Операторы и работники фронтовых киногрупп. Кузнецов Александр Георгиевич (1900–1974).


26.09.2019

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Москве) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 739-740 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В. А. Ждановой). 

Кузнецов Александр Георгиевич (1900–1974).

Организатор кинопроизводства. Русский. Беспартийный.

В системе кинематографии с 1931 г. Сначала в должности уполномоченного по организации, строительству и оборудова­нию Кинопоезда имени К.Е. Ворошилова, а затем (в 1932–1935 гг.) в должности зам. начальника Кинопоезда по административно-хозяйственным вопросам. С 1936 г. работал директором фильмов на Московской студии кинохроники. В 1939–1940 – начальник ки­ногруппы, снимавшей войну с Финляндией, а позднее директор фильма «Линия Маннергейма» (орден «Знак Почета»).

С 24 июня 1941 г. руководил съемками киногруппы Южного фронта. 10 октября 1941 г. после тяжелого ранения был откомандирован в Москву. В се­редине октября осуществил перевод Центральной студии кинохроники с Брянской ул. в Лихов переулок, а в ноябре – декабре организовал эвакуацию оборудования студии в Горький, а затем в Куйбышев.

Письмо зам. начальника политуправления МВО - бригадному комиссару Прудникову с просьбой о предоставлении двух платформ и вагона для отправки груза из Горького в Куйбышева (перевозка киноматериалов и киноаппаратуры необходимых для выпуска киножурналов). Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ.

Координировал работу по фильму «Разгром немецких войск под Москвой» и созда­нию спецвыпусков «Заседание Моссовета 6 ноября, посвященное XXV годовщине Велико­го Октября» и «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года».

С марта 1942 г. снова на фронте в должности начальника киногруппы 1-го Прибалтий­ского фронта. Очень тепло о Кузнецове отзывался С.С. Школьников:

«Он пришел в кине­матограф в двадцатых годах, в тридцатых работал в кинопоезде – маленькой киностудии на колесах. Операторы этого кинопоезда снимали хронику новостроек. Тут же, в поезде, проявлялась и монтировалась пленка. Нередко в тот же день, когда производилась съем­ка, делался и фильм, а вечером спецвыпуск – киногазету смотрели рабочие-строители.

В характере Кузнецова очень удачно сочетались высокая требовательность и сердеч­ность. Особенно душевно, по-отцовски, относился он к молодым кинооператорам. Алек­сандр Георгиевич вызывал неизменное уважение и любовь. К нему мы шли за советом по чисто деловым вопросам, делились и самым сокровенным, личным. Филь и Кузнецов работали в контакте, что называется, душа в душу. Естественно, это сплачивало нашу киногруппу, которая была коллективом творческим, где каждый имел свой почерк, свой стиль съемок».

За участие в съемках боевых операций по освобождению Ржева, Великих Лук, Невеля Кузнецов был награжден орденом Красной Звезды. В 1944 назначен начальником Отдела фронтовых киногрупп, а затем и.о. замдиректора ЦСДФ.

С конца 1944 г. – начальник киногруппы 1-го Белорусского фронта, принимал участие в создании фильмов «От Вислы до Одера», «Померания», «Берлин», был организатором съе­мок безоговорочной капитуляции Германии, Потсдамской конференции и др.

Фото: "После освобождения Харькова на площади Дзержинского (ныне Свободы). 1945 год". На фото: Кузнецов Александр Георгиевич – инженер-майор, заместитель начальника киногруппы политуправления 1-го Белорусского фронта; Орлянкин Валентин Иванович (в центре) – инженер-капитан, военный кинооператор; Смородин Виктор Алексеевич – инженер-капитан, кинооператор 1-й Чехословацкой Армии ( в период боевых действий на Украине и до сентября 1944 года кинооператор 1-го Украинского фронта). Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ (№ 10519910).

В последние месяцы войны заработал от новоиспеченного руководителя Главкинохроники Саакова столь убийственную характеристику, что десять раз пришлось про­верять: да тот ли это Кузнецов, который ранее получал от руководства совсем другие оценки, и о котором так нежно вспоминали подчиненные:

«…т. Кузнецов А.Г. работает во фронтовых киногруппах в качестве заместителя начальника с начала Отечественной войны. Имея большой опыт административной работы, т. Кузнецов, будучи зам. началь­ника киногруппы 1-го Прибалтийского фронта, смог хорошо организовать автомобильное хозяйство группы, наладить нормальные бытовые условия для операторов во фронтовой обстановке.

К серьезным недостаткам в работе Кузнецова А.Г. необходимо отнести недостаточную политическую грамотность и культуру, отсутствие оперативности, крайнюю медлительность, отнесение на второй план своевременности и точности выполнения задания за счет чисто хозяйственных дел.

Такое непонимание основного содержания работы зам. начальника киногруппы привело к тому, что в ответственный момент завершающего удара на 1-м Белорусском фронте – операции по форсированию Одера и взятия Берлина – т. Кузнецов А.Г. не только не сумел обеспечить необходимую организацию важнейших съемок, но в ряде случаев оказался прямым виновником нечеткой работы "тыла" фронтовой киногруп­пы, что, в свою очередь, сильно затруднило работу операторов в ответственный момент съемок.

В период съемок боев за Берлин т. Кузнецов изолировался от действующей части группы, находящейся в районе боев, не выполняя элементарных обязанностей по обе­спечению работы группы (снабжение горючим, связь, отправка материала и т.д.).

Только учет долголетней работы т. Кузнецова в документальной кинематографии удержал руководство от принятия немедленных резких мер. Однако неоднократные предупреждения не повлекли за собой какого-либо улучшения в работе т. Кузнецова.

Считаю дальнейшее использование в военных киногруппах т. Кузнецова А.Г. нецеле­сообразным.

Начальник военных киногрупп (Л. Сааков)».

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 168.)

Имел ли место, в самом деле, столь серьезный срыв в работе прежде умелого и достойно­го руководителя? Или следует думать о какой-то загадочной «черной кошке», пробежавшей между руководителем Главкинохроники и начальником киногруппы? И неизбежно возникает вопрос: а стоит ли в таком случае публиковать сегодня подобный сомнительный документ?

А если он не сомнительный?

В любом случае, нам представляется, что публикация и правомерна, и необходима. Пре­жде всего, потому, что сааковская характеристика, как, впрочем, и характеристики других фронтовых операторов – заслуженные и незаслуженные, так часто цитируемые на страни­цах нашей книги – это документы, во многом предопределившие судьбы летописцев войны в послевоенные годы. Для одних послевоенных биографий они сыграли роль счастливого трамплина, кого-то оставили на запасных путях, третьих – пустили под откос…

К счастью, с Кузнецовым последнего, кажется, не случилось.

После войны работал директором фильмов на ЦСДФ.

Награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».