Опубликовано: НВО от 19.01.2018 г. ("Независимое военное обозрение" — еженедельное приложение к "Независимой газете"). Фото: "Марк Трояновским с Брежневым и Мамоновым в районе Краснодара. Конец 1942 года". Фото из личного архива А.М. Трояновского.
В 1930-е годы кинохроника становится самостоятельной отраслью кинематографии. В отсутствие телевидения, делавшего лишь первые шаги, документальные фильмы и киножурналы являлись единственным источником аудиовизуальной информации для населения. Кинолетопись страны создавалась на 12 студиях кинохроники, расположенных в самых разных частях СССР. Одним из летописцев советской эпохи был Марк Антонович Трояновский, творчеству которого посвящена виртуальная фотовыставка, представленная на сайте «Музей ЦСДФ».
Заслуженный деятель искусств РСФСР, дважды лауреат Сталинской премии (1947, 1948), орденоносец Марк Трояновский не был обделен вниманием власти, но при этом достаточно равнодушно относился к наградам и славе, целиком посвящая свою жизнь любимой профессии. Он родился 19 декабря 1907 года в Петербурге в семье потомственных дворян Варшавской губернии. Его отец Антон Трояновский был военным врачом, а родной брат отца Александр впоследствии стал видным советским дипломатом, послом СССР в Японии и США. Кинематографом Марк увлекся еще в школе, тогда же у него появился первый фотоаппарат. После окончания в 1929 году Государственного техникума кинематографии (ныне – ВГИК им. Герасимова) он начинает снимать свои первые документальные киноленты.
На выставке представлено более 100 фотографий с комментариями на основе дневниковых записей, которые вел Трояновский. Первые записи появились в 1931 году – во время съемок фильма о строительстве Магнитки. После этого Трояновский запечатлел на кинопленку многие события эпохи: ледовый поход на «Сибирякове» (1932), гибель ледокола «Челюскин» и спасение его экипажа (1934), экспедицию Папанина на Северный полюс (1937), первый перелет по маршруту Москва – Антарктида (1962), строительство Асуанской плотины в Египте (1964)...
Особое место в его жизни и творчестве занимает Великая Отечественная война, в которой он участвовал с первых дней. 26 июня 1941 года Марк Трояновский ушел на фронт вместе с первой группой кинооператоров. Вскоре он возглавил киногруппу Южного фронта, снимавшую оборону Одессы, вместе с оператором Соломоном Коганом отходил из осажденного города с последними кораблями. Эти события оставили в душе Марка глубокий след.
По возвращении в Москву в октябре 1941 года он написал в дневнике:
«О, Одесса! Как она много сделала для меня лично. На всю жизнь она воспитала во мне веру в несокрушимый русский Дух, в силу нашего оружия, в нашу Армию».
В 1942–1943 годы Марк Трояновский руководил киногруппами Закавказского и Северо-Кавказского фронтов, часто оказываясь с самом эпицентре боевых действий. А в конце декабря 1943 года новое назначение – он становится начальником отдела фронтовых киногрупп Центральной студии кинохроники в Москве и одновременно заместителем начальника Управления фронтовых киногрупп «Главкинохроники».
Война оставил в его душе глубокий след. В письме матери есть такие слова:
«Не знаю, найду ли таких друзей, с которыми связала меня судьба и тяжелые дни отступления в период боев за Кавказ. От тех знакомств останутся следы и отношения на всю жизнь…»
24 июня 1945 года Марк Трояновский вместе с другими кинооператорами участвовал в съемках Парада Победы на Красной площади.
Подробное и четкое фиксирование происходящего было характерной чертой Марка Трояновского. Ему были невероятно интересны люди – участники событий. Уже после его смерти в свет вышли две книги, в основу которых легли его воспоминания, дневниковые записи, письма, а также фотографии. В настоящее время многие из этих фотографий предоставлены Музею ЦСДФ сыном кинодокументалиста – Алексеем Трояновским.