17.11.2019

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 89, 414-415, 825-826 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). 

Фото: "Будапешт. Февраль 1945 года". Автор фото: Евгений Халдей. Источник фото: www.russiainphoto.ru.

Фролов Александр Иванович (1904–1962).

Оператор и режиссер документального кино. Родился в одном из сел Владимирской губернии (ныне Ивановская область). Русский. Беспартийный. В 1919–1923 работал рассыльным, переплетчиком. В 1929 окончил ГТК. В 1929–1940 – оператор киностудий «Узбекгоскино» / «Узбеккино», «Туркменфильм» / Ашхабадской киностудии.

На фронте с июля 1941 г. – оператор Северо-Западного фрон­та, оперативной группы ЦСДФ и 2-го Украинского фронта. Сни­мал в партизанских отрядах.

По результатам его работы в киногруппе Северо-Западного фронта в 1942 г. его служебная характеристика гласила: «За 6 меся­цев – 8 сюжетов (один боевой).

В период зимнего наступления Красной Армии работал хорошо, проявляя качества боевого оператора. Он охотно снимал боевые действия, давал результативные докумен­тальные кадры. Лучший сюжет – "Разгром Голубой дивизии" – заключает в себе ряд выразительных кадров атаки и результатов боя.

За последнее полугодие т. Фролов показывает резкое снижение качества съемок: из восьми сюжетов только один был посвящен боевой теме. Неплохую съемку "Пехотным оружием по самолету" пришлось дотягивать, используя Фильмотеку. Решающие кадры падения подбитого самолета оператору заснять не удалось. Съемка лишь частично была оправдана кадрами с обломками самолета.

Сюжет "Транспортировка раненых" показывает, что Фролов безрезультатно ищет тематику и объекты своих съемок. Он мало заснял (400 м) и не дал интересный материал для СКЖ.

Оператор Фролов, по-видимому, не воспитал в себе качеств инициативного киножур­налиста. Он легко работает в периоды, богатые событиями и фактами. Но в моменты, требующие глубокой наблюдательности и творческой инициативы, он пасует».

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 4.)

Кинооператор Алексей Лебедев, руководитель другой фронтовой киногруппы, в ко­торой продолжил свою работу Фролов, дал ему противоречивую характеристику:

«Как фронтовой кинооператор обладает энергией, неутомимостью и смело работает в боевой обстановке. Его лучшие съемки: Орловская битва, Корсунь-Шевченковская операция, на­ступление в Молдавии и др. Особенно хорошие съемки уличных боев в Будапеште. За съемки боев на подступах к Восточной Пруссии награжден орденом Красной Звезды.

Работает на 2-м Украинском фронте с декабря 1944 г. Тов. Фролов работает "по настро­ению": будучи посланным в декабре прошлого года в кавалерийскую группу, он не снял ни одного метра, ссылаясь, что там не было интересного материала, хотя в это время эта группа выполняла боевое задание на территории Чехословакии. В период боев за Будапешт тов. Фро­лов все время находился в боевых порядках наступающей пехоты, снимал артиллерию, стре­ляющую прямой наводкой и дал несколько разбросанный, но интересный боевой материал.

К числу отрицательных свойств тов. Фролова надо отнести невыдержанность и гру­бость.

Начальник киногруппы Лебедев. 4 марта 45 г.».

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 106.)

Тем не менее, в преддверии близкой победы начальство опять высоко оценивает Фролова и представляет к высокой правительственной награде:

«Работает на фронте беспрерывно с июля 1941 года. Как фронтовой кинооператор об­ладает большой энергией, неутомимостью и смело работает в боевой обстановке.

Его лучшие и наиболее значительные съемки: Орловская битва, бои на Правобереж­ной Украине (Корсунь-Шевченковская), наступление в Молдавии и др.

Из съемок последнего периода высокую оценку получил материал, снятый в Буда­пеште, дающий правдивое, интересное изображение уличных боев за этот город. Съемки т. Фролова неоднократно премировались.

За смелую и интересную работу на последнем этапе войны и, особенно, за съемки боев в Будапеште т. Фролов заслуживает высокой правительственной награды».

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 140.)

Награда наградой, а вот в Москве на ЦСДФ места ему не находится.

В 1946–1949 Фролов – оператор Ташкентской студии, с 1950 года – на Алма-Атинской студии художественных и хроникальных фильмов / «Казахфильме».

Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1952).

Награжден орденом Отечественной войны I степени (1945), орденом Красной Звезды (1944), медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ (выборочно)

«ФРОНТА НА ВСЕХ ВИДАХ ТРАНСПОРТА» 

15 октября 1942 г.

Монтажный лист № 185

Оператор: Фролов А.И.

Пленка СЧС, аппарат КС-5, 180 м

Страна заботится о раненых, представляет все возможные при эвакуации раненых приспособления к местности, все виды транспорта на службу фронту.

Ср. пл. [средний план] Везут раненых на волокушах по болоту.
Кр. пл. [крупный план] Раненый в голову сидит на телеге (проезд).
Общ. пл. [общий план], ср. пл., кр. пл. Раненого везут, носилки прикреплены к лошадям.
Ср. пл. Раненых везут на двуколке.
Общ. пл., ср. пл. Погрузка, выруливание самолета, взлет, полет самолета.
Общ., ср. пл. и кр. пл. Приход эшелона узкоколейки, выгрузка, проходы на фоне озера.
Общ., ср., кр. пл. Проходы раненых, пронос на носилках на пароход на фоне озера.
Ср. пл., кр. пл. Проход двуколок на фоне парохода.
Ср. пл., общ. пл. Отплытие парохода.
Общ. пл., ср. пл. Раненые на пароходе.
Общ. пл. С парохода плывут берега.
Общ. пл. Пароход в озере плывет.
Общ. пл., ср. пл. Приход парохода, выгрузка, проходы раненых.
Примечание: пробы с конца кассет.

К этому материалу можно использовать мой материал, который был послан и использован в СКЖ № 55.

Одна кассета снята на целлулоиде «Съемка, погрузка на пароход раненых» (брак).
Фролов.
Подлинник. Автограф.

«АГИТБРИГАДА СРЕДИ РАНЕНЫХ ПЕРЕД ЭВАКУАЦИЕЙ В ТЫЛ»

15 октября 1942 г.

Северо-Западный фронт

Монтажный лист № 186

Оператор: Фролов А.И.

120 м. Пленка СЧС. Аппарат КС-5

Раненые перед эвакуацией в глубокий тыл проходят через ЭП, где им предоставляют возможность отдохнуть, читают газеты, играют в шахматы, слушают музыку, иногда при-езжает агитколлектив 1-й уд. армии под руководством Езова [1].

Ср. и кр. пл. Слушающие раненые.
Общ. пл. Через слушающих играет на гармони красноармеец Силев.
Ср. пл. Боец <…> Плавинский на фоне виден с перевязанной рукой.
Ср. пл. Крупно улыбается боец Паутов из 528-й части. У него перевязан один палец.
Общ. пл., ср. пл., кр. пл. Выступает «хор фрицев» под руководством <…>, кап. Эзова, его же слова (текст прилагаю).
Общ., ср. пл. Греков и Фельдман.
Общ., ср. пл. Частушки <…> исполняет Эзов (текст прилагаю).
Выход раненых из палаток, проходы и [нрзб.].
Вынос из палаты и погрузка в автобусы, отъезд на фоне озера.
Общ., ср. пл. Круг. Среди раненых читает газету сандружинница Егорова.
Общ., ср. пл. В кругу из раненых сестра Торская – слушают патефон.
Ср. и кр. пл. Слушающие раненые.
Ср. пл. и кр. пл. Слушающие раненые: слева – Мирошник, справа – боец Федотов, игра¬ют в шахматы на фоне палатки.
Для лаборатории: пробы с конца рулона кассеты.
Фролов.

Подлинник. Автограф.

1. В монтажном листе оператор упоминает эту фамилию по-разному: Езов и Эзов.

«ГОР. ЛЮБЛИН, МОЛЕБЕН ПОЛЬСКИХ ВОЙСК»

15 августа 1944 г.

1-й Белорусский фронт

Монтажный лист № 1071

Кинооператор: Фролов

Пленка СЧС-2, метраж – 200 м

1. Парад (день солдата).
Снято: общ. план войска, проход командования.
2. Кр. пл. священника.
3. Командование польское и русское на молебне.
4. Берлинг, склоняясь, сидит.
5. Булганин в центре.
6. Оркестр играет.
7. Ср. пл. Группа солдат.
8. Кр. пл. солдат.
9. Булганин здоровается с членами Правительства Польши.
10. Проход частей.
11. Парад войск.
12. На параде подносят цветы девушки, дети, старушки.
13. Бабушка раздает цветы.
Польша. «Поляки не имели права говорить, учиться, молиться по-польски...»
14. Группа на заборе.
15. Группа на разрушенном доме.
16. Группа девушек, толст. мужчина и рабочие приветствуют Красную Армию: за Стали-
на, за Красную Армию, за Варшаву – в Берлин.
17. Проход пехоты польских войск.
18. Проезд кавалерии.
19. Проезд артиллерии.
20. Булганин и члены Польской Рады. Беседа.
21. На трибуне Краевая Рада.
22. Булганин беседует с членами Краевой Рады.
23. Комендант города беседует с офицерами польской армии.
Замечание: это день – «День солдата» [«День польского солдата»]. Выясните данное
положение. Снято в день парада и молебна 15/VIII–44 г.

Оператор Фролов.

Незаверенная копия. Машинопись.

«Биться вместе. Рандеву Берлинга[1] с Чуйковым»[2]

8 августа 1944 г.

1-й Белорусский фронт

Монтажный лист № 1072

Оператор: Фролов

Метраж 60 метр. Пленка СЧС-2. Аппарат КС-5

Командующий 1-й Польской армией прибыл к командующему гвардейской армией, Герою Советского Союза генерал-полковнику Чуйкову, по вопросу координаций совмест­ных действий.

Снято:

  1. После совещания выход – проходят в центре Берлинг, Чуйков, чл. Военного совета армии Пронин (без головных уборов).
  2. Стоят, беседуют.
  3. Выход из калитки – прощаются.
  4. Берлинг садится в машину, уезжает, панорама.

К командующему армией прибыл зам. начальника Глав. Политуправления Красной Армии генерал-лейтенант Шикин.

  1. Проходит чл. Военного совета армии Пронин.
  2. В центре Шикин, нач. П/О армии генерал-майор Скосырев (справа), нач. Политуправ­ления фронта генерал-лейтенант Галаджев.
  3. Стоят, беседуют.
  4. Прощаются, Шикин садится в машину.
  5. Возвращается Чуйков, Пронин проходит.

Кинооператор Фролов.

Незаверенная машинописная копия. Название монтажного листа отсутствует.

1. Зигмунд Берлинг – польский генерал, организатор и первый командир дивизии имени Тадеуша Костюшко, потом 1-й Польской армии, сформированной в СССР и ставшей за­тем основой Войска Польского.
2. Чуйков Василий Иванович (1900–1982) – Маршал Советского Союза. Во время Гражданской войны 1918–1920 гг. командовал полком, был 4 раза ранен, получил 2 орде­на Красного Знамени.

Материалы по теме