09.01.2017

Алексей Александрович СУРКОВ (1899 — 1983)

Автор:
Алексей Александрович СУРКОВ (1899 — 1983)

Поэт, журналист, общественный деятель; Герой Социалистического Труда (1969); Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1951); Батальонный комиссар (1941); Редактор журнала «Огонёк»; Член Всемирного Совета Мира; Депутат Верховного Совета; 1-й секретарь Союза писателей. Кроме стихов А. А. Сурков писал критические статьи, очерки и публицистику. Опубликовал сборник статей и выступлений по вопросам литературы «Голоса времени» (1962).

Материал впервые опубликован 20 декабря 1947 года в газете «Культура и жизнь».

За последнее время советское документальное кино порадовало зрителей рядом полнометражных цветных документальных фильмов. Сейчас на экранах Советского Союза демонстрируется новый документальный цветной фильм «Советская Украина» производства Украинской студии кинохроники

По качеству съемки и печати это несомненно удачнейший из всех ранее выпущенных цветных документальных фильмов. Он наглядно демонстрирует неуклонный рост технического качества нашего цветного киноискусства и раскрывает новые возможности творческого применения цветных с'емок в документальном кино.

Украина. 1947 год. Фото: Robert Capa (Endre Friedmann; 1913-1954).
Гаснет свет в зале, и зритель, как бы очутившись на сказочном "ковре-самолете", отправляется в замечательное путешествие над солнечными просторами Советской Украины. Один за другим перед взором зрителя возникают живописные степные пейзажи. Голубыми лентами струятся в зеленых берегах полноводные украинские реки. Набегают на берег пенные волны Черного моря. Курчавятся темнозеленой листвой могучих лесов склоны Карпатских гор. И голос диктора, напутствуя зрителей к путешествию, звучит торжественно и гордо:

"От донецких степей до зеленых гор Закарпатья, от древних черниговских лесов до Черного моря, — Украинская Советская Социалистическая Республика, родная сестра великой России, равная в содружестве свободных народов Советского Союза".

Большая группа лучших кинооператоров советской кинохроники снимала этот фильм. Они разъехались во все концы Украины — на север и на юг, на восток и на запад. Зоркий глаз объктива съемочной кинокамеры заглянул и в цехи возрождающихся заводов, и в подземные забои донецких шахт, и на просторные поля Украины в горячую пору уборки урожая...
Подчиненный организующей мысли сценария, весь этот многообразный материал слился в единую яркую и впечатляющую панораму жизни Советской Украины, возрождающей свои разрушенные войной города, села, заводы, фабрики, шахты, порты, уверенно и победоносно шагающей в общем строю братских республик Советского Союза по начертанному великим Сталиным маршруту послевоенной пятилетки.

Кадр за кадром сменяется на экране. И эти сменяющие одна другую картины сливаются воедино в победную песню о торжестве всепобеждающего труда советских людей, окрыленных единой целью — как можно скорее залечить страшные раны, нанесенные войной, как можно быстрее итти вперед к сверкающей цели — построению коммунизма.
Давно ли над этими степями, утопающими в золотом разливе пшеничных полей, гремела грозная музыка войны. Давно ли над этими городскими улицами и площадями, заводскими цехами, гигантскими домнами и шахтными копрами хищной стаей кружились вражеские пикировщики, сбрасывая смертоносный груз бомб...

Лишь три — четыре года отделяют нас от тех дней. Еще многое в городах, на заводах, в широкой украинской степи напоминает об этом недавно минувшем.

Киев. Бульвар им. Шевченко.1947 год. Фото: Robert Capa (Endre Friedmann; 1913-1954).Руины не восстановленных еще цехов, хаос бетонных глыб и горелого железа рядом с возрожденными домнами. Сметенные с лица земли кварталы киевского Крещатика по соседству с нарядным зданием восстановленного оперного театра. Могила юных героев Краснодона рядом с ожившими шахтами. Опустевший дзот, в амбразуру которого заглядывают крупные и тяжелые пшеничные колосья. 

Киев, Крещатик.1947 год. Фото: Robert Capa (Endre Friedmann; 1913-1954).
Животворящее дыхание трудового героизма миллионов тружеников Советской Украины оживило испепеленную войной землю. И когда перед зрителями проходят картины сегодняшних городов, одетых в леса гигантской стройки, индустриальные пейзажи "всесоюзной кочегарки" — Донбасса с лесом дымящихся заводских труб, с бесконечными лентами угольных железнодорожных составов, возникают очертания днепровской плотины и гигантские домны Донбасса, Мариуполя, Запорожстали, когда перед ними проходят вереницы "степных кораблей" — комбайнов, убирающих пшеницу и рожь, и вырастают аккуратные, утопающие в зелени, ряды чистеньких сельских мазанок, — чувство радости и гордости не может не прихлынуть горячей волной к сердцу.

Вот он — весомый и зримый итог богатырского трудового напряжения народа, знающего свое место и свою цель в жизни, никогда не надеявшегося ни на каких зарубежных или заокеанских "благодетелей", привыкшего и в годы трудовой и в годы военной страды считать священной заповедью слова своего великого вождя о том, что "нет таких крепостей, которых большевики не могли бы взять".

В рядах воинов, освободивших эти поля, эти города и села от ярма немецко-фашистских захватчиков, в одном строю шли и украинец, и русский, и грузин, и казах, и туркмен, и азербайджанец. Героизмом всего многонационального советского воинства была вызволена из фашистской неволи украинская земля.

И теперь собрались со всех концов великого Союза воины труда - бетонщики и арматурщики, каменщики и монтажники, слесари и землекопы, чтобы вдохнуть жаркое дыхание жизни в домны и мартены, шахты и турбины. И вся промышленность Союза - москвичи и ленинградцы, уральцы и сибиряки - строила и слала ударными маршрутами станки, турбины, цемент, балки, рельсы городам и заводам Украины, чтобы скорее они поднялись для жизни, для труда, для победы коммунизма.

Перед зрителями множество человеческих лиц. И среди них всему Советскому Союзу знакомые лица славных представителей сталинской гвардии труда — старейшего доменщика Ивана Григорьевича Коробова, лауреата Сталинской премии, выученика героически погибшего Макара Мазая, мариупольского сталевара Михаила Кучерина; славных тружеников полей — Прасковьи Ангелиной, Марка Озерного, Анны Кошевой, Котик и других; лучших людей науки и искусства Советской Украины — Героя Социалистического Труда ПатонаПалладина, любимого народом певца Паторжинского; лучших представителей украинской советской литературы, знаменитых командиров фронта стройки и промышленности, таких, как руководитель восстановления Запорожстали Дымшиц и забойщик Герасим Запорожец и Евгений Пастухов, чьи имена с гордостью произносят шахтеры Донбасса.

За полтора часа зрители многое узнали о том, что сейчас делается на Украине, увидели ее жизнь и в трудовых буднях и в радостные праздничные дни, когда подводятся победные итоги трудовых усилий. Мы побывали и в коренных областях, над которыми уже десятилетиями развевается красное знамя Советов, и в западных областях, и в самой молодой — Закарпатской области, где люди лишь недавно почувствовали всю могучую, преобразующую силу советского строя.

Мы многое увидели на экране. Но жизнь гораздо богаче и многообразнее того, на чем остановился глаз киноаппарата, фиксировавшего кадры этого фильма.

Почувствовав огромную силу цвета в изображении, и постановщики этого фильма и операторы несколько увлеклись показом красивых картин природы, эффектными по цветовым контрастам индустриальными "натюрмортами", пестрыми "этнографическими" картинами свадеб и "праздников урожая", несколько обеднили самую существенную часть кинорассказа. Трудовые будни Советской Украины показаны более скупо, чем хотелось бы зрителю. Поэтому новое, что отличает нынешний трудовой подъем народа и является основой его побед, прозвучало в картине более приглушенно, чем "извечная" красота степных, лесных, горных пейзажей, морского прибоя и плавного течения рек.

При всех этих явно ощущаемых зрителем недочетах картина «Советская Украина» — явление яркое и выдающееся. Она укрепляет в зрителях горячее чувство любви к социалистической Родине, обогащает их знанием жизни одной из крупнейших союзных республик и вливает в сердца советских людей новую волну уверенности а том, что великие задачи строительства коммунизма в нашей стране, начертанные в плане послевоенной сталинской пятилетки, будут выполнены нашим народом в четыре года.


Полнометражный цветной документальный фильм «СОВЕТСКАЯ УКРАИНА» (1947)

Производство: Украинская студия кинохроники

(Учетный № РГАКФД: 7869)

Создатели фильма:

Авторы сценария: Леонид Первомайский, Александр Кузнецов   
Режиссеры: М. Слуцкий, Г. Тасин, А. Кузнецов
Гл. оператор А. Кричевский,
Операторы: К. Богдан, В. Войтенко  

Композиторы: Дмитрий и Даниил Покрасс, А. Штогаренко  
Второй режиссер Я. Авдеенко
Звукооператоры: Д. Овсяников, И. Ренков
Диктор Л. Хмара
Музыкальное оформление: Д. Блок, В. Васильев
Асс. режиссёра  Михаил Израилев  
Асс. по монтажу Е. Марфич
Асс. оператора: Белла Куптиевская, В. Шубский, В. Пономаренко
Редактор Зиновий Роднянский   
Директор картины Давид Яновер

СПРАВКА

После окончания Великой Отечественной войны на территории Западной Украины продолжала действовать мощная и разветвленная сеть Организации украинских националистов Украинской повстанческой армии ОУН-УПА*. Для их разгрома советской власти потребовалось почти десять лет. В период борьбы с оуновцами* погибли 25 тысяч военнослужащих, сотрудников органов госбезопасности, милиции и пограничников, 32 тысячи человек из числа советского партактива.

*Террористическая организация, запрещенная в России.

 Использованы материалы из открытых интернет-источников.


Материалы по теме