03.09.2020

В.И. Фомин

Автор:
В.И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в  Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 675 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). 

 

Большаков Николай Иванович (1912–1990). 

Оператор документального и художественного кино. Родил­ся в Томске. Русский. Социальное происхождение – из служа­щих. Член ВКП(б) с 1944 г. Окончил в Ярославле среднюю шко­лу с педагогическим уклоном. В 1930–1932 работал учителем. В 1937 году окончил с отличием операторский факультет ВГИКа по отделению художественного фильма. Ассистент оператора на фильмах С.М. Эйзенштейна «Бежин луг» и «Александр Невский». Работал на Одесской и Сталинабадской киностудиях.

С осени 1941 по 1944 – фронтовой оператор. Снимал в составе киногруппы Черноморского флота. Участвовал в боях и опера­циях кораблей флота. Снял очерки «Морские охотники», «Смелый десант», работал по фильму «Черноморцы», «День войны».

Переход из игрового кино во фронтовую хронику, видимо, дался Большакову нелег­ко. Его служебная характеристика выглядела весьма сдержанно:

«За полугодие заснял 5 сюжетов, 2 сюжета приняты для фильма "День войны" и 3 для фильма "Черноморцы".

Тов. Большаков – квалифицированный оператор, дающий, как правило, фотографию высокого качества. Вместе с оператором Берлинером стремился работать в жанре худо­жественного очерка. Их совместная съемка в жанре очерка "Морские охотники" имела ряд формальных достоинств, но вместе с тем была лишена подлинного боевого колорита.

Эти недостатки имеются и в последующих работах т. Большакова. Методами хрони­кальной съемки он овладевает очень медленно.

Оператор переведен на съемку Каспийского флота. Сюжетов оттуда Центральная сту­дия еще не получила.

Директор Центральной студии кинохроники Головня.

Редактор Попов».

(РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 28. Д. 187. Л. 37.)

Зам. начальника Главкинохроники Кацман эту характеристику опровергать не стал:

«Большаков Николай Иванович еще не усвоил, что в съемках надо добиваться яркой передачи подлинно фронтовой обстановки. Увлекается инсценировками».

(РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 28. Д. 187. Л. 37.)

С осени 1942 г. назначен начальником киногруппы Каспийской военной флотилии. Для съемки фильма «Каспийцы» в июне – июле 1943 года был командирован в Иран. В 1944 году по спецзаданию был командирован в Англию для съемок каравана судов, шедших с грузами из зарубежных портов в СССР. Заснял около 3000 метров материала, пред­ставляющего значительную ценность для Кинолетописи. В составе кораблей ВМФ снимал боевые действия в Атлантическом океане, Норвежском и Баренцевым морях.

После войны – второй оператор знаменитого фильма И. Пырьева «Сказание о земле Сибирской». Снимал «Путь славы», «Джамбул» и др. фильмы.

Награжден орденами Красной звезды, Отечественной войны II степени.


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ

«ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Щ-214»

Кинооператоры: Я. Берлинер, Н. Большаков

Сюжет № 1

Сумерки. Гавань. У стенки силуэты военных кораблей.

У подводной лодки Щ-214 напряженная работа. Готовятся к выходу на боевую операцию.

Проносят ящики со снарядами, мешки с пресной водой. Продукты грузят с баркаса. С крана снимают торпеду.

В торпедном отсеке загружают торпеду (торпеду вталкивают старш. 2-й статьи Протоцкий и краснофлотцы тт. Хрекин и Кутковой).

Торпеду сопровождают надписью «Смерть немецким оккупантам».

Команда лодки проходит на корабль с личными вещами.

Командир т. Власов Владимир Яковлевич (награжден орденом Красного Знамени) отдает последние распоряжения.

От стенки отходят одна за другой три подводные лодки.

Три подводные лодки в походе в надводном положении.

Погружение.

Подъем перископа. Центральный пост. У перископа пом. командира подводной лодки Щ-214 старший лейтенант Луканидин. Рассвет. Пасмурно. Чистый горизонт. Медленная панорама. В кадре появляется силуэт вражеского транспорта. Резкое панорамирование (с точки зрения перископа). Прибор «ПУС» показывает сигнал «Товьсь».

У перископа командир лодки т. Власов. Командир отдает приказание «Залп».

Работа у приборов в отсеке.

В торпедном отсеке стрелка на приборе «ПУС» показывает «Залп».

Главстаршина т. Цирюта (награжден медалью «За отвагу») приводит в движение ры­чаг. Выпущена торпеда.

В центральном отсеке напряженно ждут результата. Слышен глухой взрыв. Красно­флотцы радостно друг друга обнимают.

Торпеда попала в цель.

Транспорт, объятый пламенем и клубами дыма, погружается в воду.

Затемнение. Бурун от перископа подводной лодки.

На горизонте вражеская шхуна.

У перископа командир лодки т. Власов.

Подводная лодка Щ-214 быстро всплывает, к орудиям бегут командиры.

Залпы из орудий по шхуне.

На горизонте взрыв и клубы дыма.

Лодка быстро погружается.

Подводная лодка Щ-214 возвращается из боевой операции в родную гавань.

Подходит к стенке.

В этот день Щ-214 потопила вражеские транспорт и шхуну.

За время Отечественной войны подводной лодкой Щ-214 под командованием т. Власова потоплены 3 вражеских корабля. Из них танкер водоизмещением в 10 тысяч тонн.

Особо отличившиеся члены экипажа награждены орденами Союза.

Кинооператоры: Берлинер Я.Л., Большаков Н.Ив.

Подлинник. Автограф. Без даты.