Киноискусства; Изд.: — М; «Канон+», РООИ «Реабилитация»; 2010; с. 1048). Фото: кадр из фильма "Ленинград в боорьбе" (1942).

Впервые война была показана как трагедия в ленинградском кинорепортаже. До сих пор в кино и литературе она изображалась без крови и потерь. Даже в московском кино-репортаже, передавшем на экране ощущение смертельной опасности, нависшей над советской землей, война изображалась несколько облегченно. Зритель не видел, каким трудом и какой кровью достигалась победа. В ленинградском кинорепортаже героизм и мужество защитников города Ленина показывались в преодолении человеком страшных мук холода, голода и отчаяния.

Ленинградский кинорепортаж велся в течение всей блокады. Сейчас малое количество съемок в первый самый тяжелый год блокады, может быть, вызовет упрек кинодокументалистам. Но их было тогда очень мало. Часть погибла в первые месяцы войны, некоторые были ранены, многие болели.

Им приходилось сразу работать на нескольких фронтах: под Ленинградом, на Волховском фронте, на Ладоге — на «трассе жизни», на флоте, в самом городе и у партизан в тылу врага.

С начала 1942 года операторов в Ленинграде несколько прибавилось. В город вернулся Е. Учитель; выздоровели больные, пришла молодежь — ассистенты операторов Л. Изаксон, Б. Дементьев, Э. Лейбович, Г. Захарова; хронику стали снимать оставшиеся в городе после эвакуации киностудий операторы художественных и научных фильмов: А. Погорелый, О. Иванов, А. Левитан, А. Ксенофонтов, Е. Шапиро [1] .

Работать в зиму 1941—1942 гг. было тяжело; от голода кружилась голова, трудно было каждый день по несколько километров в разные концы города на себе таскать вдруг ставшую невероятно тяжелой киноаппаратуру. В помещениях киностудий было холодно, работали под постоянным артиллерийским обстрелом и бомбежками.

Но самые большие трудности были с пленкой. Связь с московской киностудией оборвалась, кончились запасы пленки. В начале декабря из-за отсутствия воды и электричества перестал выходить городской «Северный киножурнал» (за 1941 г. было выпущено 60 номеров и 5 спецвыпусков), съемки почти прекратились. С начала 1942 года, когда восстановилась связь с Москвой, возобновились выпуски киножурнала (он стал называться — «За советскую Родину», за город Ленина», ныне журнал «Ленинградская кинохроника»). Однако трудности в стране с пленкой не позволили развернуть съемки широко.

Ленинградский кинорепортаж создавался так же, как и киевский, одесский и московский. В нем был и период иллюзий первых военных дней, и увлечение ассоциативными съемками (этому особенно способствовала общая историческая атмосфера города Ленина — колыбели революции). Операторы видели, как с каждым днем крепла решимость народа драться до конца. Так же, как в одесском и московском кинорепортажах, в ленинградском основную часть составляли съемки на улицах города. Так же, как и в московских съемках, городской пейзаж Ленинграда передавал ощущение нарастающей смертельной опасности. Но в ленинградских съемках городской пейзаж был драматичным; война шла на улицах Ленинграда. Операторы снимали разрывы вражеских бомб, падающие стены домов, пожары.

Кадры хроники запечатлели как бы медленное угасание жизни большого города. Застыли в сугробах вагоны трамваев, шатаясь от голода и часто падая, с трудом передвигались по занесенным снегом улицам одинокие фигурки прохожих, женщины и дети везли на санках трупы умерших, около прорубей и замерзших колонок застыли очереди за водой. В инее холодного тумана неподвижно повис тусклый слепой диск солнца. Движение в кадре прекращалось; казалось, умирал весь город.

Особая впечатляющая сила кадров ленинградского репортажа была в их будничности: это были кадры не исключительных событий, сенсаций, а повседневной жизни.

Ленинградские кинодокументалисты создали самую трагическую, впечатляющую страницу в кинолетописи Великой Отечественной войны не потому, что владели каким-нибудь особым художественным мастерством, — жизнь и величайшая трагедия их родного города, свидетелями которой они стали, заставила их снимать так, как они снимали. Они считали своим долгом перед страной (из-за отсутствия связи Большая земля в свое время не увидела многих кадров), перед историей рассказать правду о страданиях и мужестве ленинградцев. Они видели в своих съемках суровый обвинительный приговор фашизму, гитлеровским варварам.

Поэтому ленинградскому кинорепортажу была присуща документальная строгость и эмоциональная сдержанность исторической летописи. Казалось, крик отчаяния и боли, застывший на лицах голодных, обессилевших ленинградцев, требовал крупных планов лиц, внутренней экспрессии, но почти все ленинградские кадры сняты ровно, несколько сухо и преимущественно общим планом.

Операторы не пропускали фактов, обличающих злодеяния фашистов. В. Страдин, ставший невольным свидетелем попадания вражеского снаряда в здание детского сада, снял трупы убитых и раненых детей; в сорокаградусный мороз, в бомбежку Г. Шулятин снимал пожар госпиталя...

Факты обвинения накапливались из дня в день. И одновременно в документальных кадрах с темой отчаяния и страдания возникает тема мужества и героизма.

Героический дух защитников Ленинграда наиболее ярко и зримо проявился в кадрах, рассказывавших о трагедии осажденного города. Операторы, снимая ли старого рабочего, пытающегося дыханием согреть руки у станка, или закутанного в женские платки замерзающего в холодном зале Публичной библиотеки ученого, машинально, щепотка за щепоткой, съедающего свой скудный дневной паек хлеба, или женщину с девочкой, везущих на санках тело умершего, прохожих, падающих в снег от истощения... — хотели показать трудности блокады. Но в этих трагических человеческих страданиях зрители увидели и другое — мужество людей, их волю к победе, которую не могли сломить ни ежедневные обстрелы города фашистами, ни холод, ни голод, ни смерть близких. В этом была правда истории.

Таким образом, начало Великой Отечественной войны более полно и исторически достоверно было отражено не столько в кинорепортажах о военных действиях на фронтах, сколько в съемках операторов на улицах городов, к стенам которых вплотную подошла война.

  1. РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 110. Л. 42.

_______________________________
Вступительный текст к этой подглавке написан В.П. Михайловым.


Материалы по теме