Опубликовано: "Цена кадра. Советская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Документы и свидетельства" (Авторы-составители: В.П. Михайлов, В.И. Фомин; Министерство культуры Российской Федерации, НИИ Киноискусства; Изд.: — М; «Канон+», РООИ «Реабилитация»; 2010; с. 786-789).
В. И. Фомин: "Партийное происхождение документа до последнего времени было строго засекречено. До сведения кинематографистов постановление ЦК ВКП(б) было доведено в виде приказа председателя Комитета по делам кинематографии И. Г. Большакова, излагавшего содержание постановления СНК СССР".
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОРГБЮРО ЦК ВКП(б)
«О ПРОИЗВОДСТВЕ КИНОЖУРНАЛОВ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ»
15 мая 1944 г.
ЦК ВКП(б) устанавливает, что Комитет по делам кинематографии при СНК СССР (т. Большаков) неудовлетворительно руководит производством киножурналов. Часть киножурналов дает превратное, извращенное представление о наступательных действиях Красной Армии. В киножурналах не отображена действительная сила и размах наступления наших войск, не показаны героизм и боевое мастерство наших воинов, мощь советской военной техники. Крупные операции Красной Армии нередко сводятся к малозначительным эпизодам, а действия артиллерии, танков и авиации упускаются. В киножурнале о наступлении наших войск в Крыму, который не был выпущен на экран вследствие своего низкого качества, а также в ранее сделанных и также не выпущенных на экран журналах, посвященных освобождению Смоленска и Анапы, совершенно не показаны наступательные бои наших войск, действия артиллерии, танков и авиации. В указанном выше журнале, посвященном боям за Крым, не показан прорыв мощной линии немецкой обороны, умелый и стремительный маневр наших войск в Крыму.
Киножурналы составляются по стандарту, шаблонно, неинтересно. В производстве киножурналов преобладает рутина, несовместимая с передовым киноискусством.
ЦК ВКП(б) считает, что в организации производства киножурналов имеют место крупные недостатки:
а) производство киножурналов передоверено второстепенным малоквалифицированным работникам. Крупные режиссеры документальных и художественных фильмов не привлекаются к созданию киножурналов;
б) в производстве киножурналов укоренилась безответственность и обезличка. За создание киножурналов фактически никто не отвечает. Главное управление кинохроники (начальник управления т. Васильченко, заместитель т. Кацман) явилось на деле некомпетентной организацией, тормозящей развитие документальной кинематографии;
в) работа кинооператоров на фронте не направляется должным образом Комитетом по делам кинематографии при СНК СССР и пущена на самотек. Кинооператоры часто снимают малозначительные эпизоды, упуская съемку важнейших военных событий. Между работой операторов на фронте и работой режиссеров, выпускающих киножурналы, существует вредный разрыв. Операторы и режиссеры работают без всякой связи друг с другом;
г) киножурналы создаются без квалифицированной военной консультации. Тов. Большаков привлек в качестве главного военного консультанта киножурналов генерал-лейтенанта Хмельницкого, который совершенно не обеспечил киножурналы надлежащей военной консультацией и безответственно относился к своим обязанностям;
д) оплата режиссеров, выпускающих киножурналы, построена на основе уравниловки. За выпуск как хорошего, так и негодного киножурнала режиссер получает одну и ту же оплату.
ЦК ВКП(б) считает важнейшей задачей Комитета по делам кинематографии ликвидацию крупных недостатков в производстве киножурналов и создание документальных фильмов и киножурналов об Отечественной войне на высоком художественном уровне, своевременно и правдиво отображающих боевые действия советских войск, героизм и высокое воинское искусство наших бойцов и офицеров, мощь советской техники и ее умелое применение в боях, всенародную поддержку Красной Армии тружениками советского тыла.
В целях ликвидации крупных недостатков в деле выпуска киножурналов ЦК ВКП(б) постановляет:
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 117. Д. 409. Л. 105-107.
01 апреля 1925 года на экраны выходит «Совкиножурнал». C приходом звука в кино, был преобразован в «Союзкиножурнал» (премьера первого отечественного номера звукового киножурнала состоялась в декабре 1931 года). В 1944 году преобразован в киножурнал «Новости дня».
В годы Великой Отечественной войны в регулярных выпусках «Союзкиножурнала» была представлена военная кинохроника. Фронтовые репортажи, очерки, портретные зарисовки выходили в виде отдельных сюжетов. В 1941 — 1944 годах было выпущено 400 номеров этого киножурнала. После постановления ЦК ВКП(б) от 15 мая 1944 года «Союзкиножурнал» прекратил свое существование. Вместо него появились «Новости дня» (до конца войны вышли 65 номеров), а также специализированные «Фронтовые киновыпуски» (всего 24). В отсутствии телевидения кинопериодика ЦСДФ являлась единственным источником аудиовизуальной информации для населения СССР.