Операторы и работники фронтовых киногрупп. Афанасьев Всеволод Иванович


Операторы и работники фронтовых киногрупп. Афанасьев Всеволод Иванович

19.09.2019

В.И. Фомин

Валерий Иванович Фомин (род. 18 апреля 1940 года в Татарстане (ТАССР), д. Ново-Шешминск) — киновед и историк кино. Доктор искусствоведения. Действительный член киноакадемии «Ника». Лауреат премий Союза кинематографистов и Гильдии киноведов и кинокритиков. Автор книг по истории кино.

Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 665 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фото: Фронтовой кинооператор В. И. Афанасьев во время боевого вылета на съемку. 1944 год." Источник фото: www.victory.rusarchives.ru

 

Афанасьев Всеволод Иванович (1917–1995). 

Оператор-документалист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988). Родился в г. Хоста Черноморской губернии (ныне Краснодарского края). Русский. Социальное происхождение – из служащих.

В 1939 году окончил операторский факультет ВГИКа. С 1940 года работал ассистентом оператора на Одесской киностудии, затем на киностудии «Мосфильм» в киногруппе Б. Барнета на фильме «Старый наездник».

В 1940 был призван на действительную службу в Крас­ную Армию. Война застала Афанасьева рядовым саперного батальона, располагавшегося в Литве. Воевал на Калининском фронте, потом на Витеб­ском направлении. В апреле 1942 г. был отозван для работы во фронтовой кинохронике и направлен в киногруппу Черноморского флота. Участвовал в операциях по высадке де­санта на «Малую землю» в районе Новороссийска. В августе 1944 г. снимал освобождение Болгарии и Румынии. В декабре 1944 года был переведен в киногруппу 3-го Украинского фронта. Снимал освобождение Венгрии, Австрии, Югославии. С августа по декабрь 1945 г. довелось еще вести съемки для фильма «Разгром Японии».

Блестящую характеристику ему дал руководитель Кинокомитета И.Г. Большаков:

«Военный кинооператор инженер-капитан Афанасьев В.И. – один из лучших операторов, самоотверженно работающих на фронтах Отечественной войны с немецко-фашистскими оккупантами, с 1942 по 1944 г. находился на кораблях и частях ВВС Черноморского флота, где отлично выполнил задания по съемке боев с немецко-фашистскими оккупантами.

Его съемка – штурмовка вражеского транспорта (18 апреля 1944 г.) и другие сложные боевые вылеты являются одним из лучших образцов боевой авиационной съемки в пе­риод Отечественной войны.

Тов. Афанасьев принимал участие и производил съемки боев за освобождение Сева­стополя, участвовал и снимал десанты на Мысхако, в Констанцу и Бургас.

С декабря 1944 г. Афанасьев В.И. находился на Дунайской флотилии в районе Будапешта, <…> где снимал боевую работу бронекатеров, совмещая эти съемки с работой в авиачастях фронта. Кроме многочисленных съемок наземных и морских боев капитан Афанасьев В.И. сделал 15 бо­евых вылетов на торпедоносцах, бомбардировщиках и штурмовиках.

В период войны с Японией оператор Афанасьев В.И. находился на Тихоокеанском фло­те, где снимал боевые действия кораблей и высадку десанта в Порт-Артуре.

Съемки оператора Афанасьева В.И. вошли в фильмы "Битва за Севастополь", "Новорос­сийск наш", "Болгария", "Будапешт", "Вена", "Разгром Японии" и др.

Отличная работа оператора т. Афанасьева В.И. была отмечена премиями, установлен­ными СНК СССР за лучшие боевые съемки.

Учитывая исключительное мужество и отвагу, проявленные при выполнении сложных заданий по съемке боевых действий кораблей и частей Военно-Воздушного Флота, считаю инженер-капитана Афанасьева В.И. достойным награждения орденом Красного Знамени».

(РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 28. Д. 95. Л. 28–28 об.)

После войны работал на киностудии «Моснаучфильм» / «Центрнаучфильм».

Лауреат Сталинской премии II степени (1946).


МОНТАЖНЫЕ ЛИСТЫ ФРОНТОВЫХ КИНООПЕРАТОРОВ

«ВОЗДУШНЫЕ МИНЕРЫ»

Монтажный лист № 971

Запорожский, Афанасьев

Сюжет о людях, которые, преодолевая невероятные трудности, выполнили весьма важное задание, в результате которого на реках Днепре и Дунае взлетели на воздух около десятка транспортов, барж и королевская румынская яхта.

Полеты проходили ночью при облачности до 8 баллов над морем и территори­ей противника. Важность этого задания можно охарактеризовать кратко – все участни­ки полетов награждены орденами Советского Союза. Очень жаль, что не удалось сделать законченный сюжет – иметь результат минной постановки, взрыв. Объяснить это мож­но одним – невозможность снимать ночью. Не снимать этот сюжет о людях, которых поздравлял с победой и флот, думаем, было бы неправильно. Это первая операция, давшая такой блестящий результат.

Сюжет снят непосредственно на одном из прифронтовых аэродромов из части Токарева.

Запорожский, Афанасьев.

Подлинник. Автограф. Без даты.

«"Мессершмитты" больше не взлетят...»

«АВСТРИЙСКИЙ ГОРОД ВИНЕР-НОЙШТАДТ»[1]

Снято для журнала «Новости дня»

Киногруппа 3-го Украинского фронта

Монтажный лист № 522

Оператор: Афанасьев

Снято – 120 метров. Пленка – «Суперпан»

Гор. Винер-Нойштадт первый из австрийских городов, павший от стремительных ударов Красной Армии. Этот город – крупный промышленный центр и важнейший узел же­лезнодорожных магистралей.

  1. Общий вид города (снято с самолета) на фоне вершин Альп. Отдельные городские места: железнодорожный узел, сплошь заставленный эшелонами, готовыми к отправке. Центр города, большое горящее здание рядом с церковью с двумя колокольнями. Это высшая офицерская школа СС, центральная городская площадь Гитлер Плац. Заводские авиационные цеха и ангары кругом опоясывают город.
  2. Снято на земле:

Разрушенные бомбардировкой англо-американской авиации заводские здания и ангары авиационных заводов, выпускавших 60% «Мессершмиттов-109».

Кадры со стоящими в цехах готовыми самолетами.

  1. В городе:

Горящее здание высшей офицерской школы СС. Кадр начинается с вывески перед вхо­дом в школу.

Здание, охваченное огнем.

Разрушения на центральных улицах города.

Австрийское население со своими вещами, группами на тележках везут вещи в уцелевшие районы города.

Наши войска уже давно прошли вперед к Вене. Девушка-регулировщица на одном из центральных перекрестков города.

Идут автомашины с бойцами и боеприпасами на Вену.

Кинооператор Афанасьев.

Подлинник. Машинопись.

___________________________________
1. Дата не указана. Имеется отметка цензора «24.4.45».

 «Колонны автоматчиков и пехотинцев с ружьями наперевес прохо­дят мимо ликующей толпы...»

«ПЕРВОМАЙСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ В ВЕНЕ»

1 мая 1945 г.

Монтажный лист № 680

Оператор: Афанасьев

Снято 120 метров, пленка «Суперпан»

Кадры улиц города, украшенного флагами, национальными и советскими. Население в колоннах с плакатами и знаменами направляется к месту сбора для участия в общегородской демонстрации.

Маленькая группа с национальным английским флагом. Это англичане, бывшие в плену.

Вот проходит мимо колонна итальянских рабочих.

Около здания парламента собралось много народа, наблюдающего за прохождением демонстрантов.

Пошли советские войска. Колонны автоматчиков и пехотинцев с ружьями наперевес проходят мимо ликующей толпы.

Национальный оркестр на площади города исполняет любимые национальные произведения. Под звуки вальсов Штрауса народ шумно выражает свое удовольствие.

Крупные планы музыкантов, дирижера и смеющихся, ликующих людей, заполнивших площадь. (На площади Шварценбергплац.)

Три-четыре крупных плана населения, читающего экстренные выпуски, посвященные 1 Мая.

Афанасьев.

Подлинник. Автограф.


Материалы по теме