Операторы и работники фронтовых киногрупп. Бессмертный Михаил Самсонович


Операторы и работники фронтовых киногрупп. Бессмертный Михаил Самсонович

23.11.2019

В.И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 670 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). На фото (слева направо): режиссёр Михаил Слуцкий, организатор производства Михаил Бессмертный, режиссёр Владимир Бойков, советский военачальник К. Е. Ворошилов. 30-е годы. Фото из личного архива Е. В. Бойковой. 

Бессмертный Михаил Самсонович (1904–1980)

Организатор кинопроизводства. Еврей. Член ВКП(б) с 1932 г. Образование – среднее.

В годы Великой Отечественной войны входил в руководство Центральной студии кинохроники, был директором фильма «Разгром немецких войск под Москвой».[1]

Вот каким Михаил Самсонович запечатлен в воспоминаниях сво­ей жены:

«Он работал директором картины на Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ), что располагалась в Лиховом переулке, со дня ее образования, начал же он работу в кино маль­чиком на побегушках на студии Ханжонкова в возрасте 14 лет.

Его знали все люди, работавшие в кинематографе до самого дня его смерти в 1980 году. И он знал всех и всем помогал любым способом: деньгами, улаживанием квартирных дел, пу­тевкой на отдых, отправкой в больницу или детей в пионерлагерь: в последние 10-12 лет своей жизни он работал в отделе бытового обслуживания Союза киноработников, это была специ­ально для него созданная в Союзе кинематографистов должность. При упоминании имени "Бессмертный" люди начинали улыбаться.

На киностудии документальных фильмов Михаил Самсонович был во всех ипоста­сях: директором киногруппы (когда надо было ехать на съемки за рубеж или в дальние уголки страны), заместителем директора производства, организатором съемок в Кремле (куда было "оформлено" ограниченное количество хроникеров), руководителем кино­группы Западного фронта во время Великой Отечественной войны.

После войны он был представителем Комитета по делам кинематографии СССР в Бер­лине, откуда он с 1945 года вывез со студии УФА (будущей ДЕФА) все оборудование на киностудии Москвы – в качестве репараций».

Все-таки, наверное, надо бы сделать скидку на то, что перед нами воспоминания жены о покойном муже. Но, оказывается, и начальство кинохроники тоже ценило и, видимо, тоже горячо любило «товарища Бессмертного»:

«т. Бессмертный М.С. является одним из первых организаторов фронтовых киногрупп. Работая в качестве заместителя начальника кино­группы 1-го Украинского фронта, т. Бессмертный показал себя как отличный администра­тивный и хозяйственный руководитель группы, успешно заменяя во время частого отсут­ствия оператора – начальника группы т. Ошуркова М.Ф.

В своей повседневной работе т. Бессмертный умело контактирует свою работу с пред­ставителями командования, точно и оперативно выполняет сложные задачи по съемкам боевых операций фронта.

В период съемок боевых действий фронта последнего этапа Отечественной войны (соедине­ние с союзниками, бои за Берлин) т. Бессмертный успешно обеспечивал в сложной обстановке бесперебойное снабжение операторов, находящихся в боевых порядках войск, горючим, плен­кой, поддерживая бесперебойную связь и быстро доставляя снятый материал в Москву.

Отзывчивость, внимательность к нуждам операторов и обслуживающего состава ки­ногруппы, повседневная забота о бесперебойном обеспечении всем необходимым для работы, высокая дисциплинированность и точность дала основание хорошей оценке его работы со стороны командования фронта и руководства студии.

В дальнейшем т. Бессмертный М.С. может выполнять подобную работу в значительно большем масштабе и, безусловно, является ценным работником военных киногрупп.

За отличную работу по обеспечению съемок т. Бессмертный награжден командовани­ем фронта орденом Отечественной войны II степени.

Начальник военных киногрупп Л. Сааков».

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 164.)

Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени и др.

_________________________________
1. С декабря 1941 до августа 1942 — директор Центральной студии кинохроники; с сентября 1942 до мая 1943  — заместитель директора Центральной студии кинохроники. (Источник:  справочник  "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 108-110).
В титрах фильма «Разгром немецких войск под Москвой» не указан, но будучи директором Центральной студии кинохроники бесспортно был одним из руководителей киносъемок. 
1942 — Разгром немецких войск под Москвойполнометражный; режиссёры: Леонид ВарламовИлья Копалин; операторы: Иван Беляков, Георгий БобровТеодор БунимовичПавел КасаткинРоман КарменАнатолий Крылов,Алексей ЛебедевБорис МакасеевБорис НебылицкийВасилий СоловьёвМихаил ШнейдеровВиктор ШтатландСемён ШерАлександр ЩекутьевАлександр ЭльбертАлексей Семин (в титрах не указан); асс. оператора: Мария Сухова; звукооператор: Игорь Гунгер; директор группы: Г. Азов.