Операторы и работники фронтовых киногрупп. Рымарев Дмитрий Георгиевич


15.12.2019

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в  Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 795 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Кинооператоры и фотокорреспонденты на линкоре Севастополь с командующим ЧФ Ф.С. Октябрьским. 1942 год". На фото (сидят в первом ряду): кинооператоры 
Д. Рымарев (слева), Ф.С. Октябрьский (третий слева), кинооператор Ф. Кротик-Короткевич (справа); стоят на фото (слева направо): асс. кинооператора К. Ряшенцев и зам. начальник киногруппы Н. Левинсон. Автор фото: Соколенко А.С. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 6046612 ("Музей обороны Севастополя")

Рымарев Дмитрий Георгиевич (1909–2000)

Оператор документального кино. Русский. Беспартийный[1]. В 1932 окончил ГИК. Работал на «Союзкинохронике» / Центральной студии кинохроники. С июля 1941 г. – в киногруппе Черноморско­го флота. В 1944 – 1945 – в киногруппе Карельского и 2-го Укра­инского фронтов. Принимал участие в съемках фильмов «Чер­номорцы», «К вопросу о перемирии с Финляндией», «Победа на юге», «Будапешт», «Вена», «Парад Победы».

«Рымарев, – писала кинокритик Дая Смирнова, – на третий день войны ушел с первой киногруппой на фронт, на Черномор­ское направление военных действий. Первые кадры снял в су­хопутных боях на Ишуньских позициях. Героическую и трагическую оборону Севастополя он снимал от начала до конца. Материал, вошедший в отдельный спецвыпуск, навечно врезался в память и душу, но особенно – гибель крейсера "Червона Украiна". Что сделали с кораблем и моряками два десятка фашистских бомбардировщиков, можно не объяснять. Выгоревший крейсер несколько часов держался на плаву, а ночью затонул у Графской пристани.

Потом был Майкоп, где базировалась авиация Черноморского флота, и съемки с воздуха. Немецким кораблям, блокировавшим Севастополь, тоже кое-что перепадало от наших бомбардировщиков. С лета 1944-го Рымарев снимал Карельский фронт, форсирование Свири, бои за Будапешт на 2-м Украинском фронте, Дунайскую флотилию на 3-м Украинском. Из Вены его отозвали снимать первомайский парад в Москве. Перед отъездом на одной из улиц Вены профессиональный глаз Рымарева углядел через распахнутые двери трофейного склада коробки пленки "Агфаколор" с трехцветными этикетками, и, преодолевая запрет начальника трофейной команды, оператор привез коробку цветной пленки тогдашнему директору ЦСДФ Сергею Герасимову. Первомай­ский парад был снят в цвете. Не зря Рымарев занимался цветными экспериментами с 1937 года».

(Смирнова Д. Они снимали за Родину // Искусство кино. 2007, № 5.)

В 1942 г. его работа в составе киногруппы Черноморского флота получила очень вы­сокую оценку:

«За полугодие заснял 15 сюжетов. Большая часть использована в фильмах "День войны" и "Черноморцы", 3 сюжета включены в СКЖ.

Тов. Рымарев – боевой оператор, разносторонне владеющий своим искусством. Хорошо проявил себя в съемках Севастополя. Работал истово, горячо и дал ряд кадров, показывающих самые различные стороны обороны героического города.

Из операторов Черноморской группы тов. Рымарев выделяется своей подвижностью и наблюдательностью. Он избегал снимать только на бортах кораблей, но посвятил значительную часть своих кадров показу действий отрядов нашего флота на побережье.

Сейчас он переключился на съемку большой темы "Черноморцы в боях за Кавказ" и уже дал в этом плане ряд неплохих кадров для СКЖ.

Директор Центральной студии кинохроники Головня.

Редактор Попов».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 65.)

Однако не во всех киногруппах, в составе которых снимал Рымарев, он получал за свою работу одни пятерки и восторженные отзывы. Начальник киногруппы 2-го Укра­инского фронта А.А. Лебедев охарактеризовал своего подчиненного далеко не лучшим образом:

«Кинооператор Рымарев Дмитрий Георгиевич. Квалифицированный оператор, но принадлежащий к типу людей, "пересиживающих" войну. С августа 1944 года по декабрь он по личной инициативе предпринял поездку по маршруту: Бухарест, София, Бухарест, Одесса, Севастополь, Одесса, Констанца, Бухарест, 2-й Украинский фронт, сняв за это время только приход Черноморской эскадры в Севастополь, имея совершенно другие задания.

Его работа на 2-м Украинском фронте тоже не отличалась особой производительностью. Посланный для съемок в Чехословакию, он дал чисто "отписочный" материал.

В период Будапештской операции в его работе наметились некоторые сдвиги. Будучи прикомандирован к одной из пехотных частей, он дал настоящий боевой материал, получивший высокую оценку.

Его дальнейшая работа покажет, насколько он осознал свои ошибки и перестроил свое отношение к работе».

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 102.)

Вот так контрастно виделась и оценивалась самими участниками фронтовых кино­групп работа некоторых своих коллег. Из уважения ко всем к ним не будем стыдли­во замазывать сегодня эти противоречия. Прибавим к сказанному лишь еще несколько штрихов:

Рымарев Дмитрий Георгиевич дважды лауреат Сталинской премии.

Награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды.

После войны интересно и плодотворно работал на ЦСДФ.

________________________________
1. По данным  справочника "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 714) Рымарев Д.Г.  — член ВКП(б)  — КПСС с сентября 1945 года.

МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ ОПЕРАТОРОВ

«ОСВОБОЖДЕНИЕ ТАМАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА»
11 октября 1943 г.
Монтажный лист
Оператор: Рымарев
Пленка «Союз», СЧС-2, эм. № 858. Метраж 240 м
Снято:
1. Действие нашей артиллерии. Беглый огонь. На заднем плане возникает разрыв немецкого снаряда.
2. Огневой налет нашей артиллерии на передний край немецкой обороны в районе
станицы Старотитаровской. Разрывы.
3. Проходы наступающих войск Кр. Армии. Идут тягачи с тяжелыми орудиями. Движется пехота.
4. Действия подразделений N-ской бригады. Движение по траншеям. Бойцы N-ской бригады ведут ружейно-пулеметную перестрелку с противником. Вдали разрывы немецких снарядов. Крупно: в окопе ведет огонь из автомата командир роты четырежды орденоносец капитан Меркулов Ларион Яковлевич. Рядом с ним телефонист. Телефонист скручивает цигарку и дает закурить своему командиру. Меркулов закуривает и продолжает вести огонь, затем отдает распоряжение телефонисту: подавить обнаруженную им огневую точку противника.
5. N-ская бригада под командованием полковника Косоногова Л.В. первая входит в г. Тамань. Население Тамани встречает бойцов Кр. Армии, угощая вином и виноградом.
Общий план Тамани. Памятник запорожцам, первыми высадившимися в Тамани 25 августа 1792 года.

Примечание: этот материал весь событийный, снят мною в дополнение к основному
материалу, который снимала группа Южного фронта. Я снимал с расчетом на то, что об
освобождении Таманского полуострова будет сделан специальный выпуск.
Оператор Рымарев.
Подлинник. Машинопись.

 

«Мадьярский батальон с оркестром, сдавшийся в плен...»

«БОИ НА УЛИЦАХ БУДАПЕШТА»

19 января 1945 г.

Монтажный лист №№ 102, 103

Операторы: Касаткин П.Д. и Рымарев Д.Г.

Артиллерия на прямой наводке на улицах города. Расчет старшего лейтенанта Щербакова ведет огонь. Расчет гв. сержанта Алексеева ведет огонь с одной из центральных площадей.

Минометный расчет ведет огонь на площади.

Баррикады на улицах Будапешта. Захваченные немецкие орудия. Убитые немцы. Пленные мадьяры на улицах города. Мадьярский батальон с оркестром, сдавшийся в плен.

Мадьяры разрезают на куски убитых немецкой бомбой лошадей на фоне горящего после бомбежки дома.

Улицы Будапешта. Пожары в городе. Население Будапешта на улицах. Передвижение войск по улицам Будапешта и др. кадры, как-то: отдельные кадры продвижения нашей пехоты вдоль улиц, занимающей квартал за кварталом города.

Рымарев, Касаткин.

Метраж: Касаткин – 250 м, Рымарев – 180 м.

Незаверенная копия. Машинопись.

«Первый раз в истории русский военно-морской флот дошел до Вены...»

13 апреля 1945 г.

Монтажный лист

Оператор: Рымарев Д.Г.

Краснознаменная Дунайская флотилия участвовала в боях за Вену, взаимодействуя со 2-м и с 3-м Укр. фронтами. За Венскую операцию флотилия получила орден Нахимова I степени.

Дунайская флотилия состоит из боевых катеров и БОС (Береговой Отряд Сопротивления). БОС имеет арт. батарею из 4-х орудий калибра 122 мм, батарею самоходных пушек и морскую пехоту. Все эти подразделения участвовали в Венской операции.

Снято:

Бронекатера Дунайской флотилии идут по Дунаю и занимают огневые позиции по берегу. <…>

Бронекатера идут полным ходом вверх по Дунаю и ведут беглый огонь по Вене. Первый раз в истории русский военно-морской флот дошел до Вены. На головном катере крупно (на ходу) справа командир БК-243 (4-й дивизион) лейтенант Николаев В.П., командир 4-го диви­зиона Герой Советского Союза капитан-лейтенант Великий В.И., артиллерист 4-го дивизиона ст. лейт. Григолов С.Г. Командующий Дунайской флотилией контр-адмирал Холостяков и член Военного совета Матушкин вручают ордена морякам батареи самоходных пушек.

Пленка «Агфа Суперпан» – 330 м.

Рымарев.

Подлинник. Автограф. Название в монтажном листе отсутствует.

«Катера Дунайской флотилии на фоне Братиславы поднимаются вверх по Дунаю...»

«БРАТИСЛАВА»

8 апреля 1945 г.

Монтажный лист

Оператор: Д. Рымарев

Пленка «Агфа Суперпан». Метраж 240

Снято:

Общие планы Братиславы. Переправа через Дунай. Машины и техника проходят по понтонному мосту в Братиславу. Катера Дунайской флотилии на фоне Братиславы под­нимаются вверх по Дунаю, проходя через взорванный немцами мост[1]. Улицы Братиславы. По улицам Братиславы движутся вперед наши войска. Переправа через Дунай выше Бра­тиславы на понтонных паромах.

Переправу проводят катера Краснознаменной Дунайской флотилии.

Оператор Рымарев.

Подлинник. Автограф.
________________________
1. На документе имеется распоряжение цензора: «Убрать кадры – "РС" на ка­терах. 21.07.45 г.».


Материалы по теме