22.10.2019

В. Моргенштерн

Виктор Моргенштерн (1907 — 1986). В кино начал работать с 1924 года, сначала на студии «Госкино», затем «Совкино» как ассистент режиссёра. В 1928 году окончил Московский университет. С 1930 — режиссёром студии «Культурфильм». В декабре 1931 года, после ряда работ этнографичемкого характера, начал работать в кинохронике. С 1932 — режиссер киножурнала «На страже СССР». Режиссер фильмов —  «Я был спутником Солнца» (1959),  «Задумано Лениным» (1960) и ряда других.

Опубликовано: журнал «Пролетарское кино» № 17-18,1932 год. Фото: "Дом Союзов. Иллюминация 1 мая". 01 мая 1932 года. Москва. Автор фото: Александр Родченко. Источник фото: www.russiainphoto.ru.

„Пятнадцатый“ (учетный № в каталоге РГАКФД: 2817) — полнометражный документальный фильм о военном параде на Красной площади в Москве 1 мая 1932 года. Производство: Союзкинохроника. Режиссер: Яков Посельский. Снимали 40 кинооператоров. 
(Прим. ред. #МузейЦСДФ)

Есть фильмы, которые самым фактом своего появления  на том или ином  этапе развития советской  кинематографии — значительны и требуют максимального к себе внимания.

Говорить о фильме «Пятнадцатый», — это значит говорить об основных творческих запросах, стоящих сейчас перед  Союзкинохроникой в целом. (Вопросы организационного порядка, вопросы технической базы и т. п., для хроники также чрезвычайно назревшие и важные перерастают тему настоящей статьи й требуют более детальной разработки).

Разбираемая нами фильма является итоговой работой, закрепляющей уже занятые хроникой рубежи. Дальнейшая борьба  за полноценную  советскую кинохронику будет продолжаться уже с этих новых, качественно более высоких позиций.

Естественно, что эта фильма сконцентрировала в себе все творческие удачи, провалы и поиски пройденного этапа.

Сама значительность требований, предъявленных к «Пятнадцатому» выступавшими в печати и на обсуждениях товарищами, говорит о признании за хроникой права на полноценную, не только фактографическую работу.

Если мы будем помнить, что:

«...хроникальная продукция во всех ее видах (за некоторыми незначительными исключениями) является одной из форм широкой агитационно-массовой работы, из этого следует, что целью ее является организационное воздействие на зрителя, направленное к тому, чтобы максимально усилить его непосредственное практическое участие в социалистическом строительстве на том или ином конкретном участке» (Тем. план. Союзкинохроники на 1932 г.).

Если мы будем помнить, что перед режиссером Посельским стояла задача показать пролетарский праздник (именно праздник) на рубеже двух пятилеток, показать пятнадцатый май в стране строящегося социализма, показать его бодро, радостно и полнокровно, — мы должны понять, как велика эта задача и как велики трудности на пути ее осуществления. Мы должны будем понять, какую огромную инерцию уже сложившихся штампов показа «народов» и «демонстраций» режиссеру Посельскому пришлось преодолеть.

Какие же основные вопросы ставит перед нами «Пятнадцатый»? Это прежде и больше всего, вопрос о показе массы, о показе не только количественном (сколько влезет в кадр) но и качественном ее показе. Уже ставшее привычным по предыдущим работам хроники растворение каждого отдельного человека в толпе, в демонстрации, в массе (грубо говоря даже отсутствие крупных планов) нивелировало и человека и массу в целом. Забывалось, что личность — величина не арифметическая, но социальная, общественная единица. Фильма «Пятнадцатый» решительно порывает с этой традицией и в этом ее большая заслуга. На экране мы видим разнохарактерный, разноязыкий и, главное, живой бодрый, не напряженный, не «снимающийся», а живущий, радующийся, улыбающийся типаж.

Мы видим лицо советской демонстрации.

Естественно, что такой показ требует коренной ломки методов хроникальной съемки. Из опыта фильмы «Пятнадцатый» с абсолютной очевидностью ясно, что коль скоро художник будет поставлен перед задачей показать «человека, показать его в действии, во взаимосвязи с другими людьми, показать его через ряд поступков (...человек есть «не что иное, как ряд его поступков. — Гегель), он неминуемо столкнется с необходимостью длительного операторского наблюдения за объектом. Вспомним трибуну правительства в фильме «Пятнадцатый», где такая необходимость была установлена и дала ряд наиболее ценных кусков фильмы. Вспомним непревзойденные до сих пор куски т. Кауфмана в фильме «Небывалый подход», где, благодаря такому длительному наблюдению, оператору удалось заснять колхозное собрание, с ярко очерченной характеристикой всех участвующих персонажей.

Чрезвычайно остро и удачно использован в фильме «Пятнадцатый» прием, который мы привыкли называть конфликтным построением монтажной фразы. Если мы вспомним, что «Любая внутренняя борьба страстей, любой ряд взаимоопровергающих друг друга мыслей уже составляет драматическое действие» (Лессинг) и вспомним кадры прохождения тяжелой артиллерии, монтирующиеся с иностранными атташе, или Горького, монтирующегося с ребенком и т. да, и т. д., то для нас станет ясно, какие, даже не тронутые еще возможности таятся в арсенале кинематографического воздействия хроники.

В тематическом плане Союзкинохроники в свое время имелось:

«Актуальность, действенность политических установок, когда они выражены в кинематографической фильме, их убедительность, «доходчивость» до массового зрителя — находятся в тесной зависимости от кинематографического качества продукции кинохроники, т. е. от правильного и умелого выбора, применении и использования в каждом отдельном конкретном случае всех выразительных средств, имеющихся в распоряжении не только кинохроники, но кинематографии в целом».

Фильма «Пятнадцатый» одна из первых работ, пытающихся провести в жизнь эту установку, решительно порывающая со старыми, так называемыми «юбилейными» фильмами, догматически фиксировавшими действительность и не умевшими эту действительность обобщить и поднять до образа.

Если мы постараемся проанализировать «Пятнадцатый» и расчленить его на составные части, отдельные монтажные фразы и эпизоды, то такой анализ дает нам картину большой монтажной стройности и подчинения всех элементов монтажа центральной идее вещи показу бодрого, радостного праздника пролетариата, уверенного в своей силе.

Все монтажные фразы, начиная с прихорашивающейся к празднику пролетарской столицы, через кадры народа, показывающего всесокрушающую мощь рабоче-крестьянской Красной армии, оснащение передовой военной техникой, к финальным кадрам, вливающихся в проходящих мимо правительственных трибун демонстраций, пронизаны этой центральной идеей вещи.

Правда, в звуковом варианте эта стройность несколько нарушена, вынесением в начало вещи и механическим (не продуманным до конца) включением зарубежных кусков в финальную часть картины. Композиционным недостатком картины нужно признать несколько догматически понятую строгую хронологичность событий происходивших в день Первого мая, что дало положение, когда наиболее сильные куски (парад) пали на первые части картины, и дальше монтажное построение вещи идет «а снижение. Изобретенная тов. Посельским, концовка с мультипликационным впечатлением надписей на повторяющихся кадрах парада положения не спасает.

Нами умышленно ни одного слова не говорилось о звуковой части картины. Звук «Пятнадцатого» самостоятельного значения не имеет « носит служебные иллюстративные функции (проходят танки — грохот, вливается демонстрация — шали « т. п. и т. д.). Картина собственно звуковой с нашей точки зрения не является. Правда, следует оговорить прекрасно заснятую и записанную речь тов. Ворошилова и торжественное обещание. Здесь же нельзя не упомянуть о чрезвычайно ценном опыте последующего озвучения хроникальных кусков. «Пятнадцатый» на 90 процентов озвучен в павильоне. Демонстрации на Красной площади пляски на площадях Москвы, грохот проходящих танков и пролетающей авиации — записанные в павильоне, — звучат убедительно, полно и дают возможность говорить о дальнейшем использовании этого опыта в работах хроники.

Операторская работа в фильме «Пятнадцатый» (фильм снимало 40 операторов) заслуживает серьезного анализа. К сожалению, применительно к данному случаю — анализа ошибок. Эта тема, естественно, перерастает размеры данной статья, но нужно отметить, что работа режиссера Посельского была крайне затруднена низким качеством операторской съемки.

Вопрос о едином операторском плане, едином операторском стиле, при условиях съемки значительным количеством операторов одной картины, стоит чрезвычайно остро, ибо уже в октябрьские дни мы практически с ним столкнемся.

Бросается в глаза при просмотре «Пятнадцатого» абсолютная неудовлетворительность его мультипликационного оформления. Фоновые надписи и графически и идейно разрешены бедно и путано. Графический фон снятый о одинаковой резкости со шрифтом надписей, «выпирает» и затрудняет чтение самого текста, а часто даже неверно этот текст акцентирует. Обложка, решенная шрифтовым набором, досадно вычурна по шрифту и бедна по замыслу. Вопрос о графическом оформлении вещи (мультипликационном и типографском) стоит перед нами, работниками хроники, во весь рост и требует своего скорейшего разрешения.

И все же, подводя итоги, нужно сказать, что фильма «Пятнадцатый» — большой этап в работе Союзкинохроники и большая, производственная победа режиссера Посельского.