«Лоскутное одеяло». Год 1952-й

Здравствуйте, Элик и Зоя! Приветствую вас с седого Урала...

«Лоскутное одеяло». Год 1952-й

19.01.2020

Василий Васильевич Катанян (21 февраля 1924, Тбилиси, СССР — 30 апреля 1999, Москва, Российская Федерация). Лауреат Ленинской премии (1980). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988). 

Опубликовано: Катанян В.В. «Лоскутное одеяло» (Про всё) (изд.: — М.; «Вагриус»; 2001 год). Фото: "Студенты педагогического училища". Свердловск (ныне Екатеринбург), 1952-1953 гг.". Источник: www.russiainphoto.ru.

Книга «Лоскутное одеяло» составлена из дневниковых записей, которые В. Катанян вел на протяжении всей жизни (начиная с детских лет), — о литературе и кино, политике и повседневной жизни, учебе во ВГИКе и работе на ЦСДФ. Книга была издана 2001 году издательством «Вагриус». Предисловие написал режиссер Эльдар Рязанов.

1952

21 января. Свердловск.

"Здравствуйте, Элик и Зоя!

Приветствую вас с седого Урала. Свердловск — конструктивизм плюс избы 1800 года. Два дня мучился с гостиницами, так как сразу двадцать соревнований и все кишит спортсменами и все они живут в гостиницах. Меня поселили в восьмикоечную комнату с баскетболистами, которые просыпаются в семь утра и начинают прыгать по комнате, как обезьяны. В номере нет форточки, и насчет топора в воздухе можете не беспокоиться. И еще для того, чтобы попасть в эти чертоги, меня осмотрели в санпропускнике нагого, как Адама, и заставили заполнить анкету, точно я собираюсь за границу. Теперь о съемках — в сельской школе снимать нельзя, так как малюсенький класс, будем снимать кросс и катание с гор, что, конечно, не одно и то же. Скука, и фантазия не работает, да и что тут нафантазируешь? Что будет с фильмом — не представляю, два дня светит солнце, а операторы не приехали. Я занимаюсь ненавистным делом — договариваюсь, достаю лыжи и флаги, вру пионервожатым: что-то назначу, а потом, краснея, отменяю, так как операторы опять не приехали.

Смотрел в кино "Правда хорошо, а счастье лучше" — новый жанр: спектакль на экране. Идет 4 часа с антрактом, билет стоит 12 рублей. Полная деградация кинематографа, ставят камеру в первом ряду Малого театра и без затей снимают. Ужасная театральщина — полотняная листва, видны гримы и парики, все снято с двух точек! Назад к Ханжонкову. Такого количества маменек и Поликсенушек организм не выдержал, и я ушел через два часа.

А как ваша жизнь? Уехала ли Зойка снимать в Ленинград? Если да, то привет ей, если нет — тоже. Ждите меня, и я вернусь. Видел в комиссионке "Ма-джонг" за 250 р. — слоновая кость с бамбуком. Раздумываю...

Целую крепко всю семью.

В.".

12 апреля. Перед очередными выборами в киножурнале "Новости дня" был помещен сюжет, как агитатор приходит в дом престарелых. После сдачи журнала (или фильма) ассистенты пишут монтажные листы — описание кадра, его длина и т.д. — для Кинореперткома. Обыкновенная, прозаическая работа, но здесь получилась просто поэма:

Общий — Комната, стоят кровати.

Средний — Входят старушки.

Общий — Старушки взбивают подушки.

Крупно — Старушка.

Крупно — Подушка.

Средний — Старушки взбивают подушки.

Крупно — Подушка.

Крупно — Старушка.

Общий — Входит агитатор.

20 июня. Вернулся со съемки на знаменитом Перекопе. Снимал для "Пионерии". Жили в доме колхозника — изба. Жара была несусветная, снимали мы в степи и часов в пять вернулись в Перекопск с единственной мыслью вымыться и выпить воды. Наша изба, разумеется, оказалась закрытой, хозяйка ушла. Рукомойник-рукосуй во дворе (прозванный "вымя козы") — пуст, возле колодца нет ведра. Неподалеку столовка — тоже закрыта, в ларьке, кроме водки, питья нет. Тучи мух. Вся зелень выжжена, все покрыто пылью-песком, дует обжигающий ветер. Грязные, усталые, голодные, с пересохшим горлом нашли клочок тени и в изнеможении плюхнулись на каменную землю. Вокруг грязь и мерзость, не видно ни души — все попряталось от зноя, и только репродуктор на столбе на весь поселок громко разносит бодро-веселый хор Пятницкого:

Наша родина вся розами цветет,

Наша родина вся розами цветет,

Мудрый Сталин к коммунизму нас веде-е-е-т!

7 августа 1952.

"Дорогая Зоечка.

Я уже третью неделю сижу в Курганной, и на меня льют дожди и дуют ветры. Мы не снимаем и сходим с ума от тоски и злости. Сегодня ездил в соседнюю деревню, где работает Ирка Чистякова ассистентом у Гиндельштейна. Они все там тоже заплесневели от дождей и дохнут от тоски, да еще сидят голодные, так как "Научпоп" не шлет им денег. Я ее накормил в чайной яичницей и пивом и купил Золя, чтобы она не разучилась грамоте.

Напиши мне в Краснодар, куда писать Элику? Он разбросан по всему Дальнему Востоку. Как у тебя дома, что работаешь? Писать больше не о чем, хоть убей не про дожди же! Обнимаю тебя, и напиши Элику привет от меня. Целую.

В.".

5 сентября 1952.

"Дорогая Зоечка.

Новороссийск — город своеобразный и довольно фотогеничный, но съемки у меня неинтересные, стандартные, и просто мутит от однообразия и штампа. Когда же мы, молодые, скажем что-нибудь новое? Позор нам, что мы ничем не отличаемся!!! Ни на экране, ни в жизни - даже белым летним костюмом, который здесь купил, — в нем я вылитый председатель сельпо.

Я не понимаю, откуда у тебя сетования на разлуки с Эликом? Мы что, в бухгалтерии работаем? Это там всю жизнь сидят на одном месте, а мы носимся и будем носиться по всему белу свету, и нет нам пристанища! Учти это и всеми силами души постарайся проникнуться психологией Пенелопы.

Рязанов все еще ловит китов? Я ему послал письмо во Владивосток, он мне подробно все описал, но когда вернется — не знает. Целую и скучаю.

Вася".

26 сентября. Новороссийск. Сегодня съемку отменили, и мы с Фельдманом пошли на базар, горы фруктов по 2-4 рубля кило. Здесь же аттракцион: какой-то старикан за 1 рубль показывает в стереоскопе пять горных пейзажей. На ухо Зяме он таинственно сообщил, что за 5 рублей он может показать порнографию. Мы за ценой не постояли, и он нам тут же продемонстрировал:

  1. Венеру Милосскую
  2. Венеру с зеркалом
  3. Маху раздетую
  4. Ню Ренуара

Наш шофер остался в полной уверенности, что это и есть то самое.