Опубликовано: Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 804-805 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: "Фронтовой кинооператор И. Сокольников под Веной". Апрель 1945 года. Автор фото: Е. Халдей. Источник: www.russiainphoto.ru (МАММ / МДФ)
Сокольников Иван Иванович (1910–1982).
Оператор документального кино. Русский. Окончил операторский факультет ВГИКа в 1940 г. Начал работать на Центральной студии кинохроники, откуда и был откомандирован во фронтовую киногруппу. В справке-информации 1944 г. для руководства кинохроники о работе Сокольникова говорилось:
«С первых дней войны находился в киногруппе Северо-Западного фронта. Дал целый ряд сюжетов высокого качества, показав большой производственно-творческий рост, и был переведен из ассистентов в кинооператоры 3-й категории.
В связи с болезнью был отозван с фронта. После болезни продолжал работать на Центральной студии кинохроники.
Был командирован в Иран, где образцово выполнил задание по съемкам фильма "Иран".Периодически командировался для съемок фронтового репортажа – на Западный фронт. Оперативно и высококачественно провел съемки по Ржеву.
Сейчас снимает в районе Холм-Жирковский».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 191. Л. 37.)
Вполне образцово работал Сокольников и в составе киногруппы 3-го Украинского фронта (декабрь 1944 г. – февраль 1945 г.):
«В киногруппе оператор Сокольников работает с декабря 1944 г. До этого он работал в авиасоединениях нашего фронта от киногруппы ВВС. Прикрепление его к авиации было нецелесообразным и себя не оправдало, поскольку он не имел опыта воздушных съемок.
Переведенный на наземные съемки в состав группы 3-го Украинского фронта, он сразу активно включился в работу. Еще находясь в киногруппе ВВС, он хорошо заснял вступление наших войск в Софию.
За последний период перед группой стояла одна задача: показать окружение и разгром будапештской группировки противника. Работая в районе Буды, Сокольников снимал борьбу наших штурмовых групп на улицах Буды. Проявил инициативу и оперативность в съемке похорон нашего парламентера, злодейски убитого немцами. Весь период тяжелых боев в Буде он беспрерывно находился в активно действовавшей дивизии и участвовал в штурме последних кварталов.
Все текущие задания, которые на него возлагались, выполнял хорошо, дисциплинирован. Имеется факт, говорящий о его несдержанности: он ударил шофера.
Нач. киногруппы 3-го Украинского фронта Кацман.
28 февраля 45 г.».
(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 7.)
Последний штрих с рукоприкладством, конечно же, несколько смазывает вполне благопристойный портрет.
А если вмазал по делу?
Съемки Сокольникова вошли в фильмы «В партизанском отряде товарища Н.», «Иран», «Освобождение Болгарии», «Взятие Будапешта», «Взятие Вены», «Австрия», а также во многие выпуски СКЖ.
После войны – оператор ЦСДФ. Снял около 600 сюжетов для кинопериодики.
Лауреат Сталинской премии (1951).
Награжден орденами Красной звезды, «Белого Льва» (Чехословакия), медалями.