75 лет со дня гибели фронтового кинооператора Арсения Петровича Шило


25.11.2019


Автор:
Е.В. Свистов

Краевед, соавтора книги «Новозыбков в годы Великой Отечественной войны: документы и воспоминания» (2018).

Фронтовые кинооператоры — их имена навечно вписаны в историю нашего Отечества благодаря тому, что они оставили нам нетленные кадры военной кинохроники, которые сейчас, спустя 75 лет, представляют собой документ эпохальной важности, так как запечатлели великую правду войны, которую нельзя ни оболгать, ни исказить.

О фронтовых кинооператорах как о героях войны заговорили только сейчас и то не во весь голос. Это их кадры мы видим в документальных фильмах о Великой Отечественной, правда, без упоминания их имен в титрах. Такая вот у нас Память!

Одним из таких «безымянных» героев Великой Отечественной войны является фронтовой кинооператор, уроженец Брянского края Арсений Петрович Шило. 22 октября исполнилось 75 лет со дня его гибели во время киносъёмки боёв за освобождения Риги.

Шило Арсений Петрович (1917 — 22 ноября 1944).

Родился Арсений Петрович в революционном 1917 году в провинциальном городе Новозыбков Черниговской губернии (сегодня Брянской области), ныне расположенном близ границ двух независимых государств — Украины и Беларуси.

О его семье почти ничего неизвестно, за исключением того, что его отец был сельским учителем.

Образование Арсений получил в школе им. Калинина, которая и сейчас является школой № 1. Школа эта знаменита тем, что её построил до Октябрьской революции на собственные средства князь Николай Дмитриевич Долгорукий в честь памяти рано умершей дочери. Изначально это была женская гимназия, в которой обучались девочки состоятельных и не очень состоятельных родителей Черниговской и других губерний. В свое время это учебное заведение окончили Эсфирь Шуб и Любовь Козинцева (сестра кинорежиссера Григория Козинцева).

Источник: www.novozybkov.ru.

Вот как об Арсении Шило впоследствии вспоминала одна из его одноклассниц:

«Он был одним из нас. А нам в то время было по семнадцать лет, и были мы десятиклассниками. Друзья звали его ласково «Арсюк». Он был среднего роста, обычной внешности, с добрыми, немного ироническими глазами. Даже когда он сердился или негодовал, лицо его оставалась добродушным, лишь в глазах появлялась укоризна. У Арсения были увлечения артистические. Он был заводилой школьного театра, инициатором и душой наших спектаклей и выступлений. В левом конце коридора третьего этажа, в коморке, откуда начиналась чердачная лестница, Арсений организовал «Актёрскую». Её стены были увешены афишами, шутливыми аншлагами, дружескими шаржами и карикатурами. Здесь же хранился и нехитрый реквизит. В это «Святилище» допускались лишь «причастные» к искусству.Так начинался путь Арсения в большое искусство. Школа была окончена, и осуществилось его мечта — он стал студентом операторского факультета ВГИКа». [1]

Поступив на операторский факультет ГИКа в 1936 году (с 1938 года – ВГИК. - Прим. ред.), Арсений Петрович переехал жить в Москву, где он продолжал встречаться со своими школьными друзьями, которые, как и он, учились в столице.

«В те годы многие из нас учились в Москве, и мы — студенты-земляки, встречались каждое воскресенье: вместе ходили в театр, катались на речном трамвайчике, прыгали с парашютной вышки в ЦПКО, бродили по набережным, чувствуя себя связанными общим детством, школой, городом, откуда мы приехали».[2]

27 мая 1939 года Арсений Петрович Шило с отличием окончил ВГИК, представив государственной экзаменационной комиссии свою дипломную работу «Контраст света на натуре», после чего был направлен на Свердловскую киностудию в качестве ассистента кинооператора документальной хроники, где участвовал в съемках Союзкиножурнала № 58.[3]

Выпускник ВГИКа Арсений Шило. Фото из частного архива.

Проработал Арсений Петрович на Свердловской киностудии меньше года: в 1940 году в возрасте 23 лет был призван в ряды Красной Армии. Именно с этого момента вся дальнейшая судьба Арсения Петровича была связана с армией.

Согласно приказа Военного Совета 21-ой Армии Донского фронта от 14.10.1942 года Арсений Шило был награжден медалью «За боевые заслуги».[4] Награду он получил за то, что, будучи адъютантом минометного батальона, при атаке немцев 13 августа 1942 года в районе одного из сёл близ Сталинграда «на командном пункте батальона поднял два расчета минометчиков в контратаку… не дав противнику закрепиться» на атакуемой территории. 

В дальнейшем во время боёв за Сталинград, он был сначала легко, а затем и тяжело ранен. В результате полученных ранений Арсений Шило был госпитализирован и отправлен в тыл на лечение.

Его лечение в Ульяновске проходило сначала в эвакогоспитале № 999 и длилось с 7 июня 1942 года по 5 января 1943 года, а затем продолжилось все в том же городе в госпитале № 1644. Здесь после врачебно-медицинского освидетельствования его комиссовали из рядов Красной Армии с инвалидностью 2-группы, выдав ему 30 января 1944 года воинское предписание для следования на родину, так как в конце сентября 1943 года его родной Новозыбков был уже освобожден от немецко-фашистских захватчиков.

С октября 1943 года вблизи Новозыбкова в селе Шеломы располагался Штаб политуправления 1-го Белорусского фронта. При нём находилась база фронтовых кинооператоров, с которой связано немало героических и драматических событий. Так, согласно командировочному предписанию, Роману Кармену, служившему с сентября 1943 года в киногруппе 1-го Белорусского фронта, надлежало прибыть в Новозыбков, где 1 декабря 1943 года в госпитале от ран, полученных во время выполнения боевого задания, скончался кинооператор Иван Малов

Источник: Госкаталог.РФ № 17860123.

Похороны Малова прошли со всеми воинскими почестями на Центральной площади Новозыбкова. На деревянном памятнике была сделана надпись: «Здесь похоронен капитан Малов Иван Фёдорович. Погиб на боевом посту 1 декабря 1943 года». Позже Иван Малов был перезахоронен в Новозыбкове на городском кладбище (ул. Красная). Вот как вспоминал об этом фронтовой кинооператор Михаил Посельский в своей книге «Свидетельства очевидца»:

«По возвращении с похорон Вани Малова, мы увидели на его кровати письмо из дома от жены: «Дорогой мой, мне приснился страшный сон, будто мы с дочкой потеряли тебя, я так переживаю, не могу успокоиться, места себе не нахожу. Только бы с тобой ничего не случилось! Пиши, родной, чаще... Всегда твоя Нюся».

C 6 по 7 декабря 1943 года в Новозыбкове проходило совещание армейских и дивизионных уполномоченных Национального комитета «Свободная Германия». В рамках его подготовки состоялась встреча Константина Рокоссовского с Вальтером Ульбрихтом. Тогда же в Новозыбкове находился фронтовой корреспондент Евгений Долматовский

Нам не известно, когда точно Арсений Шило приехал в Новозыбков, где останавливался и с кем встречался в период с февраля по май 1944 года. Однако именно в это время он добился, чтобы его, инвалида 2-ой группы, взяли на фронт как добровольца в качестве фронтового кинооператора.

Первые отснятые им кадры кинохроники — это «Форсирование реки Утрои», «Город Остров» — 21–22 июля 1944 г. Затем «Освобождение Города Пскова»[5] — 25 июля 1944 г. снятые в период: c 17.07.1944 по 31.07.1944 г вовремя Псковско-Островская наступательная операции. Затем в период c 10.08.1944 по 06.09.1944 г. во время Тартуской наступательной операции Арсением Шило были сняты кадры кинохроники битвы за «Город Тарту»[6] — 27 августа 1944, где операторами Брантманом  и Шило, в сопроводительном письме к отснятому материалу, указывалось, что «материал снят в горящем городе, много дыма, поэтому может создаться впечатление затянутости негатива (не смущаться, печатать)».

Город Тарту был вторым по величине городом в Эстонии, и бои на ближних подступах к нему начались 23 августа. Уходя из города, немцы подожгли и разграбили город, угнали многих его жителей. Фронтовыми кинооператорами съемки освобождения города в основном проводились с 23 по 26 августа 1944 года.

Во время первого этапа Рижской наступательной операции оператором Шило А.П. 7 октября 1944 года были сняты кадры кинохроники – битва за «Город Вальмиера» и за «Город Цесис», вошедшие затем в документальный фильм «8-ой удар».[7] А во время второго этапа Рижской наступательной операции были сняты кадры кинохроники «Бой за Тарту» и «за город Ригу».[8]

15 октября 1944 года во время съемок боёв за освобождения Риги на набережной возле фронтовых кинооператоров раздался взрыв, в результате которого Шило Арсений был  ранен и потерял сознание, но камера, которая была в его руках, продолжала работать.

Раненым, без сознания, кинооператор Шило Арсений Петрович был доставлен в военно-полевой госпиталь № 0191, а затем в госпиталь ХППГ 670 располагавшийся в м. Южные Ропажи, в котором он 22 ноября 1944 года скончался.[9]

Захоронен Шило Арсений Петрович в братской могиле в Литве в Рижском районе, с/с Ропажи на кладбище 22, в парке у пруда в братской могиле.

Впоследствии кадры этого последнего боя, снятые кинооператором Арсением Шило, вошли в документальный фильм «Освобождение Прибалтики».[10]

Его имя увековечено на мраморной доске в Центральном Доме кино в Москве среди других имён кинематографистов, павших за Родину в годы Великой Отечественной войны.

О жизни и воинском подвиге Арсения Шило до сих пор было мало информации. Сегодня мы вспомнили о его творческом и боевом пути. Что ж отдадим дань памяти этому светлому и храброму человеку – одному из создателей кинолетописи подвига нашего народа.

Е.В. Свистов, краевед (г. Новозыбков)

Стилистика автора сохранена.

_____________________________________
1. Воспоминания Елизаветы Григорьевы Непомнящей, доцента кафедры литературы Новозыбковскогогоспединститутата. Из личного архива автора.
2. Там же.
3. Госфильмофонд — N 13219, 1940 год.
4. Приказ подразделения №: 51/н от 14.10.1942 г.; Издан: ВС 21 Армии Донского фронта. Архив: ЦАМО)
5. РГАКФД: учетный № 6603.
6. РГАКФД: учетный № 6826
7. РГАКФД: учетный № 5031
8. РГАКФД: учетный № 748
9. Латвийский национальный архив, Латвийская республика, г. Рига фонда 430   Опись 4.
10. РГАКФД: учетный № 6787